Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Иудаизм - не религия, а жизненный путь.


Информационный Канал Subscribe.Ru


Иудаизм - не религия, а жизненный путь.
Тема. Кашрут.


Ведущий рассылки: Александр Шейнкер (yevreyskiy@narod.ru)
Сайт рассылки: http://yevreyskiy.narod.ru/

Сегодня в выпуске:
1. Приветствие.
2. Кашрут.
3. Спрашивали? Отвечем!
4. Притча о сауне.
5. Анекдоты в стихах.



1. Приветствие.

Здравствуйте.

Сегодняшний выпуск посвящён одному из наиболее важных "разделов" еврейской жизни - понятию "КАШРУТ". Когда-то давно, когда я начинал делать рассылку (а рассылке уже более трёх с половиной лет) мне задали такой вопрос: Как правильно писать по-русски - "кошерный" или "кашерный"?

Дело в том, что в обычном ивритском произношении есть слово "кашер" (с ударением на "е"), в английском же языке это слово пишется "kosher", то есть с буквой "о". Это изменение происходит из-за того, что в европейском произношении некоторые звуки "а" звучат как "о", то есть в европейском произношении на иврите слово "кашер" будет звучать "кошер" (именно так оно звучит на английском и на идише). В русских текстах я встречал оба варианта ("кАшерный" и "кОшерный"), так что не судите меня строго, если в тексте рассылки вы встретите один раз букву "а", а другой раз букву "о".



2. Кашрут

Многие думают, что понятие "кашрут" связано лишь только с едой, однако это далеко не так. Если попробовать перевести как можно точнее понятие "кашерный" на русский язык - я бы перевёл так: "кашерный" - "разрешённый для использования евреем с точки зрения еврейского закона". В таком переводе становится ясно, что понятие это применимо не только к еде но и к другим всевозможным вещам.

Многих это удивит, но одежда например тоже может быть кашерная и некашерная. Кроме того, что не скромная одежда евреям запрещена есть ещё понятие "шаатнез" - одежда, в изготовлении которой использовали одновременно лён и шерсть. Шаатнез запрещён для евреев Торой. Наличие даже одной льняной нити в шерстяной ткани или наоборот делает одежду запрещённой. Этот запрет распространяется также на одеяла, покрытие для мебели и т.п.

Понятие "кошерный" применимо также к некоторым предметам, которые используются во время молитвы или в повседневной жизни (тфилин, свиток Торы, мезуза, кисти цицит и т.д.) Если тот или иной предмет сделан не согласно еврейскому закону - он является некошерным, то есть запрещённым для использования евреем. Например, если в свитке Торы будет отсутствовать хоть одна буква или же со временем хоть одна буква потеряет свой должный вид - такой свиток считается некошерным и его нельзя будет использовать до тех пор, пока не исправят ошибку.

Конечно же чаще всего "кошерность" применяют к еде. Существует много разных правил какая еда и почему является кашерной и какая нет. Один из наиболее известных запретов - смешивание молочной пищи и мясной. Об этом запрете мы сегодня и поговорим.

В трех местах в Торе упоминаются одни и те же слова "Не вари козленка в молоке его матери". Этого в принцепе достаточно для того чтобы объяснить этот запрет, но сразу возникает вопрос: зачем, известная своей лаконичностью, Тора повторяет одни и те же слова 3 раза? Из этого троекратного упоминания мы учим 3 запрета связанные с мясом и молоком:

1. Запрет варить мясо и молоко вместе. (варить - означает доводить до температуры, которую рука не может долгое время вытерпеть, примерно 45 градусов)

2. Запрет есть мясо и молоко вместе.

3. Запрет использовать каким-либо образом смесь мяса и молока (например если случайно упал кусок мяса в кастрюлю с молоком, то это уже никак нельзя использовать: продать или отдать нееврею, или даже скормить собаке).

Кроме того, что мясо и молоко нельзя смешивать, для них требуется также отдельная посуда. После приема мясной пищи следует подождать некоторое время до того как можно будет есть что-нибудь молочное. Общепринятым считается промежуток в 6 часов после ОКОНЧАНИЯ принятия мяса в пищу, но существуют некоторые исключения. Например евреи из Голландии, ждут всего 1 час. Объясняется такая разница тем, что некоторые считают что следует ждать, пока мясо переварится, а другие же считают, что полость рта должна быть чиста от мяса. После молочной пищи достаточно лишь прополоскать рот и подождать пол-часа.



3. Спрашивали? Отвечаем!

На ваши вопросы отвечает раввин Михаэль Кориц. Вопросы можно задавать прислав их в редакцию рассылки (yevreyskiy@narod.ru) либо задать их на сайте http://michaelk.rabbi.ru где раввин Кориц отвечает на всевозможные вопросы связанные с еврейским бытом, законами и философией иудаизма.

Вопрос: известно, что иудаизм осуждает терроризм. А как он относится к деятельности в 1940 годах М.Бегина и И.Шамира, ведь их методы борьбы с англичанами иногда не слишком отличались от современных террористов из Хамаса и иже с ними ? Леонид.
Ответ: Уважаемый Леонид ! У нас с Вами разногласия в исторических фактах . Насколько мне известно , и Лехи и Эцель не вели борьбу против мирного населения , а лишь совершали нападения на вооруженные отряды. Единственное известное мне исключение из деятельности Лехи - это взрыв гостинницы Король Георг , когда было сделано предупреждение о том что взрыв произойдет с надеждой предотвратить невинные жертвы . На счету Эцеля скорей было политическое убийство - шведского посланника Бернадотта , чем терракты против населения. С другой стороны , палестинские террористы всяческими способами стараются увеличить количество пострадавших в террактах. Все это пришло лишь отвергнуть Ваше сравнение как поверхностное , и не для обсуждения легитимности методов борьбы. Обсуждение это не прекращается на протяжении последних 80 лет , и в том числе с религиозной точки зрения . Для понимания этого обсуждения надо не забывать , что ему предшествовала совместная британо-арабская политика натравливания местных арабов на евреев , начиная с 20х годов прошлого столетия , а единственная акция террора против арабского населения , совершенная Йосефом Бен Шломо была не поддержана местными евреями , а он был казнен .



4. Притча о сауне.

Один молодой раввин обратился однажды к шестому Любавичскому Ребе рабби Йосеф-Ицхаку за советом: каким образом читать мораль прихожанам своей синагоги? Ребе дал ему ответ на примере сауны.

В сауне принято хлестать полотенцем по спине. Чем сильнее хлещет, чем больше доставляемое удовольствие - при условии, что тело разгорячено. Представьте себе на минуту, что завтра человек на улице подойдет к вчерашнему соседу по сауне и примется хлестать его по спине. Естественно, что ничего, кроме возмущения, такая медвежья услуга не вызовет.

Так в чем же разница? Сауна предназначена для такой процедуры, в ней соответствующая температура и атмосфера. На улице для этого нет ни условий, ни атмосферы.

Иными словами: чтобы воздействие на человека достигло результата, человека надо согреть и подготовить. Только тогда критика и наставления достигнут цели. Вмешательство станет эффективным только в подходящей атмосфере и в подходящее время.



5. Анекдоты в стихах.

Анекдоты, которые вы сейчас прочтёте вы наверняка знаете, однако их оригинальность заключается в том, что рассказаны они в стихотворной форме. Перепечатано из юмористического приложения к газете "Новости недели", выходящей в Израиле.

ЗАПОРЫ

-Скажи мне, Розочка, дружок,-
Ты дверь закрыла на замок?
- Конечно, милый, как вошла,
Замок я сразу заперла.
- Но попаду сейчас я в точку:
Ты не набросила цепочку?
- Ну, что ты, Хаим, посмотри:
Цепочка тоже на двери.
- Быть может, я назойлив слишком,
Но надо задвигать задвижку...
- Закрыла, чтоб ты был здоров,
Я на задвижку и засов!
- А вот твоя сестрица Голда
Не помнит, что у нас - щеколда!
- Да успокойся. Хаим, милый,
И на щеколду я закрыла?!
- Тогда вопросов больше нет...
Скажи, а верхний шпингалет?
- Но, Хаим, должен ты понять:
До шпингалета - не достать!
И, чтоб задвинуть шпингалет,-
Мне надо стать на табурет,
А то и лестницу поставить...
Так я решила так оставить...
- Вот так всю жизнь: следи, блюди,
И все ты опорочишь...
Любой - в квартиру заходи,
Любой - бери, что хочешь!
Виктор Левинштейн

ВЫКРУТИЛСЯ.

В один обычый будний день
Судили Хаима в суде.
- Вы оскорбили госпожу,
Назвав ее коровой.
И приговор я выношу:
Подобру-поздорову
Вы извинитесь перед ней
(Судья насупил брови)
Или окажетесь в тюрьме...
- А можно ли корову
Назвать мне госпожою?
- Да...
Подумал Хаим неспеша,
И произнес: - Ну, а тогда
Прошу прощенья, госпожа!
Валерий Олевский



Архив выпусков рассылки можно посмотреть на сайте: http://yevreyskiy.narod.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное