Существует ли такое Евангелие? Совершил ли Иуда предательство по
указанию Иисуса Христа...
"Евангелие от Иуды" (цитаты)
Наиболее верным считается утверждение, что папирус, датируемый IV веком,
был найден в египетском местечке Наг Хаммади в середине ХХ века вместе
с другими древними текстами, отметил М.Селезнев. Известно, что большая часть
рукописей была передана в музей, а эта была украдена и только спустя
полвека появилась на рынке антиквариата.
У главного редактора РБО (Российского библейского общества) как у ученого
"вызывает улыбку раскручивание этой детективной истории" [по появлению
этого Евангелия в свет]. По его словам, публикация в США не случайно приуроч
ена к Пасхе, а в прессе связывается с романом Дэна Брауна "Код да Винчи".
Между тем, в научном мире известны десятки так называемых апокрифических
евангелий, например, евангелия от Петра, от Фомы, от Иакова, и даже два
евангелия от Филиппа и так далее. Тем не менее, в РБО считают, что
"Евангелие от Иуды" заслуживает внимания с исторической точки зрения. "Мы
не исключаем своего участия в работе над переводом на русский язык и
изданием этого манускрипта, но не в рамках программы публикации канонич
еских текстов, а книг, которые позволяют прояснить в той или иной мере
текст Евангелия", - сказал М.Селезнев. При этом он подчеркнул, что "такие
тексты представляют интерес только для ученых..."
"Данный документ не может восходить к Иуде Искариоту просто по той причине,
что Иуда повесился в день распятия Христа, и никакого Евангелия от Иуды быть
не может. Вероятнее всего, это произведение было создано одной из гностических
сект III-IV столетия", сказал отец Андрей Кураев в интервью "Интерфаксу".
О <<Евангелии от Иуды>> было известно отцам Древней Церкви, тому же
священномученику Иринею Лионскому (II век). Недавнее открытие памятника
полностью подтверждает информацию о его гностическом происхождении. Текст
памятника имеет значительные повреждения, но из сохранившихся отрывков
ясно, что автор памятника видел в Иуде особо приближенного ученика Иисуса,
которому Иисус открывает <<тайны царства>>. Предательство он совершает как бы
по прямому повелению Иисуса.
Никто не принуждал Иуду к предательству: оно было исключительно делом его
свободного выбора. Слова Иисуса <<что делаешь, делай скорее>> (Евангелие от
Иоанна 13:27), обращенные к Иуде, епископ Илларион истолковывает вопреки их
прямому смыслу не как повеление или сигнал к действию, а в том плане, что
они всего лишь послужили для Иуды <<свидетельством того, что Иисус знает о
его планах, и могли остановить его в последний момент. Однако план
предательства уже созрел в сердце Иуды, и даже слова Спасителя не
остановили его>>.