Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 2 мая


Святые 2 мая
Святой Афанасий, Учитель Церкви
(память)
Афанасий Александрийский B, Учитель Церкви (RM)

Родился в Александрии, Египет, ок. 295-297; умер 2 мая 373; Учитель Церкви (один из четырёх великих греческих Учителей); на Востоке его почитают как одного из трёх Святых Иерархов.

«Все мы по природе боимся смерти и разложения наших тел, но вспомним этот самый поразительный факт: что те, кто принял веру креста, презирают то, что обычно внушает страх, и ради Христа перестают бояться даже смерти. Когда Он стал человеком, любовь Спасителя отдалила от нас смерть и обновила нас снова; ибо Христос стал человеком, чтобы мы могли стать Богом.» --Афанасий

«Он стал тем, кем мы есть, чтобы Он смог сделать нас тем, Кем есть Он.» --Афанасий
St. Athanasius
Святой Афанасий

Афанасий был дьяконом, возглавлявшим борьбу за Православие против арианства на Никейском Соборе, его за это пять раз отправляли в ссылку. О его семье ничего не известно, только что она была христианская, а его брата звали Пётр. На самом деле история начинается на песках Александрии, когда группа детей привлекла внимание их епископа, святого Александра. Из своего дома, выходящего на берег, Александр увидел, как они играли, и, желая узнать, что это была за игра, послал за ними. Они ответили, что играют в «крещения», один из них был епископом, другого погружали в воду, подражая церковному обряду. Поражённый их невинностью и серьёзностью, он добавил к их простой игре обряд миропомазания, и годы спустя мальчик, игравший епископа, стал его архидьяконом. Это был Афанасий, позже сам ставший епископом Александрийским.

Святой получил прекрасное образование в школе катехизации Александрии, где обучали греческой литературе и философии, риторике, праву и христианскому вероучению. Он исключительно хорошо был знаком с библейскими текстами. С своих сочинениях он пишет, что богословию он учился у учителей, бывшими исповедниками во время Максимиановских гонений. С самой молодости, у него сложились близкие отношения с пустынными затворниками, пригодившимися ему потом во время его последующих ссылок, когда они несколько раз защищали его.

Афанасий жил во время, когда Церковь, сумевшая спастись от преследований и жестокостей языческого мира, была раздираема внутренними ересями и раздорами. Самым главным еретиком был священник Баукалий, прозванный Арием (Baukalis, Arius), который оспаривал божественность нашего Господа, возглавлявший многочисленное течение. Он утверждал, что Христос не вечен, что Он был в какой-то момент создан Вечным Отцом и поэтому не может называться единосущным Отцу.

Александр потребовал, чтобы Арий в письменном виде изложил своё учение, чтобы сначала обсудить его с Александрийским духовенством, а затем на синоде египетских епископов. Только с двумя голосами против, епископы отлучили Ария и ещё одиннадцать священников и дьяконов, следовавших его учению. Тогда Арий распространил свою ересь в Кесарии, где заручился поддержкой Евсевия Никомидийского и других сирийских прелатов.

В Египте ему удалось перетянуть на свою сторону мелитиан (Meletians) и множество так называемых интеллектуалов. Тем временем его учение положили на музыку, сделав гимнами, которые распевали на рынках, распространявшимися моряками по всему Средиземноморью. (Карташев так пишет о Арии: «Ученый-диалектик (по Созомену), красноречивый проповедник, высокого роста худощавый старик в аскетической простой одежде, чинного и строгого поведения (даже враги не сочинили о нем ничего худого), он был кумиром многих своих прихожан, особенно женщин, точнее - диаконис и девственниц, представлявших собою многочисленную организацию.») Влияние этого человека настолько возросло, что в 325 г. был созван знаменитый Никейский Собор, на котором председательствовал император Константин.

В то время Афанасий, только что закончивший писать трактат De Incarnatione, где разъяснялась искупительная миссия Христа в восстановлении падшего человека к образу Божиему, по которому он был создан, был невысоким 25-летним дьяконом, служившим секретарём у епископа Александра. Он сопровождал епископа на Соборе, возможно, и не думая о том, что он сыграет в нём какую-нибудь существенную роль. Но ему суждено было предопределить участь христианского мира; поскольку он более других оказался способен постичь важность вопроса, и своим ясными и мощными аргументами привести еретиков в замешательство.

И так битва за веру оказалась выигранной, и Собор составил послание, в котором Арий отлучался от Церкви, оно заканчивалось так: «Молитесь за всех нас, дабы то, что мы почли определить как благое, оставалось неосквернённым, через Бога Всемогущего, и через Господа нашего Иисуса Христа, с Святым Духом, Которому слава во веки веков.» Символ Веры, сформулированный там и подтверждённый на Соборе в Константинополе в 381, до сих пор используется в литургии Католической Церкви.

Но, как утверждал Почитаемый Джон Генри Ньюман (John Henry Newman), в период после Никейского Собора, миряне были твёрдыми поборниками католического православия, а епископы сбились по многим вопросам. Это, конечно, преувеличение, но не безосновательное. В ответ на случившееся группа недовольных смогла оклеветать Афанасия в глазах императора, постоянно желая с ним расправиться.

После смерти патриарха Александра, Афанасий стал епископом, хотя тогда ему было всего лишь 30 лет (в 328). Почти сразу же Афанасий начал объезд всей своей епархии. Как епископ Александрийский, Афанасий отвечал за благоустройство отшельнических монахов и отцов. 40 лет он был их духовным отцом. Он оказывал помощь аскетическому движению в Египте, дружил с святым Пахомием и Серапионом, и первым познакомил Запад с монашеством. Примерно тогда же он был назначен епископом Эфиопии, где недавно появилось христианство.

При имперском дворе в Константинополе было множество ариан. Поэтому соперники были влиятельные, среди них два Евсевия (Кесарийский и Никомидийский). Евсевий Никомидийский, арианский епископ, вернувшийся из ссылки в 330, пытался вынудить Афанасия допустить Ария к причастию, даже старался заручиться для этого поддержкой императора Константина, чтобы оказать давление на святого. Афанасий отвечал в письме к императору, что Католическая Церковь не может состоять в общении с еретиками, не признающими божественность Христа. После этого Евсевий пытался оправдать Ария в письме к Афанасию.

Затем Евсевий стал притягивать на свою сторону раскольников-мелетиан. Они пытались опорочить Афанасия по надуманным обвинениям. Мелетиане утверждали, что епископ взимал подать полотном за использование своей церкви, посылал золото некоему Филомену, которого подозревали в измене, и поручил одному из своих помощников уничтожить сосуд для причастия, который использовал для евхаристии мелетианский священник Исхирас (Philomenus, Iskhyras). Император отвёл от Афанасия все эти обвинения. Потом его обвинили в убийстве мелетианского епископа, Арсения. Все знали, что епископ был в бегах, не выполнявшим приказ прибыть ко двору.

Афанасий был вынужден предстать перед собором, созванным в Тире (Tyre) в 335. На нём было множество врагов и ариан, которые насобирали новые обвинения и вспомнили старые, включая разбитый сосуд. Афанасий отличался тонким чувством юмора, помогавшим ему справляться с соперниками. После того, как его обвинители представили руку, якобы отрезанную Афанасием от убитого Арсения, Афанасий, по преданию, представил им живого Арсения. Сперва показав его лицо, потом, раскрыв плащ епископа, показал одну его руку, затем вторую, говоря, «Пусть никто не просит третьей, ибо Бог дал человеку только две руки.»

Поняв, что приговор ему был предрешён, Афанасий внезапно покинул собрание и уехал в Константинополь. По возвращении он подошёл к императору на улице и выпросил аудиенцию. Он так убедительно себя защищал, что Константин написал суровый ответ на письмо Тирского собора, где Афанасий осуждался и низлагался, вызывая поставивших под ним подпись в Константинополь для повторного рассмотрения дела. Однако ещё до того, как первое письмо достигло получателей, было получено второе, подтверждавшее Тирский приговор и ссылку Афанасия в Трир (Trier, Германия).

Так им удалось сместить Афанасия с епархии, но когда о нём вспомнил и восстановил в прежней должности преемник Константина в 338, его встречали на улицах восторженные толпы народа с криками и рукоплесканиями. Великий Афанасий вернулся!

Арианская ересь, однако, продолжала омрачать и смущать жизнь Церкви. Евсевий Никомидийский продолжал выдвигать новые обвинения против святого епископа. На этот раз Афанасия обвиняли в подстрекательстве к мятежу и насилию, удержании десятины зерном у вдов и сирот. Один за другим, его преданные товарищи оставляли его, или их изгоняли с постов. На Антиохийском соборе его второй раз осудили и сослали в ссылку. Во главе епархии встал арианский епископ.

Собор написал Папе святому Юлию прошение с просьбой поддержать осуждение. В то же время православные епископы Египта составили энциклику в защиту патриарха и отослали её Святому Престолу и другим католическим епископам Запада. В ответ Папа провозгласил, что для решения вопроса необходимо созвать Собор. Афанасий принял прибежище среди монахов-пустынников и стал аскетом, прославившись своею святостью и заслужив любовь своих последователей.

В то время, когда патриархом стал капподокиец по имени Григорий, вытеснивший Афанасия, в Александрии вспыхнули беспорядки. Афанасий, желая установления мира, отправился в Рим для пересмотра своего дела. Это был его самый плодотворный период, во время которого он написал свои лучшие работы. В Риме Афанасий установил близкие контакты с западными епископами, поддержавшими его в борьбе.

Собор был в надлежащее время созван, однако сторонники Евсевия, требовавший его созыва, на нём не появились, и он прошёл без них. Святой, конечно же, полностью отстоял свою взгляды; решение позже было одобрено на Соборе в Сардике (Sardica, София). И всё же Афанасий не смог вернуться в епархию до смерти её патриарха. Ему было позволено это сделать только когда Констанций, на пороге войны с Персией, счёл уместным задобрить своего брата Констанса возвращением Афанасия (Constantius, Constans). Вот так, во второй раз вспомнили о Афанасии, и он вернулся под приветствия толпы.

Следующие несколько лет прошли для него спокойно, так как мирские власти были заняты войной и прочими беспокойствами. Убийство Констанса, однако, лишило православие поддержки властей, и Констанций теперь мог расправиться с человеком, которого он считал личным врагом. Констанций созвал на соборы в Арле, 353, и Милане, 355, ариан и полу-ариан, чтобы осудить святого. Констанций также сослал Папу Либерия в Трэйс (Thrace), где вынудил его согласиться осудить епископа Александрийского.

Ещё некоторое время Афанасий пользовался поддержкой духовенства и мирян. Но однажды ночью, когда он праздновал канун Рождества в церкви, туда ворвались солдаты, убив и ранив нескольких прихожан. Афанасий бежал в пустыню, где его шесть лет прятали верные друзья-монахи. И снова ссылка пошла на пользу его богословским трудам.

После смерти Констанция в 361 произошло убийство Ария, захватившего Александрийскую епархию. Новый император Юлиан Отступник вспомнил обо всех ссыльных епископах; и Афанасий вернулся в свою епархию на несколько месяцев, пока Юлиан не понял, что ему будет трудно восстанавливать язычество, пока в Египте стоит стойкий поборник католичества. Тогда Юлиан отправил Афанасия в ссылку как «возмутителя мира и врага богов.» И святой опять укрылся в пустыне. Он находился в Антинополисе (Antinopolis), когда два отшельника сообщили ему о смерти Юлиана, нашедшего в Персии смерть от стрелы.

Он сразу же поспешил в Александрию, и через несколько месяцев прибыл в Антиохию по приглашению императора Иовиана (Jovian), вернувшего его из ссылки. Правление Иовиана, однако, оказалось коротким. В мае 365 император Валент отправил в ссылку всех православных епископов, включая Афанасия, которых возвращали преемники Констанция. Четыре месяца спустя Валент смягчился, возможно из опасения восстания египтян, преданных своему гонимому епископу.

Святого в общей сложности ссылали пять раз (335-338 в Трир, Германия; 341-346 в Рим; 356-362 в пустыню; 362-363 и второй раз в 363 на четыре месяца в пустыню), но из этих ссылок произошёл Афанасиевский символ веры, по преданию, составленный в пещере. На самом деле авторство не его, а, вероятно, святого Евсевия Верчеллийского, Eusebius of Vercelli), но он основан на его трудах. Главное достижение «жалкого маленького парня,» как называл его Юлиан Отступник, то, что в решающий час, Бог использовал его мужество и упорство для сохранения христианской веры.

Даже в ссылке Афанасию удавалось заботиться о своей пастве. Прежде всего для них он написал самые яркие богословские трактаты по христианскому вероучению. Он автор Против язычества (c. 318), Contra Arianos (c. 358 ?), Apologia to Constantius, История ариан (важнейший исторический источник), Апология Бегства, множество писем, Житие Антония (c. 357), и другие. В Против ариан, Афанасий продолжил работу свв. Иустина и Иренея, истолковывавших Писание в православной традиции, поясняя, что никейский термин homoousios, хотя и не упоминается в Писании, необходим для того, чтобы правильно сформулировать истину откровения Христа. Его Житие святого Антония показывает его друга всецело посвящённым борьбе с силами зла. Оно стало широко распространённой классикой. Со времён святого Беды оно вдохновляло других монахов, составлявших жития. Один монах VIII века писал, «Если найдёте книгу Афанасия, и у вас не будет бумаги, запишите её на своих рубашках.»

К счастью, вам не нужно портить хорошую рубашку. В Сети выложено множество работ святого:

Все его выводы были сотериологически обоснованы, поэтому «Слово никак не смогло бы обожествить нас, если бы Он был божественен только лишь по соучастию, а не был бы Самим Божеством.» Афанасий отстаивал единство Бога, но разделённость Трёх Божественных Личностей. Он также отстаивал божественность Святого Духа, возражая секте Тропики, считавшим Святой Дух не божественным, а священническим духом. В письмах к Серапиону он излагал своё богословие. В ярких трактатах по католической догматике Афанасий показал, что аскетизм и девство - действенные способы для возрождения божественного образа в человеке. Несколько его трудов адресованы монахам, кому он неоднократно оказывал также и практическую помощь.

Вернувшись из последней ссылки, Афанасий семь своих последних лет жизни провёл, организовывая единомышленников Никейского Собора. После его смерти его тело было перевезено сначала в Константинополь, а затем в Венецию. Хотя Афанасий был ревностным человеком, помнят и его острый юмор, который имелся в его арсенале для поддержки католической веры.

Афанасия называют «Отцом Православия», «Столпом Церкви» и «Поборником божества Христа.» Кардинал Ньюман называл Афанасия «главным орудием после апостолов, через который священная истина Церкви передавалась и достигала мира.» Когда святой Антоний, чьё жизнеописание записал Афанасий, умер, он завещал «одежду и овчину епископу Афанасию.» По преданию, Афанасий берёг эти одежды как сокровище. (Афанасий - это ещё один святой, о ком можно легко найти множество сведений.) (Attwater, Attwater2, Barr, Benedictines, Bentley, Davies, Delaney, Farmer, Gill, Walsh, White).

В искусстве святой Афанасий изображается в виде греческого епископа в плаще между двух колонн. Он держит раскрытую книгу, и еретик у его ног. (Roeder). Он также может быть в обществе греческих отцов, которых можно различить по надписанным именам (Tabor), или плыть в лодке по Нилу (White). Вот несколько его изображений:

 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное