Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 14 декабря


Святые 14 декабря
Иоанн Креста, OCD, Учитель Церкви (RM)

Родился в Фонтиверос (Fontiveros), Испания, 24 июня 1542; умер в 1591; канонизирован 1726; назван Учителем Церкви в 1926. Его день раньше отмечался 24 ноября.

Juan de Yepes был сыном шёлкового ткача в Толедо, Испания, в юности стал подмастерьем в этом ремесле. Вскоре понял, что это не его призвание и получил должность в больнице Медина дель Кампо, где проработал семь лет, получая при этом образование в университете Саламанки.

Стал кармелитом в 1563, рукоположен в 1567 и решил вступить в орден картузианцев, но встретился с святой Терезой Авильской, убеждавшей его остаться в ордене кармелитов и проводить в нём реформы, а не оставлять его.

В 1568 вместе с двумя другими кармелитами основал первый реформированный кармелитский монастырь в Дуруэло (Duruelo) «босых» кармелитов, приняв имя Иоанна Креста. По просьбе Терезы был духовным наставником её монастыря Воплощения в Авиле с 1572 по 1577.

Св. Иоанн настолько горячо поддерживал св. Терезу в реформировании кармелитских монастырей Испании, что глава ордена заключал его под стражу в 1577 и в 1578 годах. В первый раз он не подчинился приказу архиепископа Севильского возвратиться в Медину, и был заключён в Толедо. В течении девяти месяцев на него оказывалось сильнейшее давление, чтобы он отказался от реформ, но он стойко стоял на своём, и наконец ему удалось бежать.

В тюрьме Иоанну были видения, и он начал писать. В своих горячих стихах и других мистических произведениях Иоанн Креста изложил план мистического восхождения христианина к Богу. В своей знаменитой работе, Тёмная ночь души, святой описывает, как мистик теряет всякую земную привязанность, через личный опыт распятия Христа приходя к восторженному соединению с славой Господней. Чтобы пройти сквозь эту темноту, говорит он, должно случиться «счастливое событие - соединение с Возлюбленным.» В тюрьме он также написал Духовный гимн.

Наконец, он, Тереза, и их сторонники добились успеха, и Босые кармелиты получили формальное одобрение.

Святой никогда не колебался, если кто-нибудь из его монахов испытывал в чём-то нужду. Когда он находился в Беза (Baeza), у одного из братьев случился сильный приступ морской болезни. Иоанн спросил у врача, есть ли средство от этого. И хотя врач сказал, что дорогостоящее лекарство только принесёт облегчение, но не вылечит, Иоанн тотчас же приобрёл его и сам дал его больному (манускрипт из мадридской библиотеки).

В начале его работы настоятелем в Безе общину поразил острый грипп. Своим первым распоряжением в качестве настоятеля Иоанн позаботился о закупке мяса. Он сам разносил его больным и успокаивал тех, кого мысль съесть мясо приводила в смущение. Он скрашивал им досуг, рассказывая занимательные истории и организовывая духовные размышления, и в его оправдание можно сказать то, что он хотел облегчить их страдания (манускрипт в Национальной библиотеке Мадрида).

После того, как Иоанн проработал директором колледжа в Безе, его назначили настоятелем монастыря Мучеников (Los Martires) возле Гранады в 1581-84, где он, вероятно, закончил Живое пламя любви и Восхождение на гору Кармель.

В четвёртой главе своей первой книги Восхождение на гору Кармель св. Иоанн Креста пишет: «Всякую склонность к мирскому нужно умерщвлять, ибо в очах Божиих сие есть лишь мрак;» и, будучи мраком, она является препятствием и «экранирует» божественный свет, не давая наполнить христианскую душу.

В самом деле, по сравнению с безграничностью Бога, животное существование - ничто. Душа, приверженная к небытию, сама станет ничем, поскольку любовь - первопричина уподобления и сходства. Любить небытие, это значит спускаться до уровня небытия. Это разрушение самого себя.

Безгрешный и отчасти даже пугающий Учитель излагает нам свои мысли, не оставляя ни малейшей уступки - люди, которым нравится страдание, найдут множество возможностей в его работах!

В конце тринадцатой главы он пишет: «Если хотите совладать со всякой страстью, связывающую вас с никчемным, вам должно беспрестанно посвящать свою душу не тому, что соблазняет, а тому, что более скучно; не тому, что угождает, а тому, что докучает; не тому, что утешает, а тому, что приводит к скорбям; не тому, что даёт отдохновение, а тому, что ведёт к труду; не тому, что велико, а тому, что мало; не тому, что высоко и более ценно, а тому, что ниже и менее ценно; не желать чего-то, а не хотеть ничего; не искать того, что получше, а того, что хуже; и, ради любви Христовой, желать принять крайнюю наготу, абсолютную бедность, и совершенное безразличие ко всему мирскому.»

Да, это ужасно, хотя и возвышенно - ужасно для наших бедных душ. Большинство считает, что св. Иоанн явно писал только для больших и благородных душ; но, возможно, это предназначено для всех, за исключением тех, кто заранее отказался от великого.

Как настоятель в Los Martires, св. Иоанн выбрал себе худшую комнату в самой старой части монастыря. Кроме досок, на которых он спал, в его келье были только деревянный крест, изображение Богоматери, Библия и требник. А ещё в келье было окошко, выходящее в сад, перед которым св. Иоанн часто и подолгу стоял и молился. Отец Louis de Saint-Ange часто видел, как он любовался цветами днём и звёздами на небе ночью (манускрипт из Ватикана).

Брат Брокар св. Петра (Brocard of St. Peter) пишет, что св. Иоанн наслаждался красотами природы и часто брал с собой братьев в поездки за город, или помолиться среди скал и лесов, или поработать в поле, или просто на прогулку. Каждый был рад пройтись по полям вместе с ним, его друзьями-мирянами и благодетелями. Обычно они останавливались у маленького источника на скромный пикник на траве. Иоанн обычно ничего не ел и любил чем-нибудь развлечь своих братьев (манускрипт в Убеда).

Монаху, который спрашивал его, почему они так часто выезжают, Иоанн отвечал: «Боюсь, что вы захотели бы сбежать, если бы я стал надолго запирать вас в монастыре.» Но эти выезды сопровождались размышлениями. Словом и примером св. Иоанн приводил братьев к молитве. Приходя на красивое место, Иоанн начинал восхвалять чудеса творения, расстилавшиеся перед ним. Он приходил в восторг от природных красот, которые были отражением Божественной красоты. Он видел Бога, отражённого в полевых цветах (манускрипт в Ватикане). Однако позже он писал: «Это всё мерзость.»

Однажды с братьями он пришёл на берег реки, и пока они весело отдыхали, св. Иоанн сидел на берегу, наблюдая за рыбкой в чистой воде. Вдруг он позвал своих спутников: «Придите и взгляните на эти маленькие Божии твари. Как хорошо они поклоняются Всемогущему!» В порыве божественного воодушевления святой стал терять сознание и пришёл в исступлённый восторг. Монахи в молчании удалились (манускрипт в Ватикане).

Хоть это и был суровый святой - «страшный, истощённый, с холодными сухими глазами», он баловал братьев, когда они болели. Если у кого-то из них пропадал апетит, он тотчас же покупал лучшие лакомства и пытался его ими соблазнить. Будучи настоятелем в Гранаде, он предложил выздоравливающему всякие вкусности, а когда пациент отказался от них, то сказал: «Очень хорошо, сын мой, я приготовлю для вас что-нибудь особенное по своим рецептам.» Он приказал подать маленькую дичь, с любовью её приготовил и подал больному. «Уверен, что это вам понравится,» сказал он. Пациент уничтожил блюдо с большим апетитом (История, о. Иероним св. Иосифа).

На какое-то время св. Иоанн примирился с настоятелем своего ордена. Он стал архиепископом Андалузии в 1585, а три года спустя - настоятелем Сеговии, и основал несколько новых монастырей в последующие несколько лет.

Очень любил св. Иоанн и детей. Парикмахер из Сеговии, честный человек, был настолько поражён бедностью братьев, что отказывался брать деньги за работу и даже не хотел есть в монастыре, опасаясь, что съест порцию одного из братьев. Однажды он попытался уйти, пока его не пригласили за стол, но Иоанн поймал его, убеждая остаться и отобедать, и добавил немного с озорством, «А не то вам будет запрещено есть рыбу.» А когда он покидал Сеговию, Иоанн захотел нанести прощальный визит доброму парикмахеру (манускрипт в мадридской библиотеке).

Не оставил без внимания Иоанн и свою святую мать, вверив её под опеку кармелиток. Каталина Альварез умерла и была захоронена в кармелитском монастыре Медина дель Кампо (Catalina Alvarez, Medina del Campo). С сыном Франциском она с самого начала помогала Иоанну проводить реформы кармелитов в Дуруэло и восстанавливать из развалин первый монастырь босых кармелиток.

Иоанн очень любил своего брата Франциска. Он старался быть с ним вместе и очень на него полагался. Идя проповедовать и принимать исповеди в бедных и заброшенных приходах, что он делал очень часто, то брал с собой Франциска в качестве попутчика. Он сделал Франциска своим исповедником, и именно благодаря ему мы знаем о видении Иоанна, в котором он просил у Христа «пострадать, быть презираемым и ничем не владеть ради Тебя.»

Незадолго до смерти Франциск вернулся в Сеговию. Иоанн послал за ним, поскольку знал, что они больше не встретятся на земле, и хотел провести вместе несколько дней. Много часов они разговаривали, а когда два или три дня спустя Франциск пожелал вернуться в Медину, Иоанн сказал: «Не спеши так. Кто знает, увидимся ли мы снова?»

Среди испанских кармелиток снова возник спор, и св. Иоанна отправили в затворничество в последний год его жизни (1591). За свою поддержку умеренной фракции босых кармелиток Иоанн был лишён всех постов на главном собрании ордена в Мадриде, простым монахом он прибыл в Ля Пенуэла (La Penuela). Иоанну грозили выгнать его из нового ордена, основание которого он так упорно добивался.

Весь вымотанный, Иоанн был отправлен в монастырь в Убеда. По пути туда его спутник, заметив, что старик ничего не может есть, сказал: «А что бы вы хотели поесть, отец?» «Ничего,» ответил Иоанн, «или может быть, спаржу, если найдётся.» Только подумайте! Спаржу! В Испании это роскошь. Иоанн, «Учитель Небытия», просил, почти требовал у Бога послать ему Его угощение. И вот, у парапета моста, лежит связка спаржи. Кто-то удачно оставил её или забыл. Иоанн в чрезвычайно утончённых выражениях попросил товарища оставить там деньги в виде уплаты.

К какому выводу можно прийти? О чём хотел сказать Иоанн, когда писал пролог к работе Живой огонь любви: «О Господь, Ты любишь благоразумие и свет, и любишь больше, чем труды. Поэтому эти страницы дадут благоразумие тем, кто хочет преуспеть, свет, чтобы осветить путь, и самое главное, они дадут любовь.»

Благоразумие, здравый смысл, равновесие. Неудобное, но жизненно необходимое равновесие человека, который, с Божьей помощью, отделяется от всего мирского, не привязываясь ни к чему своему. Равновесие человека, который с Божьей помощью, видит Бога в природе и любит Его благодаря этому. Равновесие Иоанна, нашедшего Бога во всём:


Мои небеса и земля,
Мои люди,
Праведные и грешные - мои;
Ангелы - мои
И Богоматерь
И всё - моё
Сам Бог - мой
Ибо Христос - мой.

(Bentley, Encyclopedia, McDonnell).

В искусстве св. Иоанн изображается в виде кармелита, пишущего перед распятием. В небе распятие, от которого исходит свет. Иногда изображают (1) орла у его ног с пером в клюве; (2) как его благославляют Дева с Младенцем; (3) его, коленопреклонённого перед изображением Ecce Homo, говорящего с ним; или (4) держащим статую Девы (Roeder).

 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное