← Декабрь 2007 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
|
10
|
11
|
12
|
14
|
15
|
16
|
|
17
|
18
|
19
|
21
|
22
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
16-08-2006
Статистика
0 за неделю
Святые 7 декабря
Святые 7 декабряАмвросий Медиоланский, епископ, Учитель Церкви (RM)Также известен как Амброзий Миланский, Ambrose of Milan. Родился в Трире, Германия, ок. 340; умер в Милане в 397. Святой Амвросий - изумительный святой, кажется, что он, как магнит, притягивает всех святых своего времени. Должно быть, это был оригинальный человек: праведный, эрудированный и весёлый. О нём так много упоминается в биографиях других святых, что можно составить о нём полное впечатление. Однако обратимся к тем, кто может рассказать нам о его жизни. Заслуга св. Амвросия состоит в том, что он помог становлению христианства на Западе в период распада Римской империи, отважно и без устали защищал независимость Церкви от государста. Времена Определяющим моментом того времени было постепенное проникновение варваров в Римскую империю, их нападение на самое сердце империи, и постепенное смешение тевтонских захватчиков с греко-римским населением. Власть империи переместилась из Рима в Константинополь, названного в честь первого христианского императора. В Риме, тем не менее, оставался свой орган управления, но даже и западные императоры обычно избирали местом своего пребывания Милан или Равенну. Власть Церкви до тех пор не была централизирована. Официальное признание христианства Константином, отмеченное в Миланском эдикте, положило конец постоянному преследованию христиан (за исключением отдельных проявлений на местах), однако язычество до сих пор не было искорено, даже при императорском дворе при Юлиане Отступнике. Тем не менее, внутри империи даже там, где христиане составляли большинство, между ними не было единения, это было не противостояние между Западом и Востоком, а правоверных против еретиков. Арианство до сих пор было сильно, и продолжали появляться новые ереси. Положение к тому же осложнялось тем, что готы принимали крещение в основном у ариан. Вселенский характер Церкви находил своё отражение как в иерархии, так и в более тщательно продуманных литургиях, вызвал к жизни новый вид аскетизма - монашество, только начинавшее распространяться в Западной Церкви. Ранняя жизнь Амвросия Таково было положение дел в мире, когда в Трире (Treves) около 339-340 г., вскоре после Первого вселенского собора, прошедшего в 325 г. в Никее, родился св. Амвросий. Его отцом был Амвросий, гражданский служащий, преторианский префект (правитель) Галлии. Под его началом были Испания, Нидерладны и Британия. У Амвросия были брат Satyrus и сестра Marcellina, ставшая монахиней в 353 и продолжавшая жить дома в качестве монахини (уже было несколько постоянных монастырей). Амвросий не получил крещение в детстве, поскольку христиане тогда любой грех после крещения считали столь ужасным, что это таинство откладывали, насколько возможно. Однако служился чин изгания или благословения, в котором использовались соль и Знак Креста для посвящения ребёнка Богу, чтобы уберечь его от действия сил зла. О детстве Амвросия до нас дошло лишь одно предание, которое гласит, что его рот облепил рой пчёл, как пророчество о том, что ему будет даровано красноречие. После смерти отца, когда Амвросий был ещё юн, семья переехала обратно в Рим. Братьев обучал римский священник Симплициан (Simplician), мальчики его очень любили (позднее он сменил Амвросия на должности епископа Милана). Их обучение закончилось изучением права. Раннее служение Два брата стали правоведами при дворе префекта Италии. Их красноречие и учёность привлекли внимание Анция Пробуса (Ancius Probus), префекта Италии. Амвросий отличался тем, что мог быстро улаживать спорные ситуации. Когда Амвросию исполнилось тридцать лет (ок. 372 г.), он получил от императора Валентиниана должность «consular», т.е. правителя Эмилии и Лигурии (Aemilia, Liguria), со столицей в Милане, административном центре Западной империи с IV века. На этом посту он проявил себя грамотным и справедливым администратором. Избрание епископом После смерти в 374 г. арианского епископа Милана, Ауксентия (Auxentius), запрещавщего служить католическим орденам в церквях епархии, арианцы и католики начали борьбу с целью занять освободившуюся позицию и получить контроль над епархией всей северной Италии. Амвросий до смерти епископа пробыл в Милане только три года, поэтому боялся, что его не изберут преемником. Итак, называясь католиком, но до сих пор продолжая оставаться новообращённым, Амвросий направился на собор, чтобы попытаться успокоить противоборствующие стороны. Когда он произносил речь, убеждая людей к согласию и спокойствию, то, по преданию, один ребёнок воскликнул, «Амвросия в епископы!» Возглас был подхвачен обеими сторонами, ни одна из которых не желала уступать в споре. Местные епископы просили императора Валентиниана, чтобы он сам назначил кандидатуру, однако тот отдал этот вопрос на откуп епископам. Сейчас они уже не могли повлиять на ситуацию. В результате Амвросий был избран тайным голосованием обеих группировок. Выбор в пользу Амвросия подтверждает одну простую истину: всё духовенство происходит из мирян. Лучше выбрать человека, устраивающего всех, чем крупного учёного, сеющего разногласия. Выбор Амвросия стал смелым решением, но нас он не удивляет. Наше отношение к призванию отличается от того, какое было принято в ранней Церкви. Сейчас мы смотрим на призвание как на движение души - личный выбор, подготовка в семинарии, постепенное возрастание на службе Церкви. Для ранних же христиан оно было в первую очередь призывом Бога, выраженным через Церковь. На наш взгляд может показаться, что история души Амвросия не отображает его призвания. Но мы забываем, что призыв Церкви направляет Святой Дух. Что подумал Амвросий о этом призыве? Поначалу он сопротивлялся (совсем как пророки [Давид]), говоря, что даже не крещён, предпочтя убежать, чем поддаться смятению. Св. Паулин Нольский (Paulinus of Nola) так описывает этот эпизод: «Амвросий оставил Церковь и созвал свой трибунал... Против обыкновения, он приказал, чтобы людей подвергли мучениям. Когда это было исполнено, люди не обвинили его даже в малейшем [говоря]: "Да падут его грехи на нас!" Миланцы, зная, что Амвросий ещё не крещён, искренно просили прощения всех его грехов чрез таинство крещения. «В волнении, Амвросий вернулся домой... Он, не стесняясь, прибегал к услугам жриц любви, так, что люди, узнав об этом, могли бы поменять своё отношение к нему. Но толпа кричала ещё громче: "Да падут твои грехи на нас"» (Паулин, Жизнь Амвросия, 7). Люди, однако, настойчиво продолжали его убеждать, и уговорили его принять епархию. Император утвердил его назначение, и Амвросий сдался. С 24.11.373 Амвросий после крещения и рукоположений принял сан епископа 1 или 7 декабря, или две недели позднее. (К разговору о быстром жизненном пути!) (Даты в разных источниках могут отличаться.) На должности епископа Несомненно, что Амвросий оказался образцовым епископом, и это при том, что епархия пребывала в ужасающих нестроениях, а он сам был хрупкого телосложения и ему не хватало подготовки. У него была худощавая фигура, он носил бороду и усы, однако на нём лежала печать природного изящества того, кто родился во дворце и мог повелевать. (Портрет первой половины V века из церкви, им основанной, показывает его нам как человека невысокого роста с длинным лицом, длинным носом, высоким лбом, каштановыми волосами, тонкими губами, и левой бровью, поднятой выше правой.) Его благородное происхождение вскоре дополнилось рвением, с которым он принялся бороться с несправедливостью (высокие налоги, продажные правители, взяточничество в судах и арианцы при имперском дворе.) После своего избрания он стал вести аскетический образ жизни и всерьёз занялся изучением Отцов Церкви и Писания под руководством своего бывшего наставника отца Симплициана - по сути посвятив себя семинарским занятиям после рукоположения. Получив должность епископа, Амвросий выбрал путь бедности и смирения. Он роздал всё своё нажитое имущество. Свою часть наследства он отдал в пользу своего брата Сатира (Satyrus), отказавшегося занять пост губернатора. Амвросий был исполнен милосердия. Он даже распродавал церковное имущество, чтобы выкупить из рабства пленников, захваченных во время войны. Он проявлял свои лучшие качества, защищая угнетённых, а в вопросе отмены смертной казни оказался поразительно современным для нас человеком. Это привело к тому, что Амвросий выбрал для себя образ жизни, который считал необходимым для духовенства: молитва семь раз в день, частые посты (хотя миланская Церковь принадлежала Восточному обряду и не соблюдала в субботу пост, как это делали римляне), обходился без пищи до обеда. Ежедневно он встечался со всеми, кто хотел с ним посоветоваться, после чего читал и писал. Его любимыми авторами были Фило, Ориген и Базил (Philo, Origen, Basil). Он был греческим учёным и больше читал греческих Отцов (возможно, был не знаком с латинскими Отцами, такими как Тертуллиан и Иустин Мученик). Он также читал и еретические произведения с тем, чтобы доказать их несостоятельность. Мы говорим о епископстве в терминах церемониала, управления и руководства, в то время как оно должно означать пасторскую бдительность, заботу обо всех, учение Евангелию, и служение на литургии. Как епископ, Амвросий осознавал в себе ответственность за подготовку новообращённых, и сам предпочитал принимать исповеди до того, как лично производил крещение. Каждый раз, крестя кого-нибудь, Амвросий омывал этому человеку ноги, зная при этом, что это не было принято у римлян. Как митрополит, Амвросий должен был иногда созывать соборы для того, чтобы рассматривать обращения из различных епархий и устанавливать дату следующего празднования Пасхи. Он также должен был быть председателем во время избрания и рукоположения в епископы. Обязанности епископа того времени хорошо изложены Шатобрианом, «Нет более полной или законченной жизни, чем жизнь прелата четвёртого и пятого века. Епископ крестил, отпускал грехи, проповедовал, налагал личные или всеобщие епитимии, анафемствовал или отлучал от церкви, навещал больных, ухаживал за умирающими, хоронил мёртвых, освобождал заложников, кормил бедных, вдов и сирот, основывал богадельни и больницы, помогал своим священникам, объявлял приговоры как мирской судья в отдельных делах, выступал в роли третейского судьи в спорах между городами. В то же самое время он издавал трактаты по вопросам нравственности, порядка и богословия. Он выступал против ересиархов и философов, занимался наукой и историей, писал письма тем, кто хотел получить от него консультацию по тому или иному вопросу в споре различных религиозных течений; вёл переписку с церквями и епископами, монахами и отшельниками; заседал на соборах и синодах; вызывался на приём к императорам, вёл торговлю, его направляли в качестве посла к узурпаторам или варварским князьям, чтобы заключить с ними перемирие или удержать их в рамках границ. Три ветви власти, церковная, политическая и философская, были сосредоточены в руках епископа.» Церковь и Государство, Церковь и Заблуждение Амвросий, как прекрасный проповедник, стал стойким оппонентом арианства, считавшего, что Слово Божие имеет тварную сущность, а стало быть, не вечно. Когда с арианством в Италии было практически покончено, остались две проблемы: готы были евангелизированы арианским епископом Ульфиласом (Ulfilas), и императрица Иустина, вторая жена Валентиниана I, мать Валентиниана II, тоже была арианкой. Амвросий предстал перед императрицей-регентом. Он отказывался передать один из храмов арианам-еретикам, несмотря на то, что она приказывала ему так распорядиться (в то время религия в Римской империи считалась гражданским долгом, а все храмы были в ведении императора). Вот как описывает события сам Амвросий: «Сначала все великие мужи, советники государственные, просили меня, чтобы я отказался от базилики, сделав так, чтобы среди людей не было возмущения. Я отвечал, что, конечно, епископ не может сдавать храм Божий. «На другой день люди в церкви одобрили такой ответ; префект был там, убеждая отдать хоть порцианскую базилику (старой постройки), но народ воспротивился этому. Тогда он удалился, намереваясь доложить о этом императору. «На следующий день, в субботу, после занятий и проповеди, когда готовящихся принять крещение отпустили, некоторых из них в базилике я учил Символу веры. Мне сказали, что из дворца идут decani, призывая к повешаниям, и что часть людей направляется туда. Однако, я остался на богослужении и начал служить Мессу. «Во время причастия я услышал, что некий Кастал (Castalus), бывший, по словам ариан, священником, был схвачен толпой. Прохожие набросились на него на улице. Я начал горько плакать, моля Бога на причащении, чтобы Он пришёл нам на помощь, чтобы ничья кровь не пролилась за Церковь, или хотя бы это была моя кровь, пролитая во благо не только моих прихожан, но и самих неверующих. Не говоря больше ничего, я послал священников и дьяконов и спас человека от насилия.» Тех, кто желал насилия, епископ наказывал. Амвросий осуждал насилие, проповедуя пассивное сопротивление. Верующим было предложено занять две спорные церкви. Вокруг неё был поставлен кордон из солдат, так что внутри всю ночь оставались люди. Этот приём сработал, и оцепление было снято. На другой год Амвросий подвергался гонениям по разным поводам. Был издан эдикт о терпимости к арианству. Амвросия вызвали в суд, суд вынес приговор отдать церковное блюдо, кроме того, Амвросий должен был покинуть Милан; ни то, ни другое Амвросий не выполнил. Он бежал в новую базилику, проповедуя и обучая прихожан петь антифоны, некоторые из которых были его собственного сочинения. Император Валериан вновь был вынужден отступить. Император Грациан был католиком, и по его просьбе Амвросий написал De fide против арианства. Арианские иммигранты захватили в 378 одну из церквей Милана, но на следующий год Грациан приказал вернуть базилику Амвросию и покончить со всеми ересями. В De fide упор был сделан не на риторику, а на священные тексты. Помня о том, что они могут быть по-разному истолкованы, он считал, что читать их следует, не вырывая из контекста. В 381 на Константинопольском соборе арианство было вновь подврегнуто осуждению, равно как и его проявления - македонианство, бравшего за основу арианское положение о том, что Святой Дух - один из трёх богов. И снова по настоянию Грациана Амвросий написал De spiritu - труд, где он приводил аргументы против такого воззрения. Книга содержала серьёзные аргументы, однако её подверг острой критике святой Иероним. В 383, когда Грациан был убит в битве Максимом (Maximus), Амвросий просил Максима не расширять его полномочия на всю Италию, противясь новому молодому императору Валериану II. Амвросий был твёрдым сторонником того, что христианская вера должна поддерживаться в империи, и безжалостно искоренял язычество. Языческие сенаторы, возглавляемые знаменитым оратором Quintus Aurelius Symmachus, хотели, чтобы языческой богине Виктории было устроено поклонение, когда её статую возвращали в римский сенат. Были организованы дебаты с Амвросием, с одной стороны, и Августином, бывшим тогда учителем риторики (вскоре ставшим святым), с другой. Амвросий убеждал императора Валентиниана II не допустить этого. Амвросий использовал своё влияние для того, чтобы вакантная должность епископа в епархии Sirmium, бывшей оплотом арианства, была занята католиком. Так он навлёк на себя ненависть императрицы Иустины, завидовавшей его влиянию на её сына. Когда конфликт между католиками и арианами усилился, Максим занял Италию, не обращая внимание на просьбы Амвросия. Валентиниан и Иустина бежали под защиту восточного императора Феодосия I, разгромившего Максима и казнившего его в Паннонии (Венгрия), восстановив Валентиниана на троне; Феодосий стал управлять как Восточной, так и Западной частями империи. В Милане Феодосий убедил Валентиниана осудить арианство и поддержать Амвросия, однако вскоре он сам пошёл на конфликт с епископом, когда Амвросий осудил приказ Феодосия епископу Каллиникума (Kallinikum), Месопотамия, восстановить иудейскую синагогу, разрушенную христианами. Позднее Феодосий отменил свой приказ и сам оплатил восстановление синагоги, чтобы епископ не поддерживал нехристианскую веру. У Амвросия хватало смелости призывать сильнейшего в христианстве к публичному раскаянию. В 390 г. толпа в Фессалониках (Thessaloniki, Salonica) растерзала римского губернатора за то, что он заключил под стражу их любимого возничего колесницы. За это император Феодосий I пригласил людей в цирк и расправился с 7 000 из них. Амвросий писал императору, настаивая на публичном наказании: «Император принадлежит Церкви, но не является её настоятелем.» В результате император распорядился, чтобы впредь смертная казнь не приводилась в исполнение в течении тридцати дней после вынесения приговора, чтобы было время для его смягчения. Феодосий публично раскаялся и на Рождество вновь был возвращён в Церковь. Это стало поворотным моментом между Феодосием и Амвросием, и между Церковью и государством. Дошедшие до нас письма Амвросия ясно нам говорят о том, что Амвросий не уставал напоминать императору о том, что он поклялся быть верным Богу, также как и его армия присягала ему. Впоследствии общественное достояние больше не тратилось на восстановление или уход за языческими капищами. Амвросий также грозил ему отлучением, если император перестанет выполнять свой обет. Под влиянием Амвросия в 391 г. император Феодосий запретил любые языческие ритуалы (которые, на самом деле, не проводились на Западе, и приводили к гражданским беспорядкам на Востоке). На следующий год имератор ввёл запрет на любые, даже неофициальные языческие богослужения. Хоумс Дадден (Homes Dudden) обращает внимание на то, что христиане пытались облегчить переход, назначая, насколько возможно, даты христианских праздников совпадающими с старыми языческими празднованиями. Подавление язычества осуществлялось Миланом, а не Римом. В 393 Валентиниан II был убит в Галлии Арбогастом (Arbogastes), чей эмиссар, Евгений, пытался возродить язычество. Амвросий осудил убийство, и после казни Арбагаста в Акилее (Aquileia) Феодосием с язычеством в империи было наконец покончено. Несколько месяцев спустя Амвросий произносил проповедь на похоронах Феодосия. Тем временем появлялись новые ереси, такие как Присциллиана (Priscillian) Испанского. Присциллиан проповедовал крайнюю степень аскезы в ответ на наметившийся отход Церкви от неё. Несмотря на протесты святого Амвросия, Мартина Турского и Сириция (Siricius), государство вмешалось в дела Церкви и казнило Присциллина и ещё шесть человек. Амвросий отлучил от Церкви за это императора Максима. Тем временем в монастыре Амвросия возникла ересь, предводителем которой был Иовиан (Jovinian), осуждавший пост, добродетель девственности, не признававшего Марию Приснодевой. Иовиана осудил и предал анафеме Папа св. Сириций в 390 г. (Св. Иероним в грубой форме опроверг ересь в Refutation of Jovinian.) Литературные работы Прежде всего Амвросий был Учителем Церкви и пастырем своих людей. Он не был оригинален в изложении своих взглядов, однако с успехом обобщил идеи других авторов, которые были им прочитаны в огромном количестве в начале его служения епископом. Будучи греческим философом, он излагал для Запада взгляды восточных богословов, и это была очень необходимая работа. Он написал множество трудов на библейские темы, о богословии и аскезе, многочисленные проповеди и псалмы. Но так как он в первую очередь был епископом, то его учение полнее раскрывалось в проповедях, а не в произведениях. Его речи были очень практического свойства. Его письменные работы о вероучении включают в себя «уроки катехизиса» (De mysteriis) для вновь принявших крещение, миропомазание и причастие. Наиболее самобытно он проявил себя в музыке и поэзии, а не в богословии. До того времени музыка в Церкви находилась в ведении профессиональных певцов, распевавших псалмы речитативом, миряне лишь иногда подпевали припев. Как говорилось ранее, Амвросий учил народ искусству петь антифоны, и таким образом, прихожане начали принимать участие в пении на службе. Св. Августин в своей Исповеди описывет, как глубоко, до слёз это нововведение затронуло его чувства, когда он бывал на службах в Милане. Амвросий также учил в своём приходе петь гимны его собственного сочинения. После Илария из Пуатье (Hilary of Poitiers), Амвросий - первый из великих латинских авторов гимнов. Они были написаны в как сейчас говорят Амвросийском размере. Стихи поделены на четырёхстрочные станцы, в каждой строчке которых - восьмисложный ямб. Четыре дошедших до нас гимна, скорее всего, принадлежат его перу: «Отец неба и земли,» «Творец всего сущего Бог наивысший,» «О явись Спаситель рода людского,» и «Теперь идёт третий час.» Все источники говорят о том, что Амвросий не является автором Te Deum, как считалось ранее. Однако, сейчас большинство склоняется к мнению, что он написал Афанасиевский символ веры. К числу его лучших работ относятся De officiis ministrorum, трактат по христианской этике, в особенности относящийся к духовенству; De virginibus, написанный для его сестры св. Марцеллины (Marcellina); и De fide, написанный против арианства для Грациана. Самый его главный вклад в богословие - его описание Церкви и природы Таинств. Согласно его представлениям, человек отошёл от благодати в момент грехопадения, а последствия грехопадения передаются каждому человеку в момент его зачатия. Для преодоления последствий грехопадения нужна благодать, передающаяся через Таинства, но это может быть достигнуто только посредством веры. Вера сама по себе может быть настолько действенна, что в отдельных случаях, как это может быть у мучеников и исповедников, она даже занимает место Таинств, и она лучше всего делает возможным мистический союз между Христом и верующим. Таким образом, говоря о двух аспектах, повреждённой грехом человеческой природе и личном союзе с Христом, Амвросий оказал влияние на Августина, и, через него, на всё будущее богословие Западной Церкви. Описывая личную эсхатологию, Амвросий открыл путь для Григория Великого. Он особо останавливался на страхе перед Последним Судом. Он верил в вечное блаженство и в наказание в разных отделениях чистилища. И хотя он не говорил о том, что всё, что мы делаем ради мёртвых, может повлиять на их дальнейшую судьбу, но считал, что молитвами и богослужениями за умерших верных можно смягчить их положение до того, как с ними будет решена последняя участь. Представляется, что Амвросий был сторонником идеи двойного стандарта: одного для тех, кто ищет совершенство и другого для тех, кто продолжает жить в этом мире, т.е. крайний аскетизм приемлем не для каждого. Личное влияние Амвросий известен нам как «Молот арианства.» Хотя он и боролся с язычеством, но не отказывался вкушать трапезу с язычниками. К нему относились с огромной любовью те, кто вступал с ним в контакт. Амвросий был близким другом св. Моники, и это именно он открыл сомневающемуся св. Августину, что думающий человек может полностью согласиться с христианством, когда Августин переехал в 386 г. в Милан, чтобы занять вакантное место университетской кафедры по риторике. Амвросий вернул Августина к вере, покрестив его осенью 387 г., исполнив многолетнюю молитву матери. Августин описывает Амвросия как человека сочувствующего, успокаивающего и привлекающего других прожить жизнь как Христос. Он также радушно принимал святого Паулина из Нола (Paulinus of Nola) и его жену Терезу, хотя зачастую и отвергал Паулина, так как тот был рукоположен, находясь в браке, что противоречило порядку того времени. Амвросий умер в Пасхальную ночь, 4 апреля 397 г., после того, как 23 года занимал пост епископа. Считается, что его главной заслугой было то, что он сделал Церковь инструментом для критики и исправления государства, и то, что он был первым епископом, к которому обращалось государство для проведения мирных переговоров (Attwater, Bentley, Delaney, Dudden, Encyclopedia, Paredi, Wand, White). Искусство и покровительство В искусстве св. Амвросий изображается в виде епископа с пчелиным ульем (пчёлы в иконографии символизируют «медовый» язык, человека, наделённого даром красноречия), и книгой. Иногда на изображениях присутствуют (1) бич (часто связанный в три плети, что означает учение о Троице); (2) святой, стоящий на вооружённом воине; (3) ребёнок, радостно приветствующий епископа (легко перепутать с Августином и Иларием из Пуатье); (4) Амвросий, пишущий в своём кабинете с быком святого Луки или с статуей Приснодевы рядом с ним; (5) свв. Григорий, Иероним и Августин; или (6) Амвросий не даёт цезарю войти в миланский кафедральный собор (Roeder). Покровитель Комиссариата французской армии (который отвечает за управление и закупки), епископов, пчеловодов, торговцев мёдом, домашних животных, гусей и очистителей воска (Roeder, White). Северная Италия: Земля святых и Пап / Katherine I. Rabenstein / Написано в августе 1997 Православный кондак: Ссылки:
|
В избранное | ||