Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 12 ноября


Святые 12 ноября
Епископ святой Иосафат M
(память)
Иосафат Польский BM (RM)

Также известен как Josaphat of Poland, Joseph Polotsk. Родился в Владимире, Волыния (Volhynia), Польша, 1584; умер в Витебске, 1623; канонизирован 1867; его день раньше отмечался 14 ноября.

Иоанн Кунцевич (John Kunsevich) родился в то время, когда попытки некоторых христиан воссоединить Рим и Российских Православных христиан приводили к большим распрям. Польша в XIV веке присоединила к себе русинские (Ruthenian) страны - Белоруссию и Украину. В 1595, с одобрения Клемента VIII и польского правительства, синод в Брест-Литовске, Литва, договорился об объединении отколовшихся греческих епископов с латинскими епископами, и о их объединённом союзе с Римом.

Но решения руководителей, оказавшихся в изоляции, значили мало. Союз не затронул сердца 10 миллионов русинов и, вместо объединения двух Церквей, возникла третья - Украинская Греко-католическая Церковь (УГКЦ), установившая связи с Римом, но сохранившая восточный обряд.

Из этих трёх Церквей, УГКЦ, возникшая последней, и поэтому также и самая революционная, вызвала величайшую злобу части тех, кто по принципиальным или иным причинам, был консерватором. Стали раздаваться возгласы негодования, те же самые возгласы мы слышим и сейчас от тех, кто связан рутиной. И конечно же, имела место обычная борьба за власть и должности.

Только кровь мученика могла преодолеть такие разногласия путём обращения самых твёрдых из сердец. И Червонная Русь, бывшая одним из примеров вечной проблемы меньшинств, ждала своего мученика. Нужен был человек редкого вида, тот, кто вполне посвятил себя Богу, чтобы не потерять верности Ему, и достаточно втянутым в события, чтобы оказаться способным изменить их ход. Таким человеком оказался Иосафат, принявший крещение с именем Иоанн.

Отец Иосафата был католиком мещанином из хорошей семьи. Он послал молодого Иоанна учиться в местную школу, а затем отдал в подмастерья в Вильно (Vilna). Иоанн не проявил в этом деле больших успехов, потому что его интересы были в церкви. Вместо совершенствования в торговле, он изучал церковно-славянский, язык византийской литургии, так что он смог более умело прислуживать на богослужениях и читать ежедневно некоторые из продолжительных византийских служб. Он отказался участвовать в деловых предприятиях и жениться на дочери хозяина.

В то время он познакомился с Петром Аркудисом, ректором Греческой коллегии в Вильно, и двумя иезуитами, Валентином Фабрицием и Григорием Грушевски, поддержавшими его изучение литургии (Peter Arcudius, Valentine Fabricius, Gregory Gruzevsky). Вскоре Иоанн понял, что в ссоре между тремя Церквями нужны были достойные люди, а не убедительные аргументы. И хотя у него не хватало жизненного опыта, сердце Иоанна было предано Богу. Его главной идеей было примирить лучшие части обеих сторон; остальные могли последовать за ними естественным путём.

В 1604 Иоанн убедил своего друга Иван-Вельямина Рутского (Joseph Benjamin Rutsky), (обращённого кальвиниста, которого Папа Клемент VIII убедил принять византийский обряд против его собственной воли) вступить в Орден святого Василия в монастыре Святой Троицы в Вильно. В это время Иоанн принял имя Иосафат. В 1609 он был рукоположен в священники и стал известен как непобедимый проповедник и выдающийся приверженец союза Украинской Церкви и Рима. Двое молодых монахов искали пути поддержания унии и реформирования русинских монашеских уставов.

Иосафат жил просто, подвергая столь суровым наказаниям, что его осуждали и более строгие монахи. Настоятель придерживался сепаратистских взглядов, поэтому учёба Иосафата скоро закончилась и его отправили основывать новые монастыри в Бытень и Жировичи (Byten, Zyrowice).

Его друг Иосиф Рутский стал настоятелем Святой Троицы, и когда его назначили митрополитом Киевским в 1614, Иосафат вернулся в монастырь Святой Троицы игуменом. Иосафат сопровождал Рутского, и посетил Киево-Печерскую Лавру. Монахи угрожали бросить Иосафата, реформатора, в реку, потому что их устраивал смягчённый устав. Он не смог их реформировать, но своим характером смог завоевать их расположение.

В 1617 он был назначен коадъютором (помощником) архиепископа Полоцкого (современная Белоруссия) с правом наследования и епископом Витебским, и несколько месяцев спустя, после смерти архиепископа Брольницкого (Brolnitsky), покровительствовавшего несогласным грекам, в 39 лет стал архиепископом.

Он нашёл епархию в плачевном состоянии, где было распространено неподчинение Риму, женатое духовенство, ослабленная дисциплина, церкви приходили в упадок. Всё больше верующих впадали в раскол из-за опасения, что Рим изменит их службу и обряды. Чтобы воплотить свои реформы, Иосафат призвал на помощь из Вильно некоторых из своих братьев, созывал синоды, написал катехизис, установил устав для своего духовенства, боролся с вмешательством мирян в церковные дела, проповедовал и лично, как мог, заботился о пастве. К 1620 его реформы стали приносить определённые плоды. Своими добродетелями и благоразумием он находил себе сторонников.

Раздоры между Востоком и Западом, однако, разрывали его епархию; с обеих сторон хватало злобы и насилия. Миряне были в смятении. Мирские правители вызывали беспорядок в церковных делах. Около 1620 Мелетий Смотрицкий (Metetius Smotritsky) был назначен архиепископом Полоцким группой несогласных епископов, он начал сеять семена раздора, утверждая, что на самом деле Иосафат якобы является латинским священником, что он склоняют народ к латинству силой, и что Римское католичество не является традиционным христианством для русинов.

Вернувшись из Варшавы, Иосафат обнаружил, что лишился части своих сторонников; монах Сильвестр убедил Витебск, Могилёв и Оршу перейти на сторону Мелетия. Дворянство и множество народа, особенно те, кто хорошо знали Иосафата по епархиальному городу, были верными сторонниками унии. Но с этими тремя городами он ничего поделать не мог.

Разгорались мятежи, и произошло разделение, когда король Польский объявил Иосафата законным архиепископом Полоцким. Масла в огонь подлило ложное обвинение Иосафата канцлером Литовским Львом Сапегой (Leon Sapieha), римским католиком, в подстрекательстве к беспорядкам и применении силы к несогласным. Лев опасался политических волнений вследствие этих беспорядков, и хотел снискать расположение несогласных за пределами Польши. В 1622 Сапега написал, что Иосафат, устраивая унию, был причиной насилия, и подвергает королевство опасности со стороны Запорожских казаков (Zaporozhsky Cossacks), сея раздор среди народа. Обвинения были высказаны в общих словах и оказались ложными по свидетельствам современников с обеих сторон. Иосиф, однако, был виновен в привлечении мирских властей в возвращении церкви в Могилёве от несогласных.

«Могилёв его не принял - потому, что было там церковное братство, достаточно обеспеченное листовками из виленского братства Святого Духа. Эти листовки утверждали, что Иосафат предатель, незаконный пастырь, поставленный на погибель Церкви. Потому и застал он в Могилёве закрытые ворота и вооружённых людей на стенах. Отступил и послал письмо королю. Канцлер Сапега по поручению короля рассмотрел дело и в 1619 г. за оскорбление короля и унижение законного епископа вынес смертный приговор зачинщикам бунта, а церкви на протяжении шести недель должны были перейти униатам. Смертный приговор не исполнили, так как Иосафат за осужденных заступился, а передачи церквей ждал он терпеливо не шесть недель, а шесть месяцев. Когда же ожидание оказалось тщетным, обратился к закону, чтобы не делали из епископа посмешище. Пришли к нему православные со взяткой: давали 30 тысяч флоринов, чтобы не проводил воссоединения. Сказал им: «Дары Духа Святого не продаются». «Не деньги мне ваши нужны, а души». Посмотрели на него удивлённо. Могилёв настороженно ждал передачи церквей латинникам, как об этом говорили листовки, но когда этого не произошло, успокоился.»

Тадеуш Жихевич «Иосафат Кунцевич - мученик за единство Церкви»

Таким образом Иосафат не нашёл понимания ни у одной стороны. Он не получил ту поддержку, которую должен был бы получить от латинских епископов Польши, так как твёрдо придерживался византийского обряда, и был обвинён православными в приверженности Риму. Он оставался стоически непреклонным, и решил лично приехать в Витебск, очаг оппозиции в 1623, несмотря на угрозы расправы над ним.

Он отказался от военной охраны, и прилагал все усилия для наведения порядка, хотя знал, что некоторые из его противников ненавидят его до такой степени, что могли бы его убить, если бы смогли это сделать. Однажды он так отвечал разгневанной толпе, «Я, ваш пастырь, счастлив умереть за вас.» 12 ноября 1623 именно это и произошло.

Священник по имени Илья (Elias), несколько раз уже доставлявший хлопоты Иосафату, был заперт одним из дьяконов Иосафата, когда снова стал оскорблять архиепископа. Собралась толпа, требовавшая освобождения Ильи, и хотя Иосафат освободил Илью с напутствием, они ворвались в его дом и избили его челядь.

Святой Иосафат вышел к ним, прося пощадить своих слуг и был убит толпой, кричавшей, «Убейте папёжника!» Ему разрубили голову топором, толпа стреляла в убитого, а тело сбросили в реку Двина в Витебске. Иисус говорил, что так должно наказывать совращающих малых детей. Иосафат всего лишь раздражал нестойких духом. От только хотел, чтобы его современники увидели мир, где бы не было русинов, поляков, русских, греков, латинян, схизматиков или униатов, а были бы только христиане, дети одного Отца, принадлежащие одной вере.

Святой Иосафат был первым из Восточных католиков, официально канонизированных в Риме (Attwater, Benedictines, Bentley, Delaney, Encyclopedia, Walsh, White).

В искусстве святой Иосафат изображается в виде польского епископа с топором (Roeder), или с чашей для причащения, короной, или в виде крылатого дьякона (White).


 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное