Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Завершаем читать Книгу Даниила (стихи 11:20 - 12:13).


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Пятница, 14 (1) ноября  2008 года

Завершаем читать Книгу Даниила (стихи 11:20 - 12:13).

В греческой версии (которой следует и славянский перевод) текст Книги пророка Даниила дополнен двумя молитвами (в гл. 3) и двумя новеллами (после гл. 12). В основе приводимого здесь перевода лежит еврейская версия.

В Сети появился текст этого перевода в формате html. Правда, там текст "порезан" на стихи, как в некоторых изданиях Синод. перевода, а не как в оригинальном издании РБО, т.е. кажый стих дан отдельным абзацем... И отсутствуют комментарии. Здесь: bibleist.ru/biblio.php?q=001/021&f=027.html.

Перевод Е.Б.Смагиной; комментарии Е.Б.Смагиной и М.Г.Селезнева.
// КНИГА ДАНИИЛА. КНИГА ЭСФИРИ / М.: Российское Библейское Общество, 2004. © Российское Библейское Общество.

Ср. этот же текст по-церковнославянски
(совр. орфография и шрифт)
.
 

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии
Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня
Из его же учебника "Исагогика"

20 Другой взойдет на престол и вышлет сборщика податей, чтобы обобрать красу царства. Пройдет немного времени – и он будет сокрушен, но не открыто и не в бою.

Комментарий к гл. 11:
из "Брюссельской" Библии

11:20 Другой взойдет на престол... – Селевк IV, преемник Антиоха III.

∙   ...сборщика податей, чтобы обобрать красу царства. – Возможно, это Гелиодор, один из приближенных Селевка IV, собиравший средства для выплаты контрибуции римлянам и покусившийся на сокровища иерусалимского Храма (2Макк 3:7-40). Есть и другое понимание: «...чтобы поддержать величие царства».

∙ ...он будет сокрушен, но не открыто и не в бою. – Гелиодор составил заговор против Селевка IV и убил его.

 

11:21 Другой взойдет напрестол – презренный... – Антиох IV, гонитель иудеев.

 

11:25 В 170 г. до н. э. Антиох IV предпринял поход против Египта. Египетский царь Птолемей VI Филометор бежал; Полибий объясняет это интригами приближенных Птолемея.

11:27-28 Антиох IV и Птолемей VI встретились в Мемфисе и заключили договор, после чего Антиох вернулся в Азию. На обратном пути он, по-видимому, ограбил иерусалимский Храм (ср. 1Макк 1:20).

21 Другой взойдет на престол – презренный; не будет ему дано величие царское. Он придет нежданно и захватит царство хитростью.

22 Войска будут, как потопом, сметены перед ним и сокрушены, вместе с вождем Завета. 23 Заключив союз, он совершит вероломство. Мало будет у него людей, но он наберет силу. 24 Нежданно придет он в самые изобильные края и станет творить то, чего не творили ни отцы, ни отцы отцов его. Он будет расточать добычу, поживу, богатства, станет злоумышлять против твердынь – до времени.

25 Всю свою силу и пыл обратит он против царя южного, пойдет на него с великим войском. Царь южный с великим, очень сильным войском выйдет на бой, но не выстоит: против него составят заговор. 26 Погубят его те, кто ел за его столом; войско его будет сметено, как потопом, и многие падут в бою. 27 Два царя, замышляя недоброе, сойдутся за одним столом и будут лгать друг другу, но ничего у них не выйдет, ибо час конца еще не пришел. 28 Царь направится домой с богатой добычей, и задумает посягнуть на Святой Завет, и станет действовать. Потом он вернется в свою страну.

29 В назначенное время он снова пойдет на юг, но такого, как прежде, уже не будет. 30 Придут туда корабли киттеев, он испугается и отступит.

Он воспылает гневом на Святой Завет и станет действовать. Возвращаясь, он сговорится с теми, кто отступил от Святого Завета. 31 Явятся от него полчища и осквернят твердыню Святилища, отменят ежедневное жертвоприношение и установят там мерзость разорения. 32 Тех, кто предал Завет, он соблазнит лестью. Но те, кто помнит Бога своего, будут сильны и станут действовать. 33 Мудрые будут учить народ и на время станут жертвами гонений – меча и огня, плена и грабежа. 34 При этом получат они небольшую помощь, и многие примкнут к ним, но неискренне. 35 И некоторые из мудрых будут жертвами гонений, проходя через испытания, очищаясь и убеляясь, до последних времен, ибо час конца еще не пришел.

11:29 В 168 г. до н. э. Антиох вновь пошел войной на Египет и осадил Александрию.

11:30 Корабли киттеев – зд. римские корабли. Римский посол потребовал от Антиоха уйти из Египта. Антиох подчинился, боясь военной мощи Рима.

Те, кто отступил от Святого Завета, – это эллинизированные евреи проселевкидской ориентации, ставшие союзниками Антиоха в гонениях на иудаизм. Возможно, причиной враждебности Антиоха к евреям была деятельность проптолемеевской партии в Иерусалиме.

11:31 Об отмене Антиохом IV ежедневного жертвоприношения в иерусалимском Храме уже говорилось в восьмой главе (8:11-12).

 Мерзость разорения – см. прим. к 9:27. [(евр. шиккуц`им мешом`ем, или шикк`уц мешом`ем, или шикк`уц шом`ем) – здесь и далее это выражение обозначает осквернение Храма в 167 г. до н. э.: Антиох превратил его в храм Зевса Олимпийского. Евр. шиккуц означает "мерзость", а выражение в целом презрительно обыгрывает финикийское наименование божества – Б`аал Шам`ем ("владыка небес").]

11:33 Мудрые – толкователи Закона, к которым относится, очевидно, и автор книги Даниила.

...учить народ... –- Буквально: «...учить многих...» Слово «многие» в еврейской литературе этого времени часто употребляется для обозначения народа в противовес наставникам.

11:33-35 О гонениях на иудейскую веру и мученической смерти тех, кто не хотел отступить от Закона, говорится в 1-й и 2-й Маккавейских книгах.

 

11:37-39 Согласно этим строкам, Антиох IV ополчился не только против еврейской религии, но и против традиционных языческих верований: он не чтит ни богов отцов своих (в первую очередь это Аполлон, покровитель Селевкидов), ни Любимца женщин (Таммуз-Адонис). Греческие историки не говорят о том, что Антиох IV относился к языческим богам иначе, чем его предшественники.

 

11:40-45 В «последние времена» предсказывается еще один, третий поход Антиоха IV на Египет, на этот раз – успешный. Конец Антиоху придет на обратном пути из Египта. Однако, согласно греческим историкам, Антиох IV оставил попытки подчинить Египет, последние годы воевал на востоке своей державы и умер от болезни в 164 г. до н. э.

Некоторые комментаторы, впрочем, понимают здесь выражение «последние времена» буквально – как конец мировой истории.

36 А царь будет творить, что хочет. Он возгордится, и поставит себя выше всех богов, и против Бога богов станет говорить неслыханное. Он будет преуспевать, пока не завершатся дни гнева; ибо что предначертано, тому и быть. 37 Он не обратится ни к богам отцов своих, ни к Любимцу женщин, ни к какому иному богу, ибо превознесется над всеми. 38 Вместо них он воздаст почести богу твердынь – богу, которого не знали его отцы, воздаст он почести золотом, серебром, драгоценными камнями и богатыми подношениями. 39 С помощью чужого бога он расправится с крепкими твердынями, а тем, кто его признал, воздаст великие почести, поставит их властвовать над многими и будет раздавать им земли в награду.

40 Настанут последние времена – и царь южный пойдет на него войной. Но как буря обрушится на него царь северный, с боевыми колесницами, с конницей и множеством судов. Он пройдет по разным странам, словно потоп, 41 и придет в Страну Славы, и десятки тысяч станут его жертвами. Но избегнут его руки Эдом, Моав и большая часть аммонитян. 42 Он распространит свою власть на другие страны, и даже Египет не избежит этой участи. 43 Он захватит сокровища – золото и серебро, и все богатства Египта; народы Ливии и Куша будут у его ног.

44 Устрашат его вести с востока и с севера, и он направится туда в великой ярости, неся разрушение и гибель многим. 45 Он раскинет свои царские шатры между морем и горой Святой Славы.

Но придет ему конец, и никто ему не поможет.

12Тогда явится Михаил, великий владыка, защитник твоего

народа, ибо настанет время бедствий, какого доселе не знал ни один народ. Тогда спасется народ твой – все, кто окажется записан в Книгу.

И из тех, кто спит во прахе земном,
многие пробудятся:
одни для жизни вечной,
другие на позор и стыд вечный.
Мудрые засияют – как заря небесная,
и наставники многих – как звёзды,
навсегда, навеки!

Комментарий к гл. 12:
из "Брюссельской" Библии

12:4 ...когда многие будут блуждать и умножится зло. – Перевод по конъектуре. Еврейский текст неясен; буквальный перевод: «...когда многие будут блуждать и умножится знание». Возможны другие понимания, например: «...когда многие будут блуждать, чтобы умножить знание».

А ты, Даниил, сохрани эти слова в тайне и запечатай книгу – до последних времен, когда многие будут блуждать и умножится зло.

И я, Даниил, увидел: стоят еще двое – один на том берегу реки, другой на этом. И один из них спрашивает у облаченного в льняные одежды, стоящего над рекой:

– Когда же это неслыханное кончится?

И я услышал ответ облаченного в льняные одежды, стоящего над рекой. Воздев обе руки к небесам, он поклялся Живущим Вовеки: всё окончится через срок, два срока и полсрока, когда сила народа Святыни больше не будет сокрушаема.

 

Я слушал, но не понимал. И я спросил:

– Господин мой, а чем всё это кончится?

Он ответил:

– Иди, Даниил! Это скрыто и запечатано до последних времен. 10 Многие очистятся, убелятся и пройдут через испытания, нечестивые же будут творить нечестие. И нечестивые не уразумеют ничего, а уразумеют мудрые.

11 С того времени, как отменено будет ежедневное жертвоприношение и установлена мерзость разорения, пройдет тысяча двести девяносто дней. 12 Блажен, кто будет ждать и сумеет прождать тысячу триста тридцать пять дней.

 
13 А ты иди своим путем, навстречу концу. Ты обретешь покой, но после встанешь, чтобы получить то, что тебе суждено, в конце времен.  

Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за МАТЕРИАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки -
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное