Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 17 сентября


Святые 17 сентября
Зигмунт Щенсный Фелински, епископ

Также известен как Sigmund Felix Felinski, Zygmunt Szczęsny Feliński. Архиепископ Варшавы и основатель Конгрегации Францисканок Семьи Марии. Родился 1 ноября 1822 у Герарда Фелински и Евы Вендорф в Воютине в Волынии (в настоящее время Украина), бывшей тогда в составе России (Gerard Felinski, Eva Wendorff, Wojutyn, Volinia). 16 месяцев был архиепископом Варшавы, 20 лет провёл в ссылке и ещё 12 лет в изгнании. Архиепископ Тарсийский (Tarsus) и сельский приходской священник. Умер в Кракове, входящего тогда в состав Австрии, 17 сентября 1895 г. 58 из 73 лет своей жизни он прожил на территории, принадлежащей Российской империи.

Фигура духовная и национальная

Он почитается как Пастырь в изгнании, апостол национального согласия и единства в духе Евангелия, образец посвящения себя священству. Как архиепископ Варшавы и основатель Конгрегации он выполнял свои обязанности и был «Добрым Пастырем» с величайшим тщанием, любовью и отвагой, при этом в первую очередь внимательно наблюдая за собой. «Убеждён, что храня своё сердце незапятнанным, живя в вере и в братской любви к ближнему, я не собьюсь с пути. Они моё единственное и бесценное сокровище», писал он.

Семья

Третий из семи детей, двое из которых умерли в раннем возрасте, он был воспитан в вере и доверии Божественному Провидению, в любви к Церкви и польской культуре. Когда Зигмунту исполнилось 11 лет, умер его отец. Пять лет спустя, в 1838 г., его мать была арестована россиянами и сослана в Сибирь за участие в народно-освободительном движении. Её патриотическая деятельность была работой по улучшению социальных и экономических условий для крестьян.

Образование и окружение

Зигмунт был хорошо образован. После окончания школы он изучал математику в Московском университете с 1840 по 1844 годы. В 1847 он переехал в Париж, где изучал французскую литературу в Сорбонне и Коллеж де Франс. Он был знаком со всеми значимыми представителями польской эмиграции, например, с Адамом Мицкевичем. Он был другом поэта, борца за независимость Юлиушем Словацки (Juliusz Slowacki), который умер после восстания в Познани. В 1848 он принимал участие в подавленном восстании в Познани. С 1848-1850 он был учителем сыновей Элизы и Зенона Бржозовски (Eliza, Zenon Brzozowski) в Мюнхене и Париже. В 1851 он вернулся в Польшу и поступил в епархиальную семинарию Житомира (Zytomierz). Учился в Католической академии в Санкт-Петербурге. 8 сентября 1855 был рукоположен архиепископом Могилёвским Игнатием Головински (Ignacy Holowinski). До 1857 работал в приходе отцов-доминиканцев в церкви св. Екатерины Сиенской, затем епископ назначил его духовным руководителем Церковной академии и профессором философии. В 1856 г. он основал благотворительную организацию «Восстановление для бедных», а в 1857 - Конгрегацию Францисканок Семьи Марии.

Архиепископ Варшавы

6 января 1862 Папа Пий IX назначил Зигмунта Фелински епископом Варшавы. 26 января 1862 г. архиепископ Жилински рукоположил его в Санкт-Петербурге. 31 января он выехал в Варшаву, куда прибыл 9 февраля 1862 г. Варшавское восстание 1861 года было жестоко подавлено, страна находилась на осадном положении. В ответ на суровые меры россиян церковные власти закрыли все церкви на четыре месяца. 13 февраля 1862 г. новый архиепископ заново освятил кафедральный собор Варшавы; Российская армия осквернила его 15 октября 1861 г. 16 февраля он открыл все церкви города торжественным Сорокачасовым Выставлением Святых Даров.

Зигмунт Фелински пробыл архиепископом Варшавы 16 месяцев, с 9 февраля 1862 по 14 июня 1863 г. Это было тяжёлое время, с ежедневными столкновениями оккупирующих Российских властей и Народно-освободительным движением. К несчастью, он оказался в атмосфере недоверия со стороны некоторых мирян и даже духовенства, так как Российское правительство вводило всех в заблуждение, чтобы его считали тайно сотрудничающим с правительством. Архиепископ всегда недвусмысленно заявлял, что он служит только Церкви. Он также боролся с постоянным вмешательством государства во внутрицерковные дела. Он реформировал епархию, часто нанося визиты в приходы и благотворительные организации своей епархии, чтобы лучше понимать и удовлетворять их потребности. Он изменил программы обучения в Церковной Академии Варшавы и епархиальных семинариях, дав им новый импульс духовного и интеллектуального развития духовенства. Он всякий раз пытался освободить находящихся в заключении священников. Он способствовал открытому проповедованию Евангелия, катехизации прихожан, постройке приходских школ и заботе о подрастающем поколении, чтобы оно выросло трезвым, праведным и честным. Он помогал бедным и сиротам, открыл приют в Варшаве, поручив его сёстрам Семьи Марии.

В политическом отношении он действовал так, чтобы нация не оказалась в необдуманном и поспешном положении. Свидетельством его личного протеста против кровавого подавления россиянами «Январского восстания» 1863 г. является его отставка из Государственного совета и письмо, которое он написал 15 марта 1863 г. императору Александру II с призывом положить конец насилию. Таким же образом он выступал против казни через повешение капуцина о. Агрипина Конарски (Agrypin Konarski), капеллана «повстанцев». Его смелость и вмешательство быстро привели к тому, что он был сослан в ссылку Александром II.

Ссылка, продлившаяся 20 лет

14 июня 1863 г. он был выслан из Варшавы в Ярославль, где провёл следующие 20 лет, с запретом от царя на какие-либо контакты с Варшавой. Он нашёл способ, как организовать работу для помощи заключённым, в особенности священникам. Несмотря на противодействие российской полиции, ему удалось собрать средства на постройку католической церкви, в которой позже был организован приход. Людей вокруг поражала сила его духа, и они стали называть его «святой польский епископ».

Изгнание в Кракове

В 1883 после переговоров Святого Престола с Россией архиепископ Фелински был освобождён, и 15 марта 1883 г. Папа Лев XIII перевёл его из Варшавской епархии и назначил его титулярным епископом Тарсийским. Последние 12 лет своей жизни он прожил в изгнании, на юго-востоке Галиции в селе Дзвинячка (Dzwiniaczka) среди польских и украинских земледельцев. Как капеллан открытой для всех часовни в поместье графов Кешицки и Козебродски (Keszycki, Koziebrodzki) он начал вести напряжённую пасторскую деятельность. На собственные средства он открыл первую в деревне школу и детский сад. Он возвёл церковь и женский монастырь для Францисканок Семьи Марии.

Труды

В свободное время он готовил публикацию трудов, написанных им во время ссылки в Ярославле. Вот некоторые из них: Духовные собрания, Вера и атеизм в поисках счастья, Собрания по вопросам о призвании, Под руководством Провидения, Социальные взгляды на христианскую мудрость и атеизм; Воспоминания (в трёх редакциях).

Упокоение в Варшаве

Он умер в Кракове 17 сентября 1895 г. и 20 сентября был захоронен в Кракове. Позже его перезахоронили в Дзвинячке (10 октября 1895 г.). В 1920 его останки были перевезены в Варшаву, где 14 апреля 1921 г. были погребены в крипте собора св. Иоанна, где они сейчас и почитаются.

 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное