Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 11 ноября


Святые 11 ноября
Святой Мартин Турский
(память)
Мартин Турский B (RM)

Родился в Сабарии (Sabaria) в Верхней Паннонии, Венгрия, ок. 316; умер 8 ноября 397. Большинству смертных приходится иметь дело с общими бесами (или так они полагают) - бесами сообществ и семей, оккультной силой, взывающей к низшим частям нашей природы, тёмными богами ночного города. Иметь личного беса считается «привилегией», оставленной для святых. Величие святого определяется числом искушений, через которые он должен пройти, поскольку жизнь святого резко отличается от того, что творит нечистый.

Мартин был сыном языческого офицера армии, переехавшего с семьёй своего отца в Павию (Pavia), Италия. Мартин в 10 лет начал проходить катехизацию против воли своих родителей. Он посещал уроки в местной церкви, и когда ему исполнилось 12 лет, он настолько возрос в любви к Богу, что принял решение стать монахом-отшельником. В 15 лет, как сын ветерана армии, он был вынужден против своей воли пойти на военную службу. И хотя Мартин формально не стал христианином, в следующие несколько лёт он был больше монахом, чем офицером.

В холодный день 337 года, когда они были расквартированы в Амьене, Франция, к нему подошёл полуголый нищий. Мартин разодрал свой военный плащ и отдал половину нуждающемуся, и с этого момента имя Мартина стало бессмертным. В ту ночь во сне он увидел Иисуса, завёрнутого в ту половину плаща, которую он отдал. Иисус сказал ему, «Мартин, ещё готовящийся принять крещение, покрыл Меня сим одеянием.» После этого сна, как писал его летописец, он «побежал, чтобы принять крещение».

Когда ему было примерно 20, Галлию наводнили варвары. Он вместе с другими предстал перед Юлианом Цезарем, чтобы получить поощрение, но Мартин отказался от него, говоря, «Я служил вам как солдат; теперь же я буду служить Христу. Отдайте сей дар другим, кто собрался сражаться, а я солдат Христа, и сражаться не имею права.»

Юлиан разгневался такому ответу и обвинил его в трусости. Мартин отвечал, что готов пойти в бой без оружия и встать между воюющих во имя Христа. Его бросили в тюрьму, но в эту ночь варвары попросили о перемирии и получили его. Мартин просил о снятии обвинений и получил его ок. 339.

После этого он некоторое время жил в Италии и Долмации, затем переехал в Пуатье, где стал учеником епископа святого Илария. Мартин очень стремился к нему, зная, что служа этому святому человеку, он послужит Богу. Иларий высоко оценил его необыкновенные качества и хотел рукоположить Мартина в дьяконы, но он из скромности отказался.

Чтобы оставить Мартина в своей епархии, Иларий возложил на него обязанности экзорцизма, и так впервые Мартин встретился с бесом. Это был общий бес, у него тогда ещё не было своего личного. Мартин, однако, научился отводить злых духов и отражать бесовские нападки, и это умение ему потом очень пригодилось. Мартин увидел сон, в котором он призывался домой, и вернулся в Паннонию, где обратил свою мать и других, включая банду разбойников, пытавшихся убить его во время приезда. Вскоре после этого ему явился дьявол в человечьем обличьи, предупредивший его, что куда бы он ни пошёл и чего бы ни делал, дьявол всегда будет ему мешать.

В Иллирикуме он вступил в открытую дискуссию с арианами, и в результате Ауксентий (Auxentius), арианский епископ, подверг его наказанию плетьми и отправил в ссылку. Он начал вести монашескую жизнь возле стен Милана. Ауксентий, захвативший Миланскую епархию, настиг Мартина и там и выдворил его из епархии. Вскоре Мартин познакомился с одним хорошим священником. Вдвоём они поселились на пустынном острове Галлинария (Gallinaria) в Генуэзском заливе, где он прожил отшельником до 360 г., когда святому Иларию было разрешено вернуться из ссылки в Пуатье.

Как и большинство святых, чем больше Мартин возрастал в святости, тем больше его личный бес начинал выделяться среди остальных бесов. Всё сильнее и сильнее бес цеплялся за его душу, вынуждая его всегда быть начеку. Это подобно научному принципу сообщающихся сосудов: чем более Мартин, подобно ртути, возрастал в святости, тем сильнее бес стремился заполнить пустоту позади него.

Однажды, когда он ещё жил в уединении на острове, Мартин съел ядовитое растение, едва не лишившись жизни. В летописи оно названо «черемницей», что несомненно является ошибкой, поскольку оно вовсе не смертельно, ботаники считают, что оно содержит лишь сильное слабительное.

А может, растение попалось ему не случайно? Есть разновидность черемницы, мандрагора, называемая «Рождественская роза». Святой мог легко принять одно за другое. Мартин понял, что болезнь не случайна, и стал молиться, когда яд начал действовать, и Бог исцелил его.

Бес Мартина мог принимать различные обличия. В частности, он любил принимать вид богов и богинь древности, появляясь то в виде Юпитера, то в виде Меркурия. Но он всякий раз гнал их от себя, называя Юпитера «тупым животным» и «глупцом.»

Бесу также нравилось обращаться в женщин. Однажды он появился как Венера, в другой раз он был Минервой, и от него всегда исходил сильный запах серы, и он всегда обращался в бегство от знака креста. Как вы видите, он не был таким уж вредным бесом, несмотря на незамысловатые трюки. Скорее он был глупым, чем злым. Он был ничтожеством.

Узнав, что Иларий возвращается в Пуатье, Мартин направился в Рим, чтобы встретиться с ним по дороге и поехать в его епархию. Так как Мартин хотел жить отшельником, Иларий разрешил ему поселиться в месте, называемое Лигуж (Ligugé), где к нему присоединились другие отшельники, и так было основано первое монашеское сообщество в Галлии. До 1607 это был знаменитый монастырь, возрождённый в 1852 бенедиктинцами Solesmes. Он прожил там 10 лет, проповедуя и творя чудеса, включая воскресение из мёртвых одного новообращённого и повешанного раба.

Вскоре бес пошёл на новые уловки. Однажды, когда святой молился в своей келье, к нему без стука вошёл бес, держа в руке рог, покрытый кровью. «Я только что убил одного из ваших,» сказал он святому, и на самом деле, одного из монастырских посыльных проткнул рогами бык. Тогда Мартин начал борьбу с местными бесами, разрушая все языческие святилища. Он стал видеть бесов повсюду, среди которых затерялся его собственный бес. Около 371, он стал третьим епископом Тура. Он не хотел занимать эту должность; под предлогом посещения больного в городе жители Тура пригласили его в церковь. Его бедные одежды не произвели впечатления на епископов, пришедших на выборы, но народ смог переубедить их возражения, и так Мартин был рукоположен 3 июля 371 г.

Он жил в келье возле церкви, но скоро уехал из города в уединённое место, которое потом стало большим монашеским центром, аббатством Мармотье (Marmoûtier). Но тогда оно было ещё пустынно, с одной стороны над ним нависал крутой склон горы, а с другой была река. Только спустя много времени к ним присоединилось восемьдесят монахов. Отшельники не занимались ни искусством, ни вели торговлю. Пожилые были полностью погружены в молитву, а все дела были в ведении молодых. Из его стен много монахов стало епископами, поскольку каждый город хотел себе пастыря, бывшего учеником у святого Мартина.

Там Мартин жил как обычный монах, свои же епископские обязанности он исполнял с горячим старанием. Каждый год он посещал каждый из своих приходов в сельских районах, путешествуя пешком, на осле или в лодке. В сельских районах он начал организовывать первые приходы. В то время христианство было распространено преимущественно в городах.

Его биограф и друг, Сульпиций Северус, писал, что он раздвинул границы своей епархии от Турена до Шартра, Парижа, Отена, Сана и Вены (Sulpicius Severus, Touraine, Chartres, Autun, Sens). И хотя говорили, что он безжалостно разрушал языческие капища, чудеса, которые ему приписывались, очень помогали ему: считалось, что он исцелил святого Паулинуса Нольского (Paulinus of Nola) от глазной болезни (этот факт спорный; Паулинус приписывал это молитвам святого Феликса Нольского), исцелял прокажённых, воскресил мёртвого. По преданию, Мартин испытывал видения и откровения, и имел дар прорицателя. Как экзорцист, Мартин не угрожал демонам, он просто ложился на землю и подчинял их своими молитвами.

Он был одним из первых зачинателей Западного монашества, ещё до Бенедикта, который его особенно почитал. В то время Присциллиан, глава гностической манихейской секты, был обвинён в колдовстве Итацием, епископом Оссановским, который склонял императора его казнить (Priscillian, Ithacius, Ossanova).

Мартин, вместе с Папой святым Сирицием и святым Амвросием, выступали против смертной казни Присциллиана и других испанских ересиархов, убеждая мирские власти, Итация и императора Максимуса, не казнить еретиков, а только отлучить их от Церкви. Он считал, что государство не должно вмешиваться в церковные дела.

Тогда Итаций обвинил Мартина в ереси. Максимус пообещал Мартину, что никто не будет казнён, но когда Мартин оставил его в Трире, префект Еводий (Evodius) сумел повлиять на императора своей просьбой о пересмотре дела. Секта была признана виновной, а её членов обезглавили, и это стало первым случаем смертного приговора по обвинению в ереси. И Максимус, и Итаций были осуждены Папой Сирицием за ту роль, которую они сыграли в этом деле.

Мартин вернулся в Трир, Германия, чтобы заступиться за преследуемых испанских присциллианцев, и за двоих последователей недавнего императора Грациана. Максимус согласился сохранить им жизни, заставив Мартина примириться с Итацием. Такая политика вынудила Мартина пойти на союз с Итацием, который доставил ему впоследствии немало хлопот.

В последние годы жизни Мартину приходилось преодолевать сильное сопротивление, одним из его главных оппонентов был вспыльчивый святой Брис (Brice), сменивший его позже на должности епископа. Но столь велика была его духовная сила, что граф Авициан с его «неописуемо кровавой яростью» не стал творить зверства в Туре.

Болезнь поразила его в местечке Канд (Candes) в Турене. Когда он лежал на одре из пепла, готовый испустить свой последний болезненный вздох, а колокола уже отбивали погребальный звон по нему, он попросил своих учеников, «Оставьте меня, мои братья, чтобы я устремил свой взор на небеса, а не на землю, и направил свою душу по пути, ведущему к Господу.»

Но дьявол не дремал у ложа своего старого врага. Он очень хорошо знал, как происходит агония. Он дожидался того момента, когда душа начнёт отходить от тела, раскалится добела и станет мягкой и податливой, как расплавленное стекло, чтобы утащить её в огонь преисподней. Он был очень увлечён этим, к тому же он давно не прибегал к своим уловкам. Неподвижный, чёрный и зоркий, он колдовал в тишине над умирающим.

Тогда святой Мартин, поднявшись с смертного ложа, обратился к монстру с такими словами: «Что ты делаешь здесь, дикий зверь? Ты не найдёшь здесь ничего своего, проклятый, ибо я скоро буду с Авраамом!»

И отогнав демона от своего тела, Мартин обратился лицом к стене и отдал свою душу Богу. Таковы были, от сотворения мира, отношения между святым и дьяволом.

Мартин покоится в Туре. Его преемник Брис возвёл часовню возле его могилы, а позднее на этом месте была построена базилика. Он был одним из самых известных святых в Средние века, а его усыпальница стала местом паломничества, где происходило множество чудес.

Как евангелизатор сельской Галлии и отец-основатель монашества во Франции, святой Мартин является фигурой огромного значения. Его слава простирается от Ирландии до Африки и Востока. В Англии, Лето святого Мартина отмечается хорошей погодой, что иногда случается во дни его праздника. Многие церкви в Англии освящены в его честь, включая церковь святого Мартина в Кентербери и святого Мартина-на-Полях (Saint Martin-in-the-Fields) в Лондоне. И хотя святой мечтал оставаться отшельником, Церковь призвала его стать любящим энергичным епископом Тура (Attwater, Benedictines, Bentley, Delaney, Encyclopedia, Husenbeth, Monceaux, Severus, Walsh, Watkin, White).

Святого Мартина обычно изображают молодым солдатом верхом на лошади, отдающим плащ нищему, но иногда он предстаёт в виде епископа с нищим, припадающим к его ногам или рядом с ним, или в доспехах, с епископскими символами. Его отличием является огненный круг над его головой, когда он служит Мессу, или гусь, чьи перелёты часто совпадают с его праздником (Roeder).

Другие изображения святого Мартина включают:

  • Святой Мартин, отдающий свой плащ
  • Святой Мартин верхом
  • Святой Мартин, отказывающийся от меча
  • Сон святого Мартина
  • Кончина святого Мартина

Святой Мартин почитается в Туре.Он покровительствует оружейным мастерам, нищим, кавалерии, бондарям, домашним животным, Франции, гусям, производителям портупей и перчаток, лошадям и наездникам, пехотинцам, мельникам, трактирщикам, солдатам, портным, виноделам и торговцам вином (его праздник отмечается сразу после сбора винограда), и ткачам шерсти (из-за его плаща) (Roeder). К нему обращаются против пьянства, штормов и язвы (Roeder).

 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное