Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

от Матфея 3:1 - 4:11: Крещение Господне / 19.I.10 вт


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 19 (6) января 2010 года, вторник.

В этот день православная Церковь празднует

Богоявление. Крещение Господа Иисуса Христа.
(по юлианскому календарю)

С праздником!

Сегодняшний выпуск посвящен этому празднику.
Читаем Евангелие от Матфея, стихи 3:1 – 4:11.

Перевод и примечания В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть")*. (Об этом переводе)

 

[ Данный перевод лег в основу перевода Нового Завета,
издаваемого Российским Библейским Обществом
под заглавием "Радостная Весть" (без указания переводчика).
Существуют различные издания, отличающиеся форматом и обложкой.
Приобрести данный перевод можно, например, в интернет-магазине my-shop.ru.

]

 

 
Ком-
мен-
та-
рии
к главам: из 'Брюссельской' Библии из "Толковой Библии Лопухина" В.Н.Кузнецовой
Ср. этот же текст на церковнославянски.
3
к: 3:13-14.
4
 

3 В те дни в Иудейской пустыне появляется Иоанн Креститель. (2) Он возвещает: "Вернитесь к Богу! Ведь Царство Небес уже рядом!"

3 Ведь он был тот, о котором сказал пророк Исайя:

"Голос глашатая в пустыне:
   Проложите путь Господу,
прямыми сделайте Его тропы".

4 Этот самый Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным поясом, а пищей ему была саранча и дикий мед.

5 К нему приходили все жители Иерусалима, а также всей Иудеи и окрестностей Иордана. (6) Они признавались в грехах, а он омывал приходивших в реке Иордане.

7 Увидев, что приходят к нему для омовения многие фарисеи и саддукеи, он сказал им:

    — Змеиное отродье! Кто внушил вам мысль, что вы избежите грядущего возмездия? (8) Докажите на деле, чего стоит ваше обращение! (9) Только не вздумайте говорить в душе: "Наш отец — Авраам!" Говорю вам, Бог из этих камней может сделать детей Аврааму. (10) Уже лежит наготове топор у ствола деревьев: дерево, которое не приносит хороших плодов, срубают и бросают в огонь. (11) Я омываю вас всего лишь водой в знак возвращения к Богу, но Тот, кто идет за мной, сильнее меня, я недостоин даже сандалии Его нести. Он омоет вас Духом Божьим и огнем. (12) У Него в руках лопата, Он провеет зерно на току: пшеницу соберет в закрома, а мякину сожжет в огне неугасимом.

13 Тогда появляется на Иордане Иисус из Галилеи, пришедший к Иоанну для омовения. (14) Иоанн сначала этому противился, говоря:

    — Это я нуждаюсь в том, чтобы Ты меня омыл, а Ты пришел ко мне!

15  — Пусть теперь будет так, — возразил ему Иисус. — Этим мы исполним то, чего хочет от нас Бог.

И тогда Иоанн согласился.

16 Сразу после омовения Иисус вышел из воды, и вдруг раскрылись перед Ним небеса и Он увидел, как Божий Дух, словно голубь, спускается и приближается к Нему.

17 И голос с неба сказал: "Это Мой любимый Сын, в Нём Моя отрада". 

4 1 Потом Иисус был уведен Духом в пустыню, чтобы там Его испытал дьявол. (2) Иисус провел сорок дней и сорок ночей в посте и сильно проголодался. (3) Дьявол, испытывавший Его, подошел и сказал Ему:

    — Если Ты Сын Бога, скажи, пусть эти камни станут хлебом.

4 Иисус ответил:

    — В Писании сказано:

"Не только хлебом должен жить человек,
   но и каждым словом,
      исходящим из Божьих уст".

5 Тогда дьявол приводит Его в святой город, ставит Его на самый верх Храма (6) и говорит Ему:

    — Если Ты Сын Бога, бросься вниз. Ведь Писание говорит:

Бог "ангелам Своим повелит оберегать Тебя —
   они на руки подхватят Тебя,
чтобы нога Твоя не споткнулась о камень".

8 Снова берет Его дьявол, на очень высокую гору, показывает Ему все царства мира во всём их блеске (9) и говорит Ему:

    — Я всё это отдам Тебе, если Ты, пав на землю, поклонишься мне.

10  — Прочь, Сатана! — ответил ему тогда Иисус. — Ведь Писание говорит:

"Господу, Богу твоему, поклоняйся,
   и Его одного почитай".

11 Тогда дьявол оставил Его. Тут же пришли к Иисусу ангелы и прислуживали Ему.

 


3.2 Вернитесь к Богу — буквально: "раскайтесь". Греческий глагол "метаноэо", которым переводится еврейский глагол "шув", означает полную перемену мыслей, но "шув" ("повернуться, возвратиться") гораздо глубже по значению: всякий грех есть удаление от Бога, а раскаяние — это возвращение к Нему и полное изменение всей жизни, а не только мыслей. Словосочетание Царство Небес встречается только в Евангелии от Матфея. Другие евангелисты говорят о Царстве Бога. Матфей же, стремясь избежать употребления Божьего имени, передает это понятие, вероятно, под влиянием раввинистической практики своего времени, перифразой, когда имя Бога заменялось разными описательными оборотами, такими как "Небеса", "Небо", "Великий Царь", "Имя" и т.д. Царство Бога — царствование, владычество Бога. Хотя Бог, будучи Творцом и Судьей мира, всегда был и его Царем, но в мире столько торжествующего зла, что может показаться, что правит миром Его противник, Сатана. Но люди верили, что наступит такое время, когда Бог установит Свое суверенное правление миром открыто и те, кто был Ему верен, войдут в Его Царство, т.е. станут Его соправителями. Уже рядом — возможно иное понимание: "уже здесь". В Евангелиях есть слова, говорящие о наступлении Царства в будущем (Мк 9.1; 13.29; 14.25; ср. прошение Молитвы Господней в Мф и Лк: "Пусть придет Твое Царство!"), но есть и утверждения, что Царство уже наступило, оно здесь, на земле (Мф 12.28; Лк 11.20; 17.21).

3.6 омывал – нам известны разные ритуалы очищения водой в еврейской религиозной практике. Например, евреи омывали руки, посуду, одежду и т.д. после каждого случая ритуального осквернения. В Кумране каждый день совершалось полное омовение. Возможно, в I в. прозелиты (язычники, принимавшие веру Израиля и обрезание) были обязаны совершить особый ритуал: омовение с полным погружением в воду, что символизировало смерть для старой жизни и рождение для новой. В таком случае Иоанн, призывая народ Израиля совершить такое же омовение, не делал различия между язычниками и теми, кто по праву рождения принадлежал к Божьему народу. В этом переводе греческий глагол "бапт`идзо" и существительное "б`аптисма" переводятся как "омывать" и "омовение", когда речь идет о дохристианском ритуале очищения грехов через погружение в воду, потому что "крестить" и "крещение" в русском языке семантически связаны со словами "Христос" и "крест" и такой перевод верен лишь в отношении христианской практики.

3.7 Фарисеи – члены религиозного движения, ставившего своей целью неукоснительное соблюдение не только Закона Моисея, но и устных отеческих преданий, а также той степени ритуальной чистоты, которая требовалась только от священников. Несмотря на относительную малочисленность (в I в. их было около 5 – 6 тысяч), они пользовались огромным авторитетом в народе, и их вынуждены были терпеть и их враги – саддукеи. Саддукеи – члены крайне консервативной религиозно-политической группировки, состоявшей из влиятельного священства и старейшин. Они признавали авторитет только Писаний, но не принимали устной традиции и, в отличие от фарисеев, отвергали веру в воскресение мертвых и в ангелов.

3.9 Авраам считается прародителем народа Израиля. "Дети Авраама" – почетный титул у евреев (см. Ин 8.33; Рим 9.7; 11.1; 2Кор 11.22; Евр 2.16 и др.). Очень многие люди того времени были уверены, что Авраам обладал таким количеством заслуг перед Богом, что это гарантировало всем его потомкам – даже тем из них, у кого было много грехов – вхождение в Божье Царство. Иоанн не отрицает их сыновства, но предостерегает их, чтобы они не полагались на это. Если понадобится, Бог может заставить камни рожать людей (ср. Ис 51.1-2).

3.11 я недостоин даже сандалии... – снимать обувь не входило в обязанности слуги и даже раба из евреев. Омовение Святым Духом всегда мыслилось как знак наступления Царства Бога. Святой Дух часто символизируется огнем (ср. Деян 2.2-4), который и очищает, и уничтожает. Омоет огнем – имеется в виду огненный суд, который придется пройти всем: праведные огнем будут очищены, а грешники погибнут.

3.12 Так очищали зерно: оно рассыпалось на току, затем его черпали большой деревянной лопатой и подбрасывали в воздух, ветер отвевал мякину в сторону, а чистое зерно собиралось потом в амбар. Это еще одно метафорическое изображение Суда (ср. 13.30).

3.16 Он увидел – так как в греческом тексте имя не указано, а подразумевается местоимение 3 л. ед. числа, оно может относиться и к Иисусу, и к Иоанну, но последнее менее вероятно. Дух, словно голубь, спускается – возможно, имеется в виду движение, напоминающее полет птицы, а не телесная форма (как в Лк 3.22). Тогда схождение Духа должно напомнить о творении Богом мира, когда Дух носился (в еврейском языке это слово означает полет птицы, летящей к своему гнезду) над бездной.

3.17 любимый – когда это слово относится к сыну или к дочери, оно означает "единственный". Дарование Святого Духа в ВЗ значило, что Бог наделял избранных Им людей (обычно царей, пророков и священников) силой, необходимой для выполнения возложенной на них миссии. Теперь исполнилось пророчество Исайи (Ис 42.1), и с момента сошествия Святого Духа Иисус, единственный Сын Божий, начинает Свое мессианское служение в полноте силы Своего Отца. Ему предназначено стать Мессией, т.е. Царем-Помазанником, но не победоносным воителем народных чаяний, а страдающим служителем Господним (Ис 53).

4.1 дьявол (греч. "клеветник", "противник") — то же, что Сатана (см. прим. к 4.11).

4.3 пусть эти камни... — вероятно, камни в пустыне были похожи на хлебы — плоские восточные лепешки. Дьявол хочет внушить Иисусу мысль, что Его целью должно стать всеобщее благоденствие на земле.

4.8 во всём их блеске — дословно: "и всю славу их". В Священном Писании славой часто называется богатство, пышность, роскошь. Согласно дьяволу, лишь получив власть и богатство, можно добиться своих целей.

4.11 Сатана — арам. "противник". В Книге Иова он — один из ангелов Божьих, обязанностью которого было испытывать людей, подвергая проверке их верность (гл. 1–2; ср. также 1Пар 21.1; Пс 109(108).6; Зах 3.1-10). Но постепенно в нём начинают видеть не слугу Божьего, а демоническую личность, главу всех враждебных Богу сил (так в междузаветной литературе и НЗ), который хочет уничтожить дело Божье тем, что стремится сбить с пути и поколебать преданность тех, кто верен Богу, и разорвать живую связь между Богом и человечеством. Но в Сатане никогда не видели второго бога. Прислуживали Ему — греческое слово "диакон`ео" ("служить") может употребляться в самом общем смысле, но может быть и термином: "прислуживать за столом, подавать пищу".

3.1-12 Мк 1.3-8; Лк 3.2-9,15-17; Ин 1.19-28   3.2 Мф 4.17; 10.7; Мк 1.15 3.3 Ис 40.3  
3.4 4 Цар 1.8     3.7 Мф 12.34; 23.33; Лк 3.7   3.9 Ин 8.33,37,39; Рим 4.12  
3.10 Мф 7.19; Лк 13.7,9; Ин 15.6   3.13-17 Мк 1.9-11; Лк 3.21-22   3.16 Ин 1.32  
3.17 Быт 22.2; Пс 2.7; Ис 42.1; Мф 12.18; 17.5; Мк 9.7; Лк 9.35; 2Петр 1.17  
4.1-11
Мк 1.12-13; Лк 4.1-13   4.1 Евр 2.18; 4.15   4.3 Мф 4.6; 27.40   4.4 Втор 8.3  
4.6 Пс 91 (90).11-12   4.7 Втор 6.16; 1Кор 10.9   4.10 Втор 6.13
В следующем выпуске: Евангелие от Луки, 8:22-56.

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки —
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )

В избранное