Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru
 НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ШМОТ"

И сказал Моше Б-гу: "Вот я приду к сынам Израиля и скажу им: Б-г ваших отцов
послал меня к вам. А они спросят меня: Как имя Его? - Что сказать мне им?" И
сказал Б-г Моше: "Я буду для которых Я буду"
(Шмот, 3:13-14)

Сказал раби Йоханан, следует понимать это так: "Я буду для которых Я буду" говорится
об отдельных [евреях]. Но по отношению ко многим [евреям] вопреки их воле царствую
Я над ними. Как сказано: "Жив Я - слово Г-спода Б-га! Рукою крепкой... воцарюсь
Я над вами"
(Мидраш, Шмот раба, 3:6)

Жив Я - слово Г-спода Б-га! Рукою крепкой и мышцею простертой и яростью изливающейся
воцарюсь Я над вами. И выведу вас из народов и соберу вас из стран, в которых
рассеяны вы, рукою крепкой и мышцею простертой и яростью изливающейся
(Йехезкель, 20: 33-34)

1. Комментаторы объясняют слова Мидраша следующим образом. "Я буду для которых
Я буду" означает: Я буду Б-гом не насильно, а только над теми людьми, для которых
Я буду Б-гом по их воле и желанию. Если же кто-то не захочет принять на себя
Мою власть - его право отказаться. Все это сказано по отношению к "отдельным"
евреям, у "многих" же евреев в целом нет такой возможности. И даже если они задумают
оставить Меня, вопреки их воле Я воцарюсь над ними. В этом причина освобождения
еврейского народа из Египта (несмотря на то, что среди евреев было достаточно
много грешников).

Понятно из вышесказанного, что, хотя в пророчестве Йехезкеля "... Рукою крепкой...
воцарюсь Я над вами" речь идет об освобождениях, начиная с его эпохи и вплоть
до грядущего освобождения, есть в нем намек и на происшедшее намного раньше освобождение
из Египта, поскольку Всевышний вывел из Египта еврейский народ в целом "рукою
крепкой", т.е. принудительно, однако это не касалось "отдельных" евреев. Грешники
же, которые не захотели уходить из Египта, как известно из Мидраша, погибли в
течение трех дней кромешной тьмы, поразившей Египет.

2. На первый взгляд, возможно сделать следующий вывод: как Мидраш объясняет освобождение
из Египта, основываясь на пророчестве Йехезкеля о грядущем освобождении, так
можно понять, как будет происходить грядущее освобождение, основываясь на особенностях
освобождения из Египта. И тогда пророчество Йехезкеля о будущем освобождении
позволительно отнести лишь к народу в целом, но не к каждому еврею в отдельности.

Более того, хотя в Торе обещано: "И вернешься ты к Г-oподу, Б-гу твоему, и исполнять
будешь волю Его во всем, что Я заповедую тебе сегодня, ты и сыны твои, всем сердцем
твоим и всей душой твоей. И возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнание твое, и смилостивится
над тобой, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Б-г,
Всесильный твой" (Дварим, 30:2-3), т.е. что "евреи вернутся ко Всевышнему в конце
их изгнания, и тотчас они освободятся" (Рамбам, Законы о раскаянии, 7:5), но
также можно понять эти слова, как адресованные народу в целом, а не каждому еврею
в отдельности.

На самом деле такое объяснение неправильно. Раши комментирует слова Торы "И возвратит
Г-сподь, Б-г твой, изгнание твое..." следующим образом: "...Велик день собирания
изгнанников и тяжек, как если бы Ему собственноручно приходилось брать каждого
с места его, подобно сказанному: "...И вы собраны будете по одному, сыны Израиля"
(Йешаяѓу, 27:12)". И действительно, обещание освобождения приведено в Торе как
следствие того, что "вернешься ты к Г-споду, Б-гу твоему", а это возвращение
должен совершить каждый еврей. Также и Алтер Ребе пишет, что "каждый еврей несомненно
в конце концов возвратится... потому что не оттолкнет Б-г изгнанников" (Тания,
гл. 39).

Это правило распространяется и на всех еврейских грешников, включая тех, которые
не захотят уходить из изгнания. Всех их пробудит Всевышний к раскаянию, а затем
освободит. Подтверждение этому находим у Йешаяѓу (27:13): "И будет в тот день:
зазвучит великий шофар, и придут пропавшие в Ашуре и заброшенные в Египет и поклонятся
Б-гу на святой горе в Иерусалиме", т.е. даже те, которые настолько свыклись с
изгнанием и превратились в "пропавших" и "заброшенных", что, казалось бы, им
и в голову не придет выйти из него, даже они пробудятся к раскаянию и в конце
концов соберутся и "...поклонятся Б-гу на святой горе в Иерусалиме".

Уже не раз обсуждался смысл слов пасхальной агады, обращенных к нечестивому сыну:
"Если бы он [нечестивый сын] был там [в египетском рабстве], то не был бы освобожден".
На первый взгляд, непонятно, какая необходимость и польза говорить то, что не
относится впрямую к пасхальному Седеру, к памяти об oсвобождении из Египта? Объяснение
в следующем: эти слова не предназначены оттолкнуть нечестивца, сообщить ему,
что освобождение не для него. Наоборот, они подчеркивают, что только "там [в
Египте] он не был бы освобожден", но грядущее освобождение произойдет уже после
дарования Торы, и поэтому он также будет спасен. Естественно, такого рода слова
пробуждают интерес к чудесному воздействию дарования Торы. Ведь с того момента,
как Всевышний сказал на горе Синай "Я Г-сподь, Б-г твой", обращаясь индивидуально
к каждому ("твой" - в единственном числе), Г-сподь стал силой и жизненностью
каждого еврея. И поэтому каждому еврею, включая того самого нечестивца, предначертано
в конце концов быть освобожденным.

3. Однако необходимо понять еще несколько моментов. В нашей недельной главе написано:
"И скажешь ты Паро: 'Так сказал Г-сподь: Сын Мой, первенец Мой - Израиль. И сказал
Я тебе: отпусти сына Моего..." (Шмот, 4:22-23). Из этого мы видим, что причиной
освобождения евреев из Египта является связь Всевышнего ("нашего Отца") и евреев,
называемых "сыновья Б-га". Получается, что каждый еврей в Египте, включая самого
незначительного, подпал под определение "сын Мой, первенец Мой - Израиль". А
связь между отцом и сыном заложена в сущности их природы. Она не может исчезнуть
или измениться, как сказано: "В любом случае вы называетесь сыновьями" (трактат
Кидушин, 36а), и потому "заменить вас на другой народ Я не могу" (Мидраш, Рут
Раба, 3). А если так, то почему же действительно не были освобождены все евреи
во время исхода из Египта?

В египетском рабстве у евреев были различные грехи, включая даже такие тяжкие,
как идолопоклонство. Мудрецы говорят, что "идол, сделанный Михой, переходил вместе
с ними" через море (трактат Санѓедрин, 103б). И если даже подобные евреи заслужили
избавление, то почему же не удостоились освобождения те, которые не пожелали
выходить из Египта?

4. Чтобы разобраться в этом, необходимо уяснить один из вопросов, связанных с
очищением от грехов в Йом-Кипур. По мнению Рабби (рабби Йеѓуды ѓаНaси), в Йом-Кипур
искупаются все грехи, вне зависимости от того, раскаялся человек или нет. Однако
Рабби соглашается с другими мудрецами в том, что грехи, связанные с нарушением
самого Йом-Кипура (нарушение поста или запрета работать), он не искупает. На
первый взгляд, это вызывает удивление: если Йом-Кипур искупает все грехи, включая
самые тяжкие, почему же он не может искупить и нарушения самого дня?

Рогачевский Гаон объясняет, что при подобном нарушении сам Йом-Кипур является
причиной греха и невозможно, чтобы причина греха искупала этот самый грех, ведь
прокурор не выполняет одновременно работу адвоката.

Учение хасидизма дает следующее объяснение. В Йом-Кипур в каждом еврее раскрывается
истинная связь его души с Творцом, и на фоне этого раскрытая меркнут и теряют
свою силу все грехи. Но если грех противостоит раскрытию связи с Б-гом (как получается
при нарушении законов самого Йом-Кипура), то очищение от такого греха становится
невозможным.

Вернемся теперь к нашему вопросу. Желание евреев выйти из Египта явилось результатом
раскрытия связи Всевышнего ("нашего Отца") с евреями ("сыновьями Б-га"). А поскольку
эта связь, подобно связи отца с сыном, сущностная и неизменная, то освободились
все евреи, включая злодеев, которые, в любом случае, остаются "сыновьями Б-га".
Те грешники, которые отказались выходить из рабства, согласились быть "рабами
рабов" (комментарий Раши к Шмот, 20:2), что противоречит словам Всевышнего "Ибо
Мне сыны Израиля - рабы" (Ваикра, 25:55) и "Сын Мой, первенец Мой - Израиль".
Таким образом, они воспротивились раскрытию своей связи со Всевышним, и стало
абсолютно невозможным, чтобы это раскрытие вызвало в них стремление к освобождению,
- прокурор не делает одновременно работу адвоката. ("Многие", упомянутые в Мидраше,
которые вышли из Египта против их воли, - это не те, которые не хотели выходить
из изгнания, а лишь те, кто не решался выходить на свободу из-за страха перед
пустыней и т.п., в чем не было противостояния раскрытию связи со Всевышним).

5. Однако остается все еще непонятным следующее. Если желание оставаться в изгнании
шло вразрез со связью Всевышнего и евреев, существовавшей до дарования Торы ("Сын
Мой, первенец Мой - Израиль"), то подобное желание также противоречит возникшему
с дарованием Торы единству Всевышнего с евреями, которое должно привести к грядущему
освобождению ("Я Г-сподь, Б-г твой" - твоя сила и твоя жизненность). А если так,
то, исходя из известного нам уже правила, что прокурор не делает одновременно
работу адвоката, как произойдет грядущее освобождение тех, кто не пожелает расставаться
с изгнанием?

Существуют преимущества новой связи между Всевышним и евреями, появившейся смомента
дарования Торы. Во-первых, во время дарования Торы Всевышний избрал еврейский
народ, что подтверждается практическим законом: "Произнося в молитве слова "И
нас избрал из всех народов", нужно вспомнить о даровании Торы" (Шулхан Арух Алтер
Ребе, 60:4). Во-вторых, с дарованием Торы евреи стали "рабами" Б-гу. Как сказали
наши мудрецы, объясняя наказание еврея, пожелавшего остаться рабом, путем прокалывания
его уха (комментарий Раши к Шмот, 21:6): "Ухо слышало на горе Синай "ибо мне
сыны Израиля рабы", и все же человек пошел и приобрел себе господина, - оно должно
быть проколото". И в нашей недельной главе также написано: "При выводе твоем
[посредством Моше] народа из Египта вы станете рабами Б-гу на этой горе" (Шмот,
3:12).

Оба преимущества связаны друг с другом, как будет объяснено ниже.

6. Понять, что изменил факт избрания Всевышним евреев, можно, размышляя о выборе,
совершаемом человеком.

Мы видим, что когда человек делает выбор, не вытекающий из его природных склонностей,
то он добивается поставленной цели настойчивей, чем его обязывали бы его врожденные
качества. Причина этого в следующем: природа человека - это определенные границы
его существования (всех его качеств, чувств и свойств). И настойчивость природных
желаний не может выйти из этих рамок. Однако истинный выбор исходит из сущности
человека, которая выше его природных ограничений. (Так как настоящий выбор лишь
тот, который не вызван какой-либо причиной, склоняющей человека к одному из решений,
т.е. действительно свободный и независимый. Но когда выбор сделан в соответствии
с природной склонностью, он, на самом деле, ограничен рамками природы). Подтверждение
вышесказанному можно увидеть в возможности человека выбрать и противоположное
его природным склонностям. Именно поэтому желание, которое является следствием
выбора, сильнее, так как исходит из самой сущности человека.

Аналогично можно говорить о происходящем в высших духовных мирах: любовь Всевышнего
к еврейскому народу до дарования Торы потому лишь, что евреи - "сыновья Б-га"
("нашего Отца"), подобна любви отца к сыну и является связью, обусловленной конкретным
образом и формой.

Иначе дело обстояло в момент дарования Торы, когда Всевышний избрал евреев, и
выбор этот исходил из самой сущности выбирающего, которая выше любых форм и образов.
Получается, что с тех пор связь Всевышнего с евреями исходит из сущности Его»
Благословенного. Подобный подъем на новую высоту взаимоотношений Всевышнего и
евреев сказался на их связи с Творцом, которая стала следствием не только их
природы, но и их сущности. И это проявилось в том, что в момент дарования Торы
евреи стали и "рабами" Всевышнего.

В своем исследовании за 5666 [1905] год рабби Шалом Дов-Бер объясняет разницу
между категориями "сын" и "раб" в служении Б-гу. Служение "сына" всецело вызвано
природой его души. Подобно тому, как сын по природе своей любит отца и именно
поэтому старается выполнить его указания, души, называемые "сыновьями", по своей
природе стремятся к Всевышнему и служат ему с большой любовью. Но так как это
служение не основано на их собственных силах и свободе выбора, то оно вовсе не
является служением.

В отличие от этого служение "раба" основано не на его природе и, более того,
этой природе противоречит. Но он добровольно отдает себя служению Всевышнему
настолько, что полностью отказывается от своего самостоятельного существования.
И тоща "раб" существует лишь как выражение существования его Господина.

7. Из вышеуказанного становится понятной разница между освобождением из египетского
рабства, когда евреи, не пожелавшие уходить из Египта, тем самым воспрепятствовали
раскрытию своей связи со Всевышним ("Мой сын. Мой первенец - Израиль") и поэтому
не удостоились быть освобожденными (прокурор не делает одновременно работуадвоката),
и грядущим освобождением всех евреев, включая тех, кто не захочет оставлять нынешнее
изгнание, но будет освобожден, несмотря на внешнее сопротивление раскрытию своей
связи со Всевышним, выраженной в словах "Я Г-сподь, Б-г ваш" - истоке грядущего
освобождения, как было объяснено выше.

Причина этого различия следующая. Поскольку связь евреев как "сыновей Б-га" со
Всевышним во времена египетского рабства оставалась в рамках их природных качеств,
то они имели возможность воспротивиться ей силой своего волевого решения, или,
другими словами, посредством свободного выбора. Выбор этот исходит из самой сущности
человека, которая выше его природных ограничений. И поэтому связь между Всевышним
и еврейским народом, затрагивающая лишь природные качества евреев, не была достаточной
для вывода всех евреев из Египта.

Избрание Всевышним еврейского народа создает качественно новую связь, которая
исходит из самой сущности Творца. Под воздействием этой связи каждый еврей также
стал сущностно связан со Всевышним. И теперь ни один еврей не в силах как бы
то ни было помешать этой связи, поскольку своей сущностью (которая выше природы)
избрал Всевышнего, а то, что его поведение выглядит со стороны как нежелание
выходить из изгнания, противоречит истинному выбору его сущности. Поэтому, когда
в конце концов раскроется истинный выбор каждого еврея и он изберет Б-га своей
долей и участью так, что это будет ясно и открыто для всех, тогда "евреи [каждый
и каждая] вернутся ко Всевышнему в конце их изгнания, и тотчас наступит освобождение".


Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное