@
– эти ссылки в РФ доступны через VPN (или в режиме VPN в браузере
Опера ).
Евангелист
Лука
РАДОСТНАЯ
ВЕСТЬ
13 Они отправились,
нашли всё так, как Он сказал им, и приготовили всё для Пасхи.
14 Когда настало время,
апостолы с Иисусом сели за стол.
15 —
Как Мне хотелось есть эту Пасху вместе с вами до Моих страданий! —
сказал им Иисус. — 16 Говорю
вам, Я не буду есть ее, пока не свершится она в Царстве Бога.
17 Взяв
чашу и произнеся молитву благодарения, Он сказал:
—
Возьмите ее и разделите между собой. 18 Говорю
вам, отныне не пить Мне вино — плод виноградной лозы, —
пока не придет Царство Бога.
19 Взяв
хлеб и произнеся молитву благодарения, Он разломил его и дал им
со словами:
— Это Мое тело,
которое за вас отдается. Делайте так в память обо Мне.
20 И точно
так же после ужина дал им чашу со словами:
—
Эта чаша — Новый Союз, скрепленный Моей кровью, которая за вас
проливается.
21 Но посмотри́те!
Рука того, кто предает Меня, на одном столе с Моей! 22 Да,
Сын человеческий идет путем, который Ему предназначен. Но го́ре
тому человеку, который Его предает!
23 Они стали
спрашивать друг у друга, кто бы это мог быть из них, задумавший
сделать такое.
24 Среди
учеников возник спор, кто из них должен считаться главнейшим. Но Иисус
сказал им:
25 —
Цари у язычников господствуют над своими подданными и правители
их называют себя "Благодетелями".
26 У вас же
пусть будет не так! Пусть старший среди вас ведет себя как младший,
а главный — как слуга. 27 Ведь
кто больше? Тот, кто сидит за столом,
или тот, кто ему прислуживает? Не тот ли,
кто за столом?! Но вот Я среди вас как слуга!
28 Вы прошли
вместе со Мной через все испытания. 29 И Я дарую
вам Царство, которое Мне даровал Мой Отец. 30 Вы будете
есть и пить за Моим столом в Моем Царстве и будете восседать
на тронах, правя двенадцатью племенами Израиля.
31 Симон,
Симон, берегись! Сатане позволено испытать вас и отделить пшеницу от мякины.
32 Но Я молился
о тебе, чтобы ты не лишился веры. А потом, когда вернешься
ко Мне, укрепляй своих братьев.
33 —
Господь! — сказал Петр Иисусу. — Я готов идти с Тобой
и в тюрьму и на смерть!
34 —
Говорю тебе, Петр, — возразил Иисус, — еще не пропоет
сегодня петух, как ты трижды скажешь, что не знаешь Меня.
35 Когда
Я посылал вас — без денег, без сумы и без обуви, —
нуждались ли вы в чём-нибудь? — спросил их Иисус.
—
Ни в чём, — ответили они.
36—
Но теперь, — сказал им Иисус, — пусть тот, у кого
есть деньги, возьмет их, пусть возьмет и суму, а у кого нет, пусть
продаст свой плащ и купит меч. 37 Говорю
вам, то, что сказано в Писаниях обо Мне: "Его причислили
к преступникам", должно исполниться. Потому что всё, что сказано
обо Мне, сейчас свершится.
22.11,13,15 —
см. прим.
к 22.8. [Пасхального ягненка — буквально:
"Пасху". В те времена этим словом назывался как сам праздник,
так и главное блюдо пасхальной трапезы — ягненок или козленок,
запеченный с горькими травами.]
22.14Когда настало время — пасхальная трапеза начиналась вечером,
с восходом первой звезды.
22.15-18
Из этих слов Иисуса можно заключить, что Он сам не участвовал в пасхальной
трапезе, так как объявил пост до конца Своей жизни. Пасха знаменовала
собой освобождение евреев из египетского плена, но окончательное освобождение
от власти всех темных сил, от греха и смерти наступит с установлением
Царства Бога.
22.16Я не буду есть — в некоторых рукописях: "Я уже
не буду есть". /Прим. в: Ев. от Луки. Комментарий./
22.17
Пасхальная трапеза начиналась с того, что выпивалась первая чаша вина
с произнесением благодарственной молитвы Богу, которая начиналась словами:
"Благословен Ты, Господь, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы".
22.19
Любая трапеза у евреев начиналась с того, что хозяин брал хлеб,
благодарил за него Бога, потом разламывал хлеб на куски и раздавал
тем, кто был за столом. Только на Пасху порядок был иным:
хлеб раздавался уже после начала трапезы.
22.20
Это была третья из четырех чаш вина, которые выпивались во время
пасхальной трапезы, — так называемая "чаша благословения".
Новый Договор (или Союз, Завет) — его заключает
Бог со всеми, кто верит в Его Сына, вместо старого, который
был заключен Им с народом Израиля на горе Синай. Все договоры
в древности всегда скреплялись принесением в жертву животного, кровью
которого затем окроплялись участники договора. При заключении Нового Договора
этой жертвой является сам Господь Иисус, отныне Его тело и кровь
(т.е. Его жизнь) навеки скрепляют Новый Договор между Богом и теми,
кто поверил в Его Сына.
22.21
Так как на Востоке совместная трапеза была знаком дружбы и полного
доверия, предательство того, с кем человек сидел за одним столом, было
особенно мерзким преступлением.
22.24
Даже в канун смерти Учителя ученики не понимают, чт`о значит Его мессианство,
и думают лишь о выгодах, которые они получат, когда Иисус станет
земным царем.
22.25
В Египте, Сирии, а позже и в Риме правители часто присваивали
себе титул "Благодетелей".
22.30
Жизнь в Царстве Бога часто изображалась как радостный пир. Из двенадцати
племен Израиля к I в. осталось только два с половиной, но в Царстве
Бога будет восстановлен народ Божий во всей полноте, т.е. все двенадцать
племен.
22.31
Некоторые рукописи начинают стих словами: "И сказал Господь". Отделить
пшеницу от мякины — см. прим.
к 3.17. [Так некогда очищали зерно: оно рассыпалось
на току, затем его черпали большой деревянной лопатой и подбрасывали
в воздух, ветер отвевал мякину в сторону, а чистое зерно потом
собиралось в амбар.] Здесь в метафорическом смысле —
"подвергнуть испытанию".
22.32когда вернешься ко Мне — намек на будущее отречение
Петра и последовавшее за ним раскаяние.
22.36Плащ был для бедных не только одеждой, но ночью служил в качестве
одеяла. Иисус призывает пожертвовать самым насущным для того, чтобы купить
меч. Слова Иисуса о мече не совсем понятны, но ясно одно: их нельзя
понимать буквально, что доказываетсяст. 50-51
этой же главы. Возможно, Он указывает на то, что для Его последователей
время относительного мира заканчивается, наступают времена гонений и страданий,
требующие напряженной духовной борьбы и самопожертвования.
22.38
Ученики понимают слова Иисуса буквально. Довольно! — т.е. "Прекратите!"