Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Информационный Канал Subscribe.Ru

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ШЛАХ"

ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ
В главе Торы Шлах, читаемой на этой неделе, повествуется о трагическом происшествии
с двенадцатью разведчиками, посланными Моше (Моисеем) в Ханаанскую Землю Обетованную.
Все разведчики, за исключением Калева и Иеошуа, вернулись с чувством мрачной
уверенности, что сынам Израиля никогда не завоевать этой земли. Услышав эту весть,
люди разуверились в Б-ге и были за это наказаны: Всевышний позволил евреям войти
в Святую Землю лишь сорок лет спустя, когда из этого поколения уже никого не
осталось в живых.

Вернувшись из Ханаана, разведчики доложили: "Земля там полнится молоком и медом...
Однако обитатели ее сильны и города весьма укрсплены".

Как только прозвучали эти слова. Калев воскликнул: "Мы обязательно завладеем
этой землей!". Однако другие разведчики упорно настаивали на том, что сынам Израиля
никогда не овладеть Ханааном.

Описанная последовательность событий наводит на мысль, что Калев явно поторопился
прервать рассказ товарищей. Ведь они успели сообщить только данные по тем вопросам.
которые поручил им выяснить Моше, а именно: о силе хананеев и о качестве их земли.
Разведчики посеяли в народе сомнения уже после того, как Калев попытался прервать
их речи.

Что же насторожило Калева в их первых словах? Что заставило его заподозрить неладное?

Дело в том, что разведчики изменили порядок наблюдений, указанный Моше: сначала
им нужно было определить силу хананеев, а потом — богатство земли, ибо основной
задачей Моше было выполнить приказ Б-га об овладении этой землей. Однако первым
сообщением разведчиков было: "Земля там полнится молоком и медом...".

Калев мгновенно оценил значение этой перестановки, он понял, что для них смысл
завоевания Ханаана заключается прежде всего в том, чтобы воспользоваться его
материальными благами

Калев знал, что если человек служит только ради вознаграждения, то он сначала
тщательно оценивает размеры вознаграждения и только после этого — трудность поставленной
задачи. Не испытывая преданности делу, которому он служит, и думая лишь о вознаграждении,
он приходит к выводу, что данное вознаграждение заслуживает умеренных усилий
и не более того. При этом такой человек скорее всего решит, что поставленная
задача не просто трудна, а вообще невыполнима.

Действительно, опасения Калева подтвердились через несколько мгновений, когда
разведчики сказали: "Мы не сможем войти в [землю Ханаанскую]".

Мораль этого эпизода выражена в трактате Талмуда "Поучения Отцов": "Не будьте
как слуги, угождающие своему господину ради вознаграждения".


ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
В главе Торы Шлах рассказывается известная история о разведчиках, посланных Моше
для обследования земли Ханаанской перед тем, как завоевать ее по велению Б-га.
Хотя Моше лично отобрал разведчиков и каждый из них знал о Б-жествснном предыачертании,
десять посланцев из двенадцати, невзирая на Волю Всевышнего, сказали народу,
что землю эту завоевать невозможно. В Талмуде приводятся их слова, показывающие,
насколько велик был их страх перед хананеями: "Жители Ханаана сильнее Его", т.
е. они считали, что даже Всевышний не смог бы победить их!

Это утверждение настолько cмеxoтвopно, что невольно возникает вопрос: как могли
эти мераглим (разведчики) так глубоко заблуждаться? Все они были людьми верующими
и знающими, праведными и мудрыми. Что же случилось? Почему они совершили такую
серьезную ошибку?

Существует классический анализ процесса, в результате которого человек сбивается
с пути. Не бывает так, чтобы путник внезапно оказался в глубине темной непроходимой
чащи: обычно сначала он отходит от знакомой широкой дороги всего на какой-нибудь
шаг, затем незаметно для самого себя удаляется от нее все дальше и дальше, пока
не оказывается в густом лесу. То же самое произошло и с мераглим: сначала это
были мудрые и праведные правители своих колен, почитавшие Волю и Власть Всевышнего,
а в итоге они стали отступниками.

В какой момент мераглим незаметно для себя сделали неверный шаг и встали на ложный
путь?

По мнению основателя ХаБаДа Алтер Ребе, их первая неосознанная ошибка заключалась
в нежелании возвращаться к обыденной жизни. В пустыне они были надежно ограждены
от лишений и жили на всем готовом. Чудом была их пища (манна), чудом были их
вода (колодец Мириам) и одежда, чудесные облака скрывали их от врагов. А в Ханаане
им прежде всего пришлось бы воевать, т.е. тратить время и силы, даже если бы
Вссвышний чудесным образом предотвратил серьезные потери и кровопролитие. По
их мнению, это время с большей пользой можно было бы посвятить изучению Торы.

Затем, после победы в этой войне, им пришлось бы возделывать землю и ухаживать
за виноградниками. Вполне понятно, почему мераглим не хотели возвращаться из
пустыни в повседневный материальный мир. В пустыне все свое время и силы они
могли посвятить изучению Торы.

В отличие от них Моше (который выражал Б-жественную Волю) настаивал, чтобы евреи
покинули пустыню и поселились в земле Израильской. Конечная цель и назначение
Торы — маасе (действие)! Высшее проявление Торы заключается в ее воплощении и
осуществлении в реальном мире. Теоретического изучения Торы — недостаточно. Поэтому
нужно было практически завоевать Ханаанскую землю, насчитывающую более ЗО различных
культур, чуждых Торе, чтобы превратить ее в Святую Землю. т. е. связать теорию
и практику в единое целое.

Это заблуждение мераглим — их приверженность философии, которая отделяла теорию
от практики, духовное от материального, — и стало их первым неверным шагом, за
которым последовали другие. В конечном итоге этот ложный путь привел их к совершенно
абсурдному заявлению: "Обитатели Ханаана сильнее Б-га".


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное