Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 29 декабря


Святые 29 декабря
Томас Бекет
(факультативная память)
Томас Бекет BM (RM)

Также известен как Thomas Becket (of Canterbury). Родился в Лондоне (Cheapside), Англия, 1118; умер в Кентербери, Англия, 1170; канонизирован в 1173 г.

Примечательно, что Генрих VIII, когда разрывал с Церковью, назначяя себя главой Англиканской Церкви, принял решение исключить Томаса, умершего четыре столетия назад, из длинного календаря английских святых. Томас умер за права Церкви при Генрихе II, от которого его преемник в конце концов отрёкся. В XVI в. его усыпальница, бывшая главным местом паломничества в течении четырёхсот лет, была разрушена, а мощи, хранившиеся в ней, сожжены (хотя по другим сведениям они были перенесены в Стоунихёрст, Stoneyhurst).

Томас отстаивал главенство закона Бога перед законом Цезаря. Где-то между двумя этими точками, между этими соответственными обязанностями, проходит разделительная линия, где сходятся эти области. Человек с совестью должен определиться, какое место он должен занять. Этот конфликт между Церковью и государством не нов. И на этот сложый рубеж был призван Томас, призван, чтобы жить и умереть.

То, чему он сопротивлялся в то давнее время, остальные не видели и не понимали, а он уже тогда предвидел те опасности, которые в конечном счёте погубили Церковь Англии. Они достигли наивысшей степени в 1533 г., когда архиепископом Кентерберийским был избран Крэммер (Crammer). И хотя такое же противостояние идёт повсюду и сейчас, в иных формах, Христос пророчествовал, что сатана никогда не одолеет Церковь.

Томас родился в обыкновенной трудовой норманской семье и был крещён в тот же день. Когда он рос, Матильда, его мать, взвешивала его и раздавала бедным столько хлеба, сколько показывали весы - щедрый вид благотворительности. Его отец Джильберт (Gilbert), шериф Лондона, позаботился о том, чтобы Томас получил хорошее разностороннее образование. Сначала его как студента отправили к монахам аббатства Мёртон в Суррее (Merton Abbey in Surrey), затем в Лондон, а потом в Парижский университет, и в 21 год он вернулся в Лондон.

Он был высок, статен, проницателен, любил хорошо провести время, красиво одеваться и отдыхать на открытом воздухе, и так приобрёл множество друзей и знакомых. Все они отмечали непорочность его жизни. Он любовался красивыми Божиими созданиями: благородными лошадями и быстрокрылыми соколами, а Бог любовался им.

Смерть отца поставила его в затруднённое положение. И примерно с 1142 г. он начал служить при дворе архиепископа Теобальда Кентерберийского. Сам архиепископ отметил его благородные манеры, прозорливость и одарённость. Он стал полагаться на него, доверять ему важные документы, и в конечном счёте они стали друзьями. Он взял его к себе на постоянную службу: они вместе ездили по поручениям короля, бывали во Франции, Риме и в других местах на континенте. Так Томас познакомился с самыми важными людьми страны и даже стал близким другом самого короля.

Примерно в это время Томас получил разрешение на изучение канонического и гражданского права в Болоньи и Оксере (Auxerre), что потом ему очень пригодилось в работе. За множество заслуг его назначили бенефициарием нескольких церквей (он мог распоряжаться их доходами), хотя он не был священником, - так было принято в то время.

В 1154 его, ещё очень молодого человека, рукоположили в дьяконы и назначили архидьяконом Кентербери. На этой должности, архиепископ Кентерберийский использовал его как посредника в отношениях с королевским двором. Томас стал фаворитом Генриха Анжуйского, когда убедил Папу Евгения III не признавать право наследования сына короля Стефана Блуа, Евстаса, и таким образом открыл Генриху путь на английский престол, ставшему Генрихом II (Stephen of Blois, Eustace).

На следующий, 1155 год, по совету Теобальда Томас был назначен канцлером Англии, и на этом посту он семь лет верно прослужил Генриху II как государственный деятель, дипломат и солдат. Деловитость, щёдрое гостеприимство и отстаивание интересов короля иногда даже вопреки интересам Церкви, позволили ему стать превосходным царедворцем.

Его способности, наряду с умением расположить к себе, отмечаемым всеми, с кем он имел дело, позволяли ему быстро завоёвывать влияние. Состояние государства в то время, когда он был канцлером, заметно улучшилось; его обязанностью было проводить в жизнь законы, и он делал это с беспристрастностью ко всем, мирянам или духовенству.

Бог вёл Своего слугу удивительной и долгой дорогой, шаг за шагом готовя его для того, чтобы он стал орудием Его замысла, как Он поступает с каждым согласно Своему замыслу жизни и труда, ему уготованного.

Назначая его на последний пост, король считал, что в его лице он получит себе послушное орудие, которым он сможет пользоваться как пожелает. Он сделал неудачный выбор для воплощения своих греховных замыслов. Он хотел сдержать власть Церкви, сам распоряжаться её доходами и делать назначения в угоду себе, то есть присвоить себе права Церкви, исконно принадлежащие ей самой. Томас любил Бога и Его Церковь, хотя внешне могло показаться, что Томас - сугубо мирской человек «Если вы назначите меня архиепископом,» говорил он, «вы об этом пожалеете. Вы говорите сейчас, что любите меня; потом же эта любовь обратится в ненависть.»

И произошло приблизительно то, что он и предсказывал. Заняв должность архиепископа Кентерберийского в 1162 г., а по своей учёности и характеру он весьма подходил для этого, он стал другим человеком; со дня своего избрания он полностью переменился. Он служил королю, а сейчас он должен был служить Королю королей, где слава стяжается дисциплиной и смирением. К удивлению и недовольству Генриха, Томас отказался от звания канцлера и был рукоположен в священники за день до посвящения в епископы.

Он не хотел быть архиепископом, но когда этот пост стал его, он радикально переменил свой образ жизни. Как он сам говорил о себе, он перестал быть «покровителем комедиантов и поклонником псов, и стал пастырем душ.» Сейчас он стал обычным священником, оставив дорогие наряды, которые он носил, когда был канцлером, и одел монашескую рясу.

Каждое утро он служил Мессу в кафедральном соборе с большим благоговением, даже со слезами на глазах, о чём имеются свидетельства. По вечерам он принимал участие в литургии, на которых пели монахи, им возглавляемые. Также он был щедрым благотворителем. Днём он вёл дела, которых было очень много, так как он был примасом (почётный титул главнейших епископов) Англии.

Теперь он был архиепископом и намеревался должным образом выполнять свои обязанности. Они включали в себя отеческую заботу о душе короля, бестактно и неприятно преподнесённые ему его бывшим другом.

Предстояло исправить множество злоупотреблений, преодолеть разногласия в вопросе о церковных землях и имуществе, духовенство не было готово отказаться от своих привилегий. Некоторые из его собственных прелатов были непокорны; их родственники, тесно связанные с королём и поддерживавшие его, чинили ему препятствия. По сути два главных спорных вопроса с Генрихом были связаны с полномочиями Церкви и государства над духовенством, обвиняемым в преступлениях, и в праве апеллировать к Риму. По вопросу отчуждения церковных земель Томас, знавший о состоянии дел лучше кого бы то ни было, предсказывал неприятности; они и не замедлили произойти.

Генрих же хотел действовать согласно установлениям своего деда, записанными в Конституциях Кларендона (Clarendon). С точки зрения матери Генриха, Матильды, эти установления были ошибочными. Они не согласовывались с недавно принятой Грегорианской реформой и вопросом о праве владения. Бекет поначалу принял эти Конституции, но когда вник в их смысл, отверг их. Это привело к конфликту.

На знаменитой ассамблее в Нортхэмптоне (Northampton) в 1164 г. Томас предстал перед своими противниками. Он предвидел, что многие рыцари не захотят поддержать его решения, что они для этого даже пойдут на его убийство; но он был бесстрашен, и их угрозы его не испугали: «Если меня убьют,» говорил он епископам, «я приказываю вам наложить отлучение от этих земель.» Король, тоже присутствовавший там, вспылил и показал истинную цель своего назначение: «Вы мой слуга,» сказал он, «я возвысил вас из ничего, а сейчас вы мне противитесь.»

«Сир,» ответил Томас, «Пётр был воздвигнут из ничего, но он правил Церковью.» «Да,» сказал король, «но Пётр умер за своего Господа.» «Я тоже умру за Него, когда придёт время,» отвечал Томас.

«Так вы мне не уступите?» спросил король. «Не уступлю, Сир,» ответил Томас.

Поняв, что выхода нет, Томас решил, что лучше принять изгнание, чем пойти на какое-нибудь соглашение с Генрихом II по вопросу о правах Церкви. Может быть, король поймёт, в чём дело и дарует Церкви её права. Томас уехал из страны и нашёл прибежище в Франции, где прожил более шести лет. По рекомендации Папы Томас обосновался в систерианском монастыре в Понтиньи (Pontigny) до тех пор, пока Генрих не стал угрожать, что уничтожит всех монахов систерианцев в своём королевстве, если они будут укрывать Томаса. И тогда, в 1166 г., он переехал в аббатство святого Коламба в Сан, которое находилось под защитой французского короля Людовика VII (Columba, Sens).

Обе стороны обращались к Папе Александру III, очень старавшегося найти приемлимое решение. Конфликт ещё больше разрастался, Генрих, возможно, склонялся к тому, чтобы погубить Томаса, а Томас осуждал сторонников короля и даже пытался получить отлучение.

В конце концов французский король Людовик VII убедил Генриха II встретиться с Томасом и заключить с ним перемирие, но обе стороны не стали делать никаких обещаний. Генрих думал, что после возвращения Томас не будет настаивать на своих требованиях. Генрих согласился с правом апеллировать к Риму, но реальную власть оставлял за собой.

Едва Томас вернулся в свою страну 1 декабря 1170, как они снова начали ссориться. Когда Генрих прознал в Нормандии, что Папа отлучил от Церкви непокорных епископов за присвоение себе прав архиепископа Кентерберийского, и что Томас не собирается их оправдывать, пока они не принесут клятву на верность Папе, он впал в неистовую безрассудную ярость, говоря: «Неужели никто не избавит меня от этого непокорного священника?» Эти слова были сказаны в раздражении и без намерения; однако четыре рыцаря, бывшие при короле, решили взять дело в свои руки. Они сели на корабль и тотчас же пересекли Англию. Был Адвент, приближалось Рождество.

29 декабря 1170 четыре рыцаря в окружении отряда солдат появились перед Кентерберийским собором, требуя архиепископа. Они были полны решимости убить архиепископа Бекета, считая, что получили на это благословение Генриха II.

Он находился в пристройке ко дворцу и занимался своими делами в сопровождении нескольких священников, так как большинство монахов были на вечернем богослужении в церкви. Предчувствуя беду, сначала они уговаривали, а потом и вынудили его против своей воли уйти в церковь, не только для того, чтобы избежать столпотворения, а чтобы найти там убежище, затворив за собой двери. Томас запретил им закрывать двери, говоря: «Церковь не должно превращать в замок.»

«Почему вы себя так ведёте?» спросил он. «Чего вы боитесь?» «Они ничего не смогут сделать, а только то, что Бог попустит.»

В полутьме, ибо были уже сумерки в то время года, рыцари с обнажёнными мечами пробирались в церковь, гневно спрашивая, «Где предатель, где архиепископ?»

«Вот я,» сказал Томас, «не предатель, а священник Божий. Что вам нужно от меня?» Один из рыцарей поднял свой меч, намереваясь ударить святого, но его товарищ простёр свою руку, защищая его от удара.

«Сложите ваш меч,» сказал св. Томас, «не такую защиту должно иметь Господу.»

Рыцари ринулись вперёд и совершили злодеяние - св. Томас был убит на ступенях своего святилища, а его мозг разлетелся по полу. Когда они наносили ему удар за ударом, Томас называл имена архиепископов, принявших до него мученичество: святой Денис и святой Эльфидж (Elphege) Кентерберийский. Затем он промолвил, «В Твою десницу, О Господи, я вверяю свой дух.»

Его последними словами, согласно одному очевидцу, были: «С готовностью я умираю за имя Иисуса и в защиту Церкви.»

Возле главного престола, на который с незапамятных времён восходили он и его предшественники, он принял мученичество и предал свою душу Богу. Каждый шаг его мученичества напоминает Страсти Христовы; от того, как его вместе с товарищами схватили в монастырском дворе, до погребения в гробнице, для него рассечённой в скале. Поистине, это было удивительное сходство между смертью Хозяина и слуги, на которое его ранние биографы, выражая чувства простых людей, не преминули обратить внимание.

Весь христианский мир был ошеломлён. Генрих был вынужден публично покаяться за убийство Томаса и начать возведение монастыря в Уитэме в Сомерсете, описанном в житие святого Хью Линкольнского (Witham in Somerset, Hugh of Lincoln).

Сразу после его смертью произошло множество чудес. За десять лет было зафиксировано 703 чуда. Его повсюду признавали святым ещё до его канонизации Папой Александром III два года спустя после его смерти. Томас был не безупречен; он был властен и упрям, честолюбив и вспыльчив. Но его самые возвышенные качества тоже всегда проявлялись. Годы ссылки в Понтиньи и Сан были временем подготовки к последнему суровому испытанию.

Томас был мучеником за Христа, уподобившимся Ему в своей смерти. Торжественный перенос его останков в новую усыпальницу за главным престолом состоялся 7 июля 1220. Эта церемония была самой величественной из когда-либо происходивших, и люди съехались со всей Европы, чтобы принять в ней участие.

Гробница св. Томаса Бекета была бесподобно великолепной, возможно, самой роскошной во всём мире. От неё ничего не осталось, потому что она была разграблена из-за сокровищ во время правления Генриха VIII. Вот как её описывали: «Всё выше каменной кладки было сперва деревянным, с драгоценными камнями, оправленными золотом, покрытыми золотыми пластинами, отделанными золотой проволокой, потом снова драгоценности, золотые броши, рисунки, ангелы, кольца, по десятку или по дюжине вместе, выцарапанными золотом на золотом основании. Сокровищами были наполнены сундуки, каждый из которых из Церкви могли вынести шестеро или семеро человек. С одной стороны был камень с ангелом из золота, указывающим к тому, изображённому там королём Франции, которого король Генрих вставил в кольцо и носил на большом пальце» (Morris).

Св. Томас был бесстрашным поборником правды и праведности, против нечестивых и беспринципных. Даже король принёс искупление и раскаяние у его усыпальницы. Он учит тому, что мы должны быть готовы к преследованиям и даже смерти за свою веру и за права Церкви перед государством.

Сейчас в большинстве европейских стран главенствует государство - нет места для Бога и веры. Мы воины Христовы, помазанные святым миром; будем же сильны и бесстрашны в своих стремлениях. Молитесь св. Томасу в ваших теперяшних нуждах. Он умер за веру, для которой мы все должны жить (Abbott, Attwater, Belloc, Benedictines, Bentley, Delaney, Duggan, Encyclopedia, Farmer, Hope, Hutton, Knowles, Morris, Murray, Speaight, Tancred, White).

Св. Томас обычно изображается в виде архиепископа, убиваемого перед алтарём тремя рыцарями, с распятием рядом с ним. Могут быть вариации. Иногда (1) только один рыцарь, (2) возле него подсвечник, (3) меч в его истекающей кровью голове, (4) хвост его коня отсечён, когда он едет по Рочестеру, (5) ангелы поют Laetabitur justus в его реквием, (6) он принимает рукоположение в присутствии короля, или (7) его сопровождает крестоносец в присутствии Папы. Его почитают в Сан (Roeder).

 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное