Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Всегодняшенм выпуске? Псалмы 18-23 впереводе С.С.Аверинцева.


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Среда, 12 сентября (30 августа) 2007 года

В сегодняшенм выпуске  – Псалмы 18-23 в переводе  С.С.Аверинцева.

Источник: ksana-k.narod.ru/Book/averincev/psalm/
(ср. messia.info/biblia/ps/mb2.htm)

ПСАЛОМ 18/19

Славу Божию поведают небеса,

и о деле рук Его вещает твердь;

день дню изливает молвь,

ночь ночи являет весть,

нет глагола, нет речей,

не слышно их голосов, –

по всей земле несется их вопль,

до концов вселенной слово их.

 

При них поставил Он для солнца шатер,

и выходит оно, как из чертога жених,

радуется, как исполин, пробегая путь;

от края небес исход его,

и шествие его до края их,

и ничто не укрыто от жара его.

 

Закон Господень совершен,

душу укрепляет он;

свидетельства Господни тверды,

умудряют они простецов;

веления Господни прямы,

сердце они веселят;

заповедь Господня светла,

просвещает очи она;

страх Господень чист,

пребывает вовек;

приговоры Господни верны,

все праведны они;

желаннее злата, чистейшей руды,

слаще меда и влаги сот.

Ограждается ими раб Твой;

за соблюдение их мзда велика.

 

Погрешности – кто же усмотрит их?

От неприметного мне очисти меня!

И от соблазнов защити раба Твоего,

да не одолеют они меня!

Буду тогда я неискривлен

и от великого греха чист.

 

Да будут угодны слова моих уст

и шепоты сердца моего

пред лицом Твоим,

Господи, Оплот мой, Избавитель мой!

 

Этот же текст по-церковнославянски.
Комментарий свт. Афанасия Великого

 

ПСАЛОМ 19/20

 

Да услышит тебя Господь в день беды,

имя Бога Иакова да хранит тебя;

Да пошлет Он от Святыни помощь тебе,

от Сиона да подкрепит тебя!

Да воспомнит Он все жертвы твои,

да приимет тук всесожжении твоих!

(Села!)

Да подаст Он тебе по сердцу твоему,

да исполнит все мысли твои!

 

Мы возликуем об избавлении твоем,

во имя Бога нашего стяги вознесем.

Да исполнит Он

все мольбы твои!

 

Ныне познал я, что избавит Господь

помазанника Своего,

отвечает ему с небес Святыни Своей

делами избавительной десницы Своей.

Эти – на колесницы, на коней – те,

но на имя Господа, Бога нашего уповаем мы.

Они оступились, пали они,

мы выстояли и стоим.

 

Господи, спаси царя 5

и услышь нас в день,

когда мы воззовем к Тебе!

 

5 По другому возможному пониманию, принятому, например, М. Бубером и А. Шураки – "спаси нас. Господи, Царь"; в таком случае речь идет о царском достоинстве Самого Бога.

 

Этот же текст по-церковнославянски.
Комментарий свт. Афанасия Великого

 

ПСАЛОМ 20/21

 

Псалом Давидов.

Господи, о силе Твоей веселится царь,

о помощи Твоей, о, как ликует он!

Ты дал ему желанное сердцу его,

не отринул прошение его уст.

(Села!)

Добрым благословением Ты встретил его,

возложил на главу его драгоценный венец.

Жизни просил он у Тебя,

и дал Ты ему долготу дней

во век и век.

 

Велика его слава поспешеством Твоим,

излил Ты на него славу и блеск.

Возложил Ты на него

благословения вовек,

усладил его радостию, что в зраке Твоем.

 

Да, о Господе надежда царя,

по милости Вышнего не падет.

Сыщет длань Твоя всех врагов Твоих,

десница Твоя – ненавидящих Тебя.

Словно в огненную пещь Ты их претворишь

в час явления лица Твоего,

погубит их Господь во гневе Своем,

и пожрет их огонь.

Их плод истребишь Ты с земли,

из среды человеков – семя их;

на Тебя затеяли злое они,

плели козни, но не возмогли.

Тогда на расправу поставишь их,

из луков Твоих будешь стрелы метать

в лица их.

 

Господи, восстань в силе Твоей!

Мы будем петь и на струнах бряцать

о подвигах мощи Твоей.

Этот же текст по-церковнославянски.
Комментарий свт. Афанасия Великого

 

ПСАЛОМ 20/21

Начальнику хора. На "Лань зари"6. Псалом Давидов.

Боже мой, Боже мой!

зачем Ты оставил меня?

Далеки от спасения моего

слова вопля моего.

Боже мой! вопию днем – но Ты не внемлешь мне,

ночью – и нет покоя мне.

 

А ведь Ты – Святый,

средь хвалений Израиля обитаешь Ты;

на Тебя уповали наши отцы,

уповали, и вызволял Ты их;

к Тебе взывали во благо себе,

на Тебя уповали, не быв посрамлены.

 

Я же червь, а не человек,

хулим от людей, от народа презрен!

Глумится всяк, кто видит меня,

кивает головою, устами твердит:

 

"Он на Господа уповал – пусть избавит его,

пусть спасет, если так любит его."

А ведь Ты меня из родимого чрева извел,

у сосцов материнских ободрил меня,

едва из утробы, уж был я Твой,

от лона матери Ты – мой Бог.

Не удаляйся от меня,

ибо беда близка,

а помощника нет!

 

Множество тельцов обступило меня,

тучные с Васана 7 окружили меня,

раскрыли на меня пасти свои,

как ярый и рыкающий лев.

Я пролился, как вода,

распались все кости мои,

и сердце мое, как воск,

тает внутри плоти моей;

как черепок, иссохла сила моя,

язык мой пристал к гортани моей;

к персти смертной низвел Ты меня.

 

Ибо псы окружили меня,

скопище злых обступило меня,

пронзили 8 они руки мои

и ноги мои;

счесть можно все кости мои,

как на зрелище, глядят они на меня,

делят между собою ризы мои,

и мечут жребий об одежде моей 9!

 

Но Ты, Господи, не будь вдали,

сила моя, на подмогу мне поспеши!

Избавь от меча душу мою,

от песьих лап – единственную мою!

Спаси меня от пасти льва,

от бычьих 10 рогов, – о, услышь!

 

Возвещу имя Твое братьям моим,

посреди сонма восхвалю Тебя.

Благоговейные! восхвалите Его.

Всё семя Иакова! восславь Его.

Всё семя Израиля да чтит Его.

Ибо скорбью скорбного не возгнушался Он,

не презрел ее,

не отвратил от меня лица Своего,

Когда воззвал я к Нему, услышал меня!

 

О Тебе в сонме многом хвала моя;

пред лицом чтущих Тебя

исполню обеты мои.

Пусть убогие досыта едят,

да восхвалят Господа взыскавшие Его,

да оживут сердца ваши вовек!

Возьмутся за ум

и обратятся ко Господу все концы земли,

и поклонятся Тебе

все язычников племена;

ибо Царствие Господне есть,

и над народами Владыка – Он.

 

Покло′нятся Ему одному

все тучные земли,

почтут Его все нисходящие во прах,

бессильные сохранить жизни своей 11.

Семя мое послужит Ему,

услышит род грядущий о Господе весть,

возвещена будет правда Его

тем, кто еще не рождены:

"да, таковы дела Его".

 

6 По-видимому, речь идет о мелодии, на которую должен был исполняться псалом.

7 Васан (Башан) – удобное для скотоводства высокое плоскогорье к востоку от Иордана.

8 Глагол כָּאֲרִי каари′ допускает различные понимания ("связали" и др.); традиционное "пронзили", находящееся в согласии и с версией Септуагинты (ὤρυξαν, букв, "прокопали", ср. ц.-слав. "ископаша руцѣ мои"), относится к числу вполне возможных.

9 Эти слова уже с времен начального христианства особенно непосредственно соотносились с участью Христа на Голгофе. Ср. Ио. 19, 23-24: "Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части [...]; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании" – следует цитата из Псалма. Надо сказать, что из двух лексем, употребленных в тексте Псалма, первая (בֶּנֶד бэ′гэд) обозначает скорее верхнюю одежду (в переводе Септуагинты μάτια "плащи"), и в таком случае вторая (לְבוּשׁ леву′ш) может относиться именно к хитону, т. е. к рубахе. Поздневизантийский толкователь говорит в этой связи: ".. Заметь точность пророчества. Пророк сказал не о том только, что они разделили, но и о том, что не разделили. Прочие одежды они разделили на части, а хитон – нет, (о дело о нем предоставили жребию". (Св. Евангелие от Иоанна с толкованием блаж. Феофилакта, архиепископа Болгарского, Московское подворье Троицкой Сергиевой Лавры, 1996, с. 675).

10 В славянском переводе речь идет об избавлении "отъ рогъ единорожъ", чему следует и Синодальный перевод; это восходит к Септуагинте (μονοκερώτων). Однако присутствующее в древне?еврейском тексте רֵם рэм (более обычная форма רְאם реэ′м означает просто разновидность диких буйволов (Lexicon in Veteris Testamenti libros ed. L. Köehler, Leiden, Brill, 1985, p. 864-865; M. Lurker, Wörterbuch biblischer Bilder und Symbole, 4. Aufl., München, 1990, S. 89-90). Мы сочли ненужным обременять текст Псалма изначально отсутствующим в нём образом чисто мифологического ряда – тем более, что фигура единорога впоследствии приобрела в христианской культуре скорее положительные коннотации, а здесь этого нет.

11 Вся эта фраза предлагает немало интерпретационных затруднений. Мы приняли чтение אַךּ לוֹ ах ло ("Ему одному"! вместо традиционного, но мало вероятного в языковом отношении אָכְלוּ ахелу′ ("будут есть").

Этот же текст по-церковнославянски.
Комментарий свт. Афанасия Великого

 

ПСАЛОМ 22/23

Псалом Давидов.

Господь – мой Пастырь, и нет мне нужды:

на пажитях щедрых пасет Он меня,

к водопоям покоя ведет Он меня,

обновляет душу мою,

пути правды открывает Он мне, –

ради имени Своего.

 

Если в низине, где смерти тень,

ляжет мой путь,

не убоюся зла!

Ты – со мною,

жезл Твой и посох Твой

защитят меня.

Ты устроил мне пир

у гонителей моих на виду,

умастил елеем главу мою,

и полна чаша моя.

 

Так! благость и милость провожают меня

во все дни жизни моей,

и несчетные дни мне пребывать

в Господнем дому!

 

Этот же текст по-церковнославянски.
Комментарий свт. Афанасия Великого

 

ПСАЛОМ 23/24

Псалом Давидов. [На первый день недели 12]

Господня земля и всё, что на ней,

вселенная и все народы ее;

Он сам на пучинах утвердил ее,

на потоках поставил ее.

Кто взойдет на гору Его,

встанет на святом месте Его?

Чьи руки неповинны, кто сердцем чист,

кто не возлюбил суеты

и клятвою лжи не скреплял.

 

Его благословит Господь,

Бог-Спаситель оправдает его;

кто ищут Господа, таковы,

ищут, Боже Иакова, лица Твоего.

(Села!)

 

Поднимитесь, косяки врат,

древние двери, раздайтесь ввысь,

и Царь славы войдет!

 

Царь славы – кто есть Он?

крепкий и могучий Господь,

могучий во бранях Господь!

 

Поднимитесь, косяки врат,

древние двери, раздайтесь ввысь,

и Царь славы войдет!

 

Царь славы – кто есть Он?

Господь воинств, Господь сил,

Царь славы есть Он.

(Села!)

 

12 Эта помета отсутствует в масоретском тексте, однако наличествует в версии Септуагинты (и соответственно в славянском переводе – "единыя отъ субботъ". Первый день еврейской седьмицы соответствует нашему воскресенью.

 

Этот же текст по-церковнославянски.
Комментарий свт. Афанасия Великого

Буду рад прочитать Ваши замечения и предолжения по содержанию рассылки  — со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.info
>Форум сайта<

Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах...


В избранное