Также известен как Philip Neri. Родился во Флоренции, Италия, 22 июля 1515;
умер в Риме 26 мая 1595; канонизирован в 1622 Папой Григорием XV.
«Радостное сердце легче становится совершенным, чем повергнутое в уныние.»
--Святой Филип Нери.
Святой Филип, сын Франциска Нери, нотариуса, один из самых любимых святых.
Некоторые черпают вдохновение в более известных святых, таких как Франциск
Ассизский, но я люблю этого шутника, который показывает, что святость не
обязательно подразумевает непреклонность. Из всех святых, Филип Нери был
одним из самых счастливых и оригинальных. Все любили его и просили его совета.
Природа наделила его бодрым и весёлым темпераментом, и он всегда старался
смотреть на вещи с лучшей стороны. Он любил музыку и поэзию, и был
одарённым психологом-самоучкой.
Его мать умерла, когда он был ещё молодым, но отец, флорентийский нотариус,
женился во второй раз на женщине, ставшей для детей хорошей мачехой.
Ещё в счастливом детстве он обладал открытым пытливым умом с честным
энергичным характером. В мире не оставалось ничего интересного, что бы не
привлекало его внимание,
и вся его жизнь проходила в поиске истины и добродетелей.
И конечно же, этот мир, наполненный любопытными и чудесными вещами,
был для него предвкушением вечного счастья, и он не переставая благодарил Бога
за Его доброту. Его чаша, говорил он, была полна и переполнялась,
а доброта и благодать следовали за ним во все его дни.
«Довольно, Господи, довольно,» кричал он от широты своей души.
«Удержи, умоляю, потоки Твоей благодати.» И опять,
«я всего лишь смертный, я не смогу вместить в себе столько радостей!»
Филип получил образование в доминиканском монастыре Сан Марко,
где ещё помнили монаха Савонаролу. В 18 лет его отправили в Сан Германо к
родственнику, который, как надеялись, передаст ему своё преуспевающее дело.
Там он работал помощником купца у подножия Монте Кассино.
Вскоре после своего приезда, однако, ему было мистическое видение,
вслед за которым последовало его обращение, и с тех пор мирские блага
перестали его интересовать.
В 1533 он без денег поехал в Рим. Он искал приют вместе с Галеотто
Гаккиа (Galeotto Caccia), таможенным служащим, сыновей которого он обучал.
Он прожил как монах два года в мансарде, проводя в молитве все дни и ночи.
Потом он начал брать уроки по философии и богословию в Сапиенца и в
Сант`Агостино (Sapienza, Sant'Agostino), и так он проучился три года, и всё это
время он находился в служении своим близким.
Потом он резко прекратил обучение, продал большинство из своих книг,
и начал проповедовать на улицах и рынках Рима, жители которого
охладели к вере; город был развращён, а Церковь была отражением пороков
светского общества. Во время своих уличных проповедей он вступал в разговор
с людьми разных сословий, и смог убедить многих из них начать ухаживать за
больными в больницах и ходить в Семь Церквей.
Он много времени проводил в молитвах, особенно по ночам в катакомбах
церкви святого Себастьяна на Аппиевой дороге.
В 1544 у него там было видение, в котором огненный шар попал ему в рот и
достиг сердца; после его смерти сообщалось о найденных у него физических
последствиях этого видения.
С своим исповедником, отцом Персиано Росса, в 1548 он основал Братство
Пресвятой Троицы, в которое вошли 14 бедных мирян, собиравшихся для
духовных упражнений в церкви Сан Сальваторе в Кампо. Группа занималась тем,
что читала вместе с жителями Рима молитву Сорок часов и помогала нуждающимся паломникам.
Эту работу они потом стали вести в больнице Santa Trinita dei Pellegrini,
где в юбилейный 1575 год нашли пристанище 145 000 паломников.
Филип по настоянию одного из своих друзей получил рукоположение в 1551 г.
Вместе с о. Росса он переехал в Сан Джироламо делла Карита
(San Girolamo della Carita), где работал в основном исповедником, в том
числе и высоких церковных сановников. Он был остроумным и проницательным
человеком, и, обладая даром постигать душу, смог обратить многих.
Очевидно, он любил устраивать розыгрыши, впрочем, всегда безобидные.
Однажды ему исповедалась женщина в том, что любит разносить слухи и
клевету, прося совета, как ей избавиться от этой привычки. Он посоветовал ей,
«Пойдите на ближайший рынок, купите только что убитого цыплёнка и ощипайте
ему перья по дороге обратно ко мне.» Она весьма изумилась, но сделала то, что
он сказал и вернулась к нему с ощипанным цыплёнком. «А теперь вернитесь,»
сказал он, «и принесите мне все те перья, что вы разбросали.»
«Но я не могу,» ответила она, «это невозможно. Я легкомысленно выбросила
перья и их унесло ветром. Как же я смогу их собрать?»
Он ответил: «Не сможете. И точно также ваши скандальные слова.
Их разнесло во все стороны. Вы не сможете призвать их назад. Идите и больше не
злословьте.»
Святой хотел отправиться в зарубежную миссионерскую поездку, но один
бенедиктинец из монастыря святого Павла убедил его в том, что его апостольское
призвание в Риме. Про него говорили, что во время Мессы у него часто бывали
видения, так что министрантам часто приходилось удаляться из церкви на
несколько часов и возвращаться на службу, когда он приходил в себя.
Возле церкви Сан Джироламо была устроена комната для тех, кто искал его
духовного наставничества. Там же он организовывал оказание помощи больным и
нуждающимся. Его с последователями называли ораторианцами из-за колокольчиков,
в которые они звонили, чтобы собрать участников на встречу. Музыка,
называемая «ораторио», получила название от ораторианцев, так как они
использовали музыку в своих службах, основанную на библейских или других
религиозных сюжетах, они пели её соло или в хоре.
Во время своей жизни Филип Нери и его Ораторий стали центром религиозной
жизни в городе, а сам он стал самым известным человеком в Риме.
Позднее его стали называть «Вторым апостолом Рима.» В 1564 Филип стал
настоятелем церкви Сан Джованни, переданной под его управление его римскими
друзьями флорентийцами. Там он ввёл в должность пять своих рукоположенных
молодых учеников, включая Чезаре Барониуса (Cesare Baronius), историка.
Он делил с ними стол и совершал богослужения.
Филип составил для них простой устав, где не было обязательств принесения
обетов или отказа от имущества. Конгрегация росла, и в 1575 её утвердил
Папа Григорий XIII. Папа передал им церковь Санта Мария в Валличелла (Vallicella).
Филип решил перестроить старинную церковь. Для этого цели стали поступать
пожертвования, в том числе от Карла Борромео и от
Папы. В 1577 конгрегация Оратория переехала в новую церковь, Кьеза Нуова
(Chiesa Nuova).
Филип оставался в уединении в Сан Джироламо до 1583 или 1584 г.,
когда он, подчиняясь воле Папы, не переехал на новое место. В то время он
был известен как «Апостол Рима», к нему с уважением относились Папа, кардиналы,
правители и простые люди. И хотя он всегда был открыт для своих
последователей, но продожал жить и питаться в одиночестве.
Привлечённые его духовной мудростью, к нему приходили богатые и бедные,
сильные и беспомощные. Ему приписывали дар чудотворчества и прорицательства.
Однако святой Филип не смог избежать критики и вражды: некоторых
возмущала нестандартность его речей, поступков и миссионерских методов.
Он хотел восстановить твёрдую и энергичную жизнь римских
христиан спокойным образом, находясь вместе с ними. Его путь
к совершенству подходил как для мирян, так и для духовенства и монахов.
Он больше проповедовал о любви и духовной чистоте, чем о физическом воздержании.
Добродетели, которыми он обладал, производили большое впечатление на
окружающих: любовь Бога и человека, смирение, чувство меры, доброта и
весёлость - слово «смех» часто упоминалось в связи с святым
Филипом Нери. Как и святого Томаса Мора, его
отличало жизнерадостность, которая считается, что должна быть у каждого
святого, но проявляется у некоторых из них более отчётливо, чем у других.
В 1593 он помог избежать конфликта между Францией и Святым Престолом,
когда смог повлиять на принятие решения о прощении протестантского
короля Наварры Генриха IV. В тот же год он оставил пост настоятеля по
состоянию здоровья. Он умер от потери крови, последнее, что он сделал -
поднял руку и благословил своих последователей. Он был захоронен в Кьеза Нуова
(Attwater, Benedictines, Bentley, Delaney, Gill, Poncelle, Trevor, White).
В искусстве святой Филип - ораторианский священник с розарием.
Иногда ему является Дева Мария (Roeder). Он часто изображается в красном
с лилией в руках или с лилиями вокруг него (White).