Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 25 ноября


Святые 25 ноября
Екатерина Александрийская VM (RM)

Также известна как Æcatherina. Умерла ок. 310 г.; изъята из общего римского календаря в 1969 (что не означает, что её не существовало, а только то, что её праздник более литургически не отмечается по всему миру).

Екатерина символизирует идеал слияния философии и религии - <мистический брак>. Существовала ли она когда-либо? Мы не знаем. Могла быть плодом воображения греческого автора героического назидательного романа IX столетия. Но если бы её не было, нам бы стоило её выдумать. Могла стать <окончанием>, как назвали бы это философы, так что когда они закончат все свои изыскания и теории, то смогли бы положить их к ногам религии. Философия соединяется с религией в области богословия.
St. Catherine
Изображение святой Екатерины предоставлен
Церковью святого Карла Борромео

Монастырь святой Екатерины на горе Синай знаменит тем, что это самый старый из постоянно действующих христианских монастырей. Хотя вначале он был посвящён не святой Екатерине, а Преображению Господня. Стены монастыря начали возводиться в 542 г. Три столетия спустя, ведомые видением, его монахи обнаружили на горе тело женщины, которое они приняли за святую Екатерину - тело, которое могло чудесным образом перелететь туда из Александрии.

Фальконий (Falconius), архиепископ Сан Северино, утверждал о перенесении тела Екатерины на вершину горы Синай. <О том, что говорят, что тело этой святой было перемещено ангелами на гору Синай, то смысл заключается в том, что его перенесли монахи Синая в свою богатую обитель с таким сокровищем - хорошо известно, что монахов, по причине их небесной непорочности и устремлений, в старину звали "ангелами"> (Husenbeth).

О ней ничего неизвестно достоверно, за исключением того, что она была девушкой, принявшей мученичество в Александрии при Максиминусе Даза (Maximinus Daza), как написано в Истории Церкви (VIII, стр. 14) Евсевия. В её деяниях, которые не считаются подлинными, говорится о том, что она была дочерью короля Кипра Костоса, который был вызван в Александрию императором Максиминусом, чтобы занять должность советника. В высших кругах Александрии очень почиталась философия, и Екатерина много училась, так что к 18 годам стала довольно образованной. Во время обучения она узнала о Христе. Обратилась, когда к ней пришло видение Богоматери и Младенца Христа.

Когда император Максиминус начал преследования христиан, 18-летняя Екатерина, бывшая весьма привлекательной, направилась к императору и стала упрекать его в тирании в тот момент, когда он стоял посреди языческого храма. Неспособный возразить её аргументам, он призвал на помощь пятьдесят философов. После того как они признались, что её аргументы их убедили, взбешённый император приказал их сжечь.

Он предложил ей выйти за него замуж, но она отказалась, потому что ей лично уже являлся Христос, одевший ей на палец золотое кольцо (как и св. Екатерине Сиенской); вот почему греческие христиане называют её <Ækatharina>, то есть <всегда чистой.> Её избивали целых два часа, затем бросили в тюрьму, а император уехал инспектировать лагерь. В камере её кормил голубь, а Христос являлся перед ней в видении.

Вернувшись, он обнаружил, что его жена Фаустина и офицер Порфирий отправились из любопытства к Екатерине и были обращены, а Порфирий обратил 200 человек императорского двора. Все они были приговорены к смерти.

Екатерину должны были умертвить посредством колеса, утыканного шипами или бритвами, которое сегодня называют <колесом св. Екатерины>. Когда её поместили под его обод, оковы её чудесным образом пали, колесо сломалось, а шипы разлетелись в стороны, убивая зевак. В конце концов её обезглавили, а она посылала благословения всем, кто будет вспоминать о ней. Из её разрезанных вен вместо крови текла белая, молокоподобная жидкость. Писали, что в течении многих лет из её костей вытекало масло; это масло использовали как лекарство и в светильниках святых храмов.

В 527 император Юстиниан построил укреплённый монастырь для отшельников горы Синай, а тело Екатерины скорее всего туда переместили в VIII или IX в.; и с этих пор он носит её имя. В XI веке синайский монах Симеон поехал в Руан для получения у Ричарда, герцога Норманского, ежегодного подаяния. С собой он привёз и оставил там частицы мощей св. Екатерины. Она - одна из Четырнадцати святых помощников, особо почитаемых в Средние века индивидуально и группой.

Святая Жанна д`Арк слышала и точно исполняла голос свв. Екатерины и Маргариты. Возможно, Господь вверил Екатерину Жанне, чтобы помочь ей в споре с известными богословами. Настоящие страсти Екатерины такие же, что и у Жанны д`Арк, которые мы, к счастью, знаем в деталях. Жанна - это Екатерина теперешнего времени, и несомненно, всех времён. А чтобы такая женщина, как Екатерина, стала святой, философом, вовсе не обязательно, чтобы она была дочерью короля; достаточно Пресвятой Девы и Отца Небесного. Нет сомнений, что Екатерина обладала простотой пастушки. Всё-таки философия и религия никогда не сойдутся в совершенной гармонии, но что имеет значение - это вера, чистая и простая вера, и мы радуемся, что это так (Attwater, Benedictines, Bentley, Delaney, Encyclopedia, Husenbeth, Sheppard, White).

Поскольку у Екатерины были все аргументы философов, она считается покровителем философов. Св. Екатерина - также покровитель философии, учения, студентов (особенно студенток), христианских апологетов, библиотекарей и библиотек, молодых женщин и колёсных мастеров. Она покровитель медсестёр, поскольку когда она кровоточила, её кровь, по преданию, была молоком (White). Кроме того, она покровительница седельных мастеров, прядильщиков, изготовителей верёвок (Roeder), юристов, студентов богословия Парижского университета (Encyclopedia) и проповедников (Delaney).

Её символ - колесо с шипами, которое может быть сломано, на котором она приняла мученичество. Св. Екатерину изображают в виде девушки-мученицы, зачастую привлекательной, молодой принцессы, с книгой и сломанным колесом:


Греческая икона неизвестного автора
Греческая икона неизвестного автора
Греческая икона неизвестного автора
Греческая икона неизвестного автора
Джованни Беллини: Святые Пётр и Екатерина
Никколо ди Буонаккорсо (Niccolo di Buonaccorso): Мадонна Смирения с свв. Екатериной и Кристофером
Джакопо дель Стеллаё (Jacopo del Stellaio) (XV в.): Мадонна с Младенцем, возведённым на престол с свв. Люцией, Севастьяном, Иаонном Крестителем и Екатериной Александрийской
Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto): Св. Екатерина
Микеланджело: Св. Екатерина (фрагмент Страшного суда)
Рафаэль: Св. Екатерина Александрийская
Sienese Medallion (XIV в.): Св. Екатерина
Уголино да Сиена (Ugolino da Siena), (XIV в.):Св. Екатерина Александрийская
Фернандо Янез (Fernando Yáñez): Св. Екатерина

Иногда её изображают (1) с мечом и колесом; (2) коронованной, несущей собственную голову на патронной обойме (charger); (3) обезглавленной мечом (Fernando Gallego); (4) с книгой, коронованной ангелами (Melchiore Caffa); (5) как ангелы переносят её тело на гору Синай (Limbourg Brothers); (6) как отшельник показывает её изображение Приснодеве; (7) мистически венчанной с Младенцем Иисусом (иногда со взрослым Иисусом); (8) ведущей диспут с законоведами; (9) поддерживающей других, когда их сжигают; (10) посещаемой в тюрьме Христом; (11) посещаемой императрицей Фаустиной в тюрьме; (12) ободряющей Фаустину во время её казни; или (13) с Христом, надевающим кольцо на её палец в картинах Cranach the Elder, Lorenzo Lotto, и Corregio (Roeder, White).

 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное