Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 15 ноября


Святые 15 ноября
Святой Альберт Великий
(факультативная память)
Альберт Великий, Учитель Церкви, OP B (RM)

Также известен как Albertus Magnus, Альфред. Родился в Лауингене, Швабия (Lauingen, Swabia), Германия, ок. 1207; умер в Кёльне, 1280; беатифицирован в 1622; канонизирован и объявлен Учителем Церкви в 1931 Папой Пием XI.

Среди христиан часто возникают споры о науке и богословии, о интеллектуальном и духовном понимании. Некоторые считают, что это взаимоисключающие понятия, забывая о том, что согласно формальному определению, мифы (например о Сотворении мира) предлагают нечто большее, чем просто научное объяснение. Изучение жизни святого Альберта отодвигает в сторону подобные обсуждения.

Сегодня в Кёльне шпили здания, строительство которого началось семьсот лет назад, всё ещё устремлены в небо. То, что Альберт Великий был архитектором собора, это только легенда. Однако это очень типично для его жизни, устремлявшей всякую красоту в небо, так что поверить этой легенде очень легко. Альберт, которого даже светские историки называют «Великим», всю жизнь учил тому, что наука и вера идут рука об руку, что всякая земная красота и порядок берут своё начало от Бога.

Св. Альберт
Святой Альфред Великий
courtesy of Saint Charles Borromeo Church

Молодые годы

Альберт родился в замке в баварской епархии, старший сын графа Bollstaedt. Альберт был невысок, крепко сбит, с гигантскими плечами и родинкой на веке.

Острую наблюдательность, позднее проявившуюся в научных работах, Альберт приобрёл, когда вместе с братом Генрихом охотился в лесах близ отцовского замка, и стал знатоком охоты с ястребами и гончими. Своё первое образование они получили у домашних наставников.

То, что брат Генрих и его сестра также стали доминиканцами, говорит о благочестии семьи, где они воспитывались.

В 1222, в 16 лет его отправили изучать право в знаменитый университет Падуа (некоторые указывают Болонью) под присмотром дяди, бывшим там каноником. Он оказался незаурядным студентом, и перед ним открывалалась прекрасная перспектива стать высокооплачиваемым специалистом. Однако у Бога были иные планы в отношении святого Альберта.

Призвание

Здесь, в Италии, Альберт повстречался с Иорданом Саксонским, выходцем из деревни, ставшим вторым главным настоятелем доминиканского ордена после смерти святого Доминика 4 августа 1221. Из-за своей огромной харизмы Иордана прозвали «Сирена школ», когда он переезжал с места на место в поисках новобранцев для молодого ордена. На Альберта произвели глубокое впечатление его слова, и он поклялся стать доминиканцем.

Тем не менее, он находился в раздумии, во-первых, потому что сам сомневался, сможет ли преуспеть в этом деле, а во-вторых, его отговаривал дядя. Под предлогом того, что перемена мест изменит характер молодого человека, дядя взял его с собой в поездку в Венецию, параллельно получив от Папы освобождение от обета, который был, по его мнению, принесён необдуманно. Но как может человек, даже священник, пойти против воли Бога?

После их возвращения, Альберт отправился в университет Падуа, где в его жизни произошёл перелом, когда он услышал ещё одну проповедь блаженного Иордана. Проповедник говорил о тех молодых людях, колеблющихся между уверенностью и сомнением, сомневающихся в том, смогут ли они продолжить, когда на самом деле им стоит полностью положиться на Бога и верить в Него.

Альберт был поражён услышанным. Идя вслед блаженному Иордану, он спросил, «Господин, кто поведал вам мои самые сокровенные тайны?» Блаженный Иордан утешил его, говоря, что он не имел в виду никого конкретно, но это применимо ко всем, и несомненно это было послание Бога к нему лично; его эти слова настолько поразили, что он сейчас же пожелал вступить в орден. Его приняли в орден скорее всего в 1223, и он закончил своё богословское обучение.

Дошедшие до нас истории о том периоде его жизни говорят о нём как о великом учёном, так и о свидетельствуют о его любви к Богоматери. Альберт, как гласит легенда, долго не носил белых облачений, поскольку не считал себя равным тем учёным корифеям, вместе с которыми он учился. Что-либо конкретное, что он мог проанализировать и выучить, он ещё мог понять, но уже абстрактные науки давались ему с трудом.

Он решился бежать; приставив лестницу к стене, он стал поджидать случай. Когда он встал на колени, чтобы в последний раз помолиться Приснодеве, перед тем как перескочить через стену, Она явилась ему. Она мягко упрекнула его в том, что он забыл попросить Её о том, в чём нуждался. Затем Она даровала ему талант к наукам, то, чего он так сильно желал, и исчезла. Была ли это правда или только легенда, нам доподлинно известно лишь то, что Альберт был предан Богоматери и был блестящим учёным.

Учёба

Альберт был рукоположен в священники в 1228. Его направили преподавать в Кёльн, где он прославился своими лекциями о Осуждениях Питера Ломбарда; в дальнейшем он стал известен как величайший немецкий учёный средневековья. Позднее он два года преподавал в Хильдесхайме, Фрайбург-им-Брайсгау, Регенсбурге (Hildesheim, Freiburg-im-Breisgau, Regensburg (Ratisbon)), Страсбурге, и снова в Кёльне. С места на место он добирался пешком, проповедуя, молясь и наблюдая. Его ум был восприимчив, смел, современен, он мог собирать невероятное количество информации. Его отличала глубокая эрудированность, не говоря уже о исключительном благочестии и смирении.

Альберт не чуждался ничего ценного, что происходило в ту эпоху, делая это не из приверженности к поверхностному синкретизму, пытаясь угодить всем, а боясь потерять что-либо, что может быть элементом истины.

С 1240 по 1248 Альберт пребывал в монастыре Сен-Жак в Париже; площадь Мобер и улица Мэтр-Альберт в Латинском квартале напоминают нам о нём, а улица дю Фуар - о множестве студентов, собиравшихся вокруг его кафедры, сидевших на связках соломы (Maubert, Maitre-Albert, du Fouarre).

Именно в Париже ему посчастливилось видеть, как из скромного студента сицилийского королевства выросла звезда мировой величины, освещавшая путь другим. Каково это было наблюдать, как ум святого Томаса Аквинского развивается и распускается навстречу мудрости времени и вечности, и помогать открывать ему двери, ведущие к абсолютной истине?

Альберт первым распознал, взрастил и рассказал всем о блеске его доброго друга и студента святого Томаса Аквинского. Нужно было быть человеком величайшей скромности и праведности, чтобы разглядеть его талант и помочь ему подняться, и Альберт был именно таким человеком.

Альберт принял Томаса под своё крыло, выделил ему комнату рядом с своей, и в течении почти пяти лет они были неразлучны. Они учились вместе как в Париже, где Альберт преподавал и получил докторскую степень по богословию в 1244-45, так и в Кёльне. В схоластике он помог использовать идеи Аристотеля применительно к учению об Откровении, в дальнейшем такие методы были развиты Томасом Аквинским.

В 1248 Albert снова перешёл в университет Кёльна, где служил регентом новой studia generalia до 1254, когда его избрали архиепископом Тевтонии, обширной доминиканской провинции, включавшей Эльзас, Бельгию, Германию вплоть до границ с Польшей и Венгрией. Он сам посетил все монастыри своей епархии, созывал собрания ордена, налагал епитимии, следил за соблюдением установлений, и самое главное, проповедовал собственным примером.

В 1256 Альберт посетил Рим, где защищал нищенствующие ордена от нападок Вильяма Святого Оружия (осуждённого годом позже Папой Александром IV). Здесь он некоторое время служил личным богословом Папы и профессором по Святому Писанию. В 1257, когда во Флоренции проходило общее собрание, Альберту было любезно разрешено уйти в отставку и возратиться к занятиям на свою кафедру в Кёльне. Но, к несчастью для него и его студентов, не очень надолго.

Во время этого короткого перерыва на науку он, вместе с Томасом Аквинским и Петром Таренте (Peter of Tarentais), составил новый учебный план для доминиканцев (1259).

На должности епископа

Время обучения очень скоро закончилось, когда 5.01.1260 Папа Александр IV назначил Альберта епископом Регенсбурга (Ратисбона) против его воли, и хотя главный настоятель пытался воспретятствовать назначению, Альберт с крайней неохотой был вынужден согласиться. В Регенсбурге требовались энергичные реформы, и Альберт был как раз человеком для такой работы.

Новый епископ сурово применял свою власть по отношению к тем, кто покушался на имущество Церкви. Он обновил руководство, навёл порядок в финансовых делах, разобрался с долгами ордена, запретил щедрые приношения и восстановил разрушающиеся здания. Своим примером он показывал священникам образец безукоризненной жизни, строгой бедности, глубокого раскаяния и благочестия; в своей епархии он помог возродить угасавшую веру. Он требовательно относился к своему духовенству, осуждая его за внебрачное сожительство, лень и симонию (simony).

Из своего епископского облачения, он довольстовался лишь парой прочных башмаков на деревянной подошве, которые нужны были ему во время долгих пеших походов. Люди изумлялись, называя его «епископом в башмаках», или просто «неотёсанным». Святой Неотёсанный раб Божий, всегда следуй стезям Евангельским!

Духовенство раздражала его простота, оно не принимало его реформы, а алчные аристократы отказывались возвращать имущество Церкви. Решив самые насущные вопросы, Альберт с ясностью осознал, что смог бы лучше служить Богу, проповедуя с кафедры. Альберт чувствовал необходимость вернуться к преподаванию и богословским изысканиям.

Пробыв на должности епископа два года, он поехал в Рим просить об отставке. Согласие он получил, но вместе с этим он был должен проповедовать крестовый поход в немецкоговорящих странах, чем он и занимался несколько лет вместе с францисканцем Бертольдом Ратисбонским, дойдя до Литвы. Эти труды закончились со смертью Папы Урбана IV. И Альберт возвратился в Вурцбург (Wurzburg), где прожил три года, Страсбург и снова в Кёльн в 1270 продолжать преподавание, находясь в послушании у доминиканского ордена.

В старости

В последние двенадцать лет он преподавал богословие в Кёльне, с перерывом в 1274 на Лионский собор, в котором принимал активное участие в восстановлении единства Греческой и Римской Церквей. К горечи неудачи собора добавилась боль утраты Томаса Аквинского, умершего в возрасте 49 лет по дороге из Рима на собор в маленьком монастыре Откомб (Hautecombe). Он тихо почил, когда писал комментарии к Песне песен. Последним желанием Томаса было поесть хорошей французской селёдки, об этом он просил монаха, заботившегося о нём. Такова простота святых.

Альберт глубоко скорбел о том, что «слава и украшение мира» ушла. Он пережил своего возлюбленного ученика на несколько лет, и в очень пожилом возрасте пересёк пол-Европы, отстаивая идеи Томаса. Он неистово и блестяще защищал Томаса и его позицию от нападок епископа парижского Стефана Тампье (Stephen Tempier) и группы богословов университета Парижа в 1277.

После возвращения в монастырь Кёльна Альберт навсегда оставил преподавательскую работу и уединился в своей келье. Он сохранил невинность и свежесть юности, и молился, как ребёнок. Он нежно любил Деву Марию, и написал один из своих самых красивых богословских трактатов в Её восхваление. В последние два года своей жизни Альберт страдал от прогрессирующего ухудшения памяти, здоровье его ухудшалось, и он умер в Кёльне 15 ноября 1280 г. Святой Альберт покоится в церкви святого Андреаса в Кёльне.

Труды

Альберт обладал мышлением исследователя, по величине он был сопоставим с Роджером Бейконом (Roger Bacon), и являлся одним из первых и величайших учёных естесствознания. Он был экспериментатором и классификатором во времена, когда все эксперементальные науки находились под подозрением. Не было такого вида деятельности, где бы он не приложил свою руку, а его острота ума и скурупулёзность делают ценными для нас, обладающими сегодня теми сведениями, которые в то времы были неизвестны, его замечания.

Трудно переоценить обширную эрудицию, проницательность и остроту ума этого образованного и святого человека. В философии его работы представляют наивысшее достижение человеческого разума, опирающегося на собственные источники.

Своими энциклопедическими знаниями он охватывал большие области в науке; он написал даже больше, чем сам Томас Аквинский. Некоторые из его работал так и остались неопубликованными манускриптами, а около семидесяти были утрачены. В печатном виде его наследие составляет 38 томов формата кварто, охватывая все области знаний. Срели его работ Summa theologie, De unitate intellectus contra Averren, De vegetabilibus и Summa de creaturis.

В его заслугах - признание автономии человеческого разума в своей собственной сфере, обоснование знаний, полученных естественным путём, и применение философии Аристотеля в систематизации богословия. Томас Аквинский усовершенствовал синтез, сейчас известный как схоластический метод.

В то время область научных исследований почти полностью находилась в ведении арабских философов, наследников Авиценны и Аверроя (Averroes), пришедших к ложным выводам в значительной мере от неправильного толкования идей Аристотеля. Со времён Аристотеля, которого следует считать одним из величайших гениев всех времён, и до Альберта Великого, никто не высказывал идей в этой области (по крайней мере нам не известно о подобных свидетельствах).

В тысячелетний промежуток между Аристотелем и Альбертом был пробел, и только через триста лет к ботанике начали проявлять интерес. Альберт начал составлять каталог всех деревьев, растений и трав, известных в то время. Его детальные наблюдения их форм и разнообразий говорят нам о его изысканном ощущении их растительной красоты, которую он приписывал Богу. Ему было известно о периоде спячки растений, циклах раскрытия и закрытия цветов, уменьшении жизнеспособности во время испорения с култикул листа, о влиянии распределения пучков сосудов и лиственного вдавливания. И всё это - лишь начало его исследований.

Помимо трактатов по ботанике, он является автором трудов по астрономии, химии, физике, биологии, метафизике, этике, исследованию Библии, географии, геологии (в одном из его трудов доказывалось, что земля - шар), логике, математике, богословию и метеорологии; он составлял карты и атласы, производил опыты над растениями; изучал химические реакции; разарабатывал навигационные приборы; производил детальное изучение птиц и животных. Его совершенство и эрудиция заслужили признание современников, называвших его «Универсальным Доктором».

Восхищение Альбертом арабской наукой и культурой стали причиной недоверия к его идеям. Попытки Альберта и Томаса Аквинского применить аристотелевы принципы к христианскому богословию вызвали резкое возражение у некоторых католических богословов. Консерваторы не принимали эти опасные нововведения, считая их еретическими, поскольку они брали начало от языческих греческих, исламских и иудейских мыслителей.

Святой Альберт считал, что тщательное изучение красоты и совершенства созданий побуждает нас прославлять Бога. Вселенная полна загадок; разум человеческий лишь только прикоснулся к внешнему краю. Если бы студенты естественных наук пошли в направлении, им предложенным, можно было бы избежать ошибок трёх сотен лет.

В современном механистическом представлении Бог не принимается во внимание, а Альберт смог увидеть всю вселенную как результат Божественного творения. Здесь много говорилось о эрудированности Альберта, но вся его жизнь была неразрывно связана с Богом; Мастер Вселенной в нём сочетается с Мастером души. Он находил Бога везде и во всём, всегда обнаруживая хорошее в других людях и их работах. Его задачей было отыскать доброе и сберечь его ради Христа.

Истинное величие души не в том, чтобы просто заметить благо, а передать его в распоряжение других, проявляя в этом благородное великодушие. Его задачей было продемонстрировать гармонию между природной истиной и божественным откровением, и щедро передать это другим.

Святой Альберт был канонизирован и объявлен Учителем Церкви Папой Пием XI в 1931 г. Он также был объявлен покровителем студентов естественных наук, поскольку обладал, как сказал Папа, «тем редким и святым даром, научным чутьём...; он как раз тот святой, чей пример должен вдохновлять нынешний век» (Attwater, Benedictines, Bentley, Delaney, Dorcy, Encyclopedia, Murray, White, Wilms).

Вера и наука

Противопоставление науки и веры - только на первый взгляд. Оно происходит или от ошибки учёных, выдающих непроверенные гипотезы в качестве неопровержимых фактов (как, к примеру, теорию эволюции), или от заблуждений богословов, считающих свои частные, ошибочные мнения евангельскими истинами. Если же обе стороны будут оставаться в пределах своих областей, между ними не возникнет противоречие.

Святой Альберт твёрдо считал, что «одним лишь разумом никто не сможет приблизиться к Троице, Воплощению Иисуса и Воскресению.»

Однако на самом деле, разум и вера идут рядом. Разум даёт вере твёрдую основу, не позволяя нам слепо соглашаться с тем, что мы не знаем. Он также даёт нам обоснованное доказательство содержания божественного откровения. Вера, в свою очередь, «питает фактами иные науки,» как говорит нам кардинал Ньюман (Newman), «которые те науки, предоставленные сами себе, никогда не постигнут, и делает несостоятельными те факты, которые, оставленные сами себе, они могут вообразить.»

Наука имеет дело только со следствиями; когда же начинает задаваться причинами, то перестаёт быть наукой и становится философией, а религию интересует Первооснова всех сущностей.

Мы окружены тайной вселенной; это свойственно не только одной религии. Наука, продвигаясь вперёд, открывает нам всё новые и новые факты, но вопросы «почему?» и «для чего?», которые исходят от них, остаются вне её пределов. Божий мир наполнен как тайнами природы, так и тайнами благодати.

Первый Ватиканский Собор учит нас, «Церковь, поэтому, не является помехой для искусств и наук, она способствует и помогает им различными способами. Она не мешает наукам, каждой в своей области, применять свои принципы и методы. Но признавая их свободу, она пытается помешать впасть им в заблуждение, противоречащее божественному замыслу, и в то, чтобы они не перешагнули собственных границ и не впали в замешательство, которое может разъяснить вера» (Указ 16.12.41).

Святой Альберт изображается в искусстве в виде доминиканца в профессорском головном уборе и с книгой. Иногда его показывают (1) проповедующим с кафедры; (2) с святым Томасом Аквинским; или (3) в виде епископа-доминиканца с пером и книгой (Roeder).

Покровитель всех естественных наук, учёных и студентов науки (Roeder).

 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное