Лекция по Бхагавад-Гите, глава 13, тексты 1-2, прочитано А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада в Дурбане, 13 октября 1975 год.
ПРИРОДА И НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ
Арджуна сказал: "О, мой дорогой Кришна, я хочу узнать о пракрити (природе), о пуруше (наслаждающемся), о поле и о знающем поле, о знании и об объекте знания".
Верховная божественная личность сказал: "Это тело, о сын Кунти, именуется полем; того, кто знает это поле, называют знающим поле".
Прабхупада: Мы читаем из тринадцатой главы Бхагавад-Гиты. Предмет - природа, наслаждающийся и сознание. На санскрите это называют кшетра-кшетра-гья. Кшетра означает поле. Точно так же как агроном. Он возделывает поле. У труженика или агронома есть земля, и он работает там, и согласно его рабочей силе наслаждается плодами. Точно так же нам дали это тело как поле деятельности. Каждые из нас, не только человек, но также и другие живые существа...
Есть восемь миллионов четыреста тысяч форм живых существ. джалая нава-лакшает. В воде девятьсот тысяч форм живых существ. стхавара лакша-вишчати. Стхавара означает живые существа, которые не могут двигаться, такие как деревья, растения, трава, овощи. Они стоят в одном месте. Их также называют "не имеющие ног". Это закон природы), что живые существа, которые не имеют никаких рук - съедобны для живых существ, которые имеют руки. И живые существа, которые не могут двигаться - это пища для живых существ, которые
имеют четыре ноги. пхалгуни махаташ татра джево джевасья джеванам.
Таким образом, слабый - пища (продовольствие) для сильного. Это закон природы, что одно живое существо - пища для другого живого существа. Поэтому, когда человек ест другое живое существо, это не неестественно. Это закон природы. Но когда Вы прибываете в человеческую форму живого существа, Вы должны использовать вашу дискриминацию. В более низких животных иногда отец или мать ест потомство, но в истории человеческого общества таких примеров не найти - отец и мать, едящие потомство. Но время, когда мать убивает
потомство, прибыло. Это прибыло уже. Это происходит из-за Кали-юги.
Так что здесь Арджуна хочет понять поле и действующего на поле. Он спрашивает у Кришны. Другое имя Кришны - Кешава. Так что он обращается к Кришне: "Мой дорогой Кешава, я хочу знать этот предмет - пракрити, пуруша". Пракрити означает природа, материальная природа, и пуруша означает наслаждающийся, как, например, живые существа. Мы пробуем наслаждаться этой материальной природой. И есть другой практрити-пуруша... Реальный пуруша, высший наслаждающийся, Бог, Кришна. А пракрити означает то, чем наслаждаются. Другое
значение пракрити, это женщина, и пуруша означает мужчина. Так этот материальный мир продолжается - одна сторона пробует наслаждаться, и другой стороной наслаждаются.