— Шел человек
из Иерусалима в Иерихон и попал в руки разбойников. Они его
ограбили, избили и ушли, бросив полумертвым. 31 И случилось
так, что шел той же дорогой священник, но, увидев его, перешел на другую
сторону. 32 Так же
поступил и левит: дойдя до того места и увидев раненого, он перешел
на другую сторону. 33 А самарянин,
который тоже путешествовал той же дорогой, натолкнулся на него и, увидев,
пожалел, 34 подошел к нему
и, омыв вином и смазав оливковым маслом его раны, перевязал их, посадил
его на собственного мула, привез в гостиницу и там за ним
ухаживал. 35 А на следующий
день, уезжая, он дал хозяину гостиницы две серебряных монеты и сказал:
"Позаботься о нём, а если истратишь сверх того, на обратном
пути я тебе отдам".
36 Кто
из троих, по-твоему, оказался ближним пострадавшему от разбойников?
37 —
Тот, кто проявил к нему милосердие, — ответил тот.
—
Иди и поступай так же, — сказал Иисус.
38 Продолжая
путь, Иисус с учениками зашел в деревню. Там Его приняла у себя
женщина по имени Марфа. 39 У нее
была сестра, которую звали Мариам. Она, сев у ног Господа, слушала Его речи.
40 Марфа же была вся в хлопотах о большом
угощении. Она подошла и сказала:
—
Господин мой, Тебе дела нет до того, что сестра бросила на меня
всю работу? Скажи ей, чтобы она мне помогла!
41 —
Марфа, Марфа, — сказал ей в ответ Господь, — ты заботишься
и хлопочешь, чтобы всего было много, 42 а нужно
только одно. Вот Мариам выбрала себе лучшее, этого у нее не отнимут.
10.25что я должен делать...? — это был излюбленный вопрос,
который задавался уважаемым учителям.
10.29желая оправдаться — учитель Закона чувствует
себя сконфуженным, потому что он понял, что Иисус хотел сказать ему:
"Зачем ты спрашиваешь меня о вечной жизни? Ведь ты учитель
и знаешь ответ. От тебя требуется лишь исполнять то, чему ты сам
учишь". Теперь он хочет снова взять инициативу в свои руки.
10.31-32Священник, вероятно, возвращается в Иерихон, город, в котором
жило много священников, после того, как закончилась его время служения
в иерусалимском Храме (см. прим.
к слову "смена" в 1.5. [Священники
делились на 24 смены, каждая из которых состояла из 49 семейств.
Каждая смена служила два раза в году по одной неделе.]).
Левит значит "человек из племени Левия". Люди из этого
племени были служителями при Храме, помогавшими священникам. Священник
и левит, вероятно, сочли человека мертвым и побоялись ритуального
осквернения, так как прикосновение к трупу сделало бы их нечистыми
(Числ 19.11-13).
10.33Самарянин — см. прим.
к 9.53. [Между евреями и самарянами существовала
давняя историческая вражда.] Отношения между евреями и самарянами
к этому времени окончательно испортились.
10.34
В древности вино и оливковое масло использовались как лекарства:
вином дезинфицировали раны, а масло служило для их смягчения.
10.35две серебряные монеты — дословно: "два денария".
День проживания в гостинице стоил около 1/12 денария, это означало,
что самарянин оплатил несколько дней проживания раненого, включая пищу и уход.
10.36
Иисус сознательно изменяет вопрос учителя Закона ("А кто мне ближний?")
и сам задает ему вопрос, на который предполагается ответ: "Нельзя
дать определение, кто человеку ближний, можно лишь самому быть ближним"
(H. Greeven).
10.38Его приняла — в некоторых рукописях: "приняла
Его в свой дом".
10.25-28 Мф 22.35-40; Мк 12.28-34
10.27 Втор 6.5; Лев 19.18 10.28 Лев 18.5
10.33-34 2Пар 28.15 10.38-39 Ин 11.1
Проект
"Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.