Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 25 декабря


Святые 25 декабря
Рождество Христово
(торжество)
Анастасия

Этой мученице принадлежит особая честь, в римской литургии у неё есть особое празднование, вторая Месса в день Рождества. Поначалу эта Месса отмечалась не в честь рождения Христа, а в связи с этой мученицей, и в конце пятого века её имя также было добавлено в римский канон Мессы. Тем не менее, она не является римской святой, так как приняла мученичество в Сирмиуме (Sirmium), и не почиталась в Риме вплоть до конца пятого века. Несомненно, что согласно более поздней легенде, датированной не ранее шестого века, она становится Анастасией Римской, хотя даже и по этой легенде она принимает мученичество не в Риме. Эта же легенда связывает её имя с святым Хрисогоном (Chrysogonus), и также не как римскую мученичецу, а казнённую в Акилеа, хотя в его честь в Риме была освящена церковь. Согласно этому житию, «Passio», Анастасия была дочерью Praetextatus, римского vir illustris, а Хрисогон был её учителем. В начале преследований Диоклетиана император вызвал Хрисогона в Акилеа, где тот принял мученичество. Анастасия, приехав из Акилеа в Сирмиум, чтобы посетить там верующих, была обезглавлена на острове Пальмариа (Palmaria) 25 декабря, а её тело было предано земле в доме Аполлинарии, который был перестроен в базилику. Весь этот рассказ является лишь легендой, не имеющей под собой исторических подтверждений. Всё, что известно достверно, это то, что мученица по имени Анастасия отдала свою жизнь за веру в Сирмиуме, и что память о ней была освящена в той церкви. В так называемом «Martyrologium Sieronymianum» (ред. De Rossi и Duchesne, Acta SS., 2 ноября) её имя указывается 25 декабря, где упоминается не только Сирмиум, но и Константинополь, уже с связи с другой историей. Согласно Theodorus Lector (История Церкви, II, 65), во время патриарха Геннадия (458-471) тело мученицы было перенесено в Константинополь и захоронено в церкви, до сих пор носящей имя «Анастасис» (гр. Anastasis, Воскресение); с этого времени церковь стала носить имя Анастасии. Подобным же образом почитание св. Анастасии дошло до Рима из Сирмиум, через уже существующую церковь. Поскольку эта церковь уже имела широкую известность, праздник этой святой стал отмечаться особенным образом. В Риме с четвёртого века у подножия Палатинского холма над Circus Maximus стоит церковь, украшенная Папой Дамасом (366-384) большой мозаикой. В Постановлениях Римского Собора 499 года она упоминается как titulus Anastasix. Происхождение этого имени точно неизвестно; или церковь обязана своим основанием и была названа в честь римской матроны Анастасия, также как и несколько именованных церквей Рима (Duchesne), или же она с самого начала была церковью Anastasis (освящённой в честь Воскресения Христова), также как и существовавшие к тому времени церкви в Равенне и Константинополе; от слова Anastasis потом произошло название titulus Anastasix (Grisar). В любом случае эта церковь была широко известна с четвёртого по шестой век, являясь единственной именованной церковью в центре древнего Рима, окружённая памятниками языческого прошлого. К её юрисдикции относился Палатин, где находился императорский двор. Так как почитание мученицы Сирмиума, Анастасии, получило новый толчок в Константинополе во второй половине четвёртого века, нетрудно догадаться, что тесные взаимоотношения между Старым и Новым Римом увеличили почитание св. Анастасии у подножия Палатинского холма. Во всяком случае, добавление её имени в Римский Канон Мессы в конце четвёртого столетия показывает, что в то время она занимала особое положение среди святых, публично почитаемых в Риме. С этого времени церковь на Палатине стала называться titulus sanctx Anastasix, а мученица Сирмиума стала номинальной святой старой базилики четвёртого века. Несомненно, благодаря своему положению как титулованной церкви района, включавшего имперские покои на Палатине, эта церковь долго оставалась главенствующей среди других церквей Рима; и только две церкви превосходили её по чести: св. Иоанна Латеранского, матери-церкви Рима, и св. Марии Старшей. Это древнее святилище стоит сегодня совсем отделённо, среди руин Рима. Поминовение св. Анастасии на второй Мессе дня Рождества - это последний остаток былой известности этой святой и её церкви в жизни христианского Рима.

О этой странице

Цитирование APA. Kirsch, J.P. (1907). Св. Анастасия. В Католической энциклопедии. Нью-Йорк: Robert Appleton Company. http://www.newadvent.org/cathen/01453a.htm

Цитирование MLA. Kirsch, Johann Peter. «Св. Анастасия.» Католическая Энциклопедия. Том 1. Нью-Йорк: Robert Appleton Company, 1907. <http://www.newadvent.org/cathen/01453a.htm>.

Переписывание. Эту статью для New Advent переписала Christine J. Murray.

Церковное одобрение. Nihil Obstat. 1 марта 1907. Remy Lafort, S.T.D., цензор. Imprimatur. +John Cardinal Farley, архиепископ Нью-Йорка.

 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное