Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Продолжаем читать из книги пророка Иеремии. Сегодня главы 35 — 39.


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Пятница, 31 (18) августа 2007 года

Продолжаем читать из книги пророка Иеремии. Сегодня главы 35 — 39.

(Перевод и комментарии: Л.В.Маневич. Редактор: А.Э.Графов. // М.: Российское Библейское Общество, 2001.)

© Российское Библейское Общество

Ср. этот же текст по-церковнославянски Синодальный перевод

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
из его же книги "Исагогика"

35 Вот слово, которое было Иеремии от ГОСПОДА во дни царя Иудеи Иоакима, сына Иосии:

— Иди к рехав`итам, говори с ними, приведи их в Дом ГОСПОДЕНЬ, в один из залов, и дай им вина.

Я позвал Лазанию, сына Иеремии, внука Хаваццини`и, братьев его и всех сыновей — весь род рехавитов — и привел их в Дом ГОСПОДЕНЬ, в зал сыновей Хан`ана, человека Божьего, сына Игдали`и. Зал этот — возле зала вельмож, над залом Маасейи, стража порога, сына Шаллумова. Я поставил перед рехавитами кувшины с вином и чаши и сказал им:

— Пейте вино.

Но ответили они:

— Вина мы не пьем, ибо предок наш Ионадав, сын Рехава, заповедал нам:

"Вина не пейте,
ни вы, ни ваши дети,
вовеки!
Домов не стройте,
хлеба не сейте,
винограда не разводите,
да не будет у вас этого!
Во все ваши дни в шатрах живите,
и жить вы будете долго
на земле, где вы — пришельцы".

Мы исполняем повеления нашего предка Ионадава, сына Рехава, — всё, что он нам заповедал: ни мы, ни наши жены, ни сыновья, ни дочери наши никогда не пили вина, не строили себе домов, чтобы жить в них, нет у нас виноградников, полей и зерна. 10 Мы живем в шатрах, совершаем и исполняем всё, что заповедал нам предок наш Ионадав. 11 А когда Навуходоносор, царь Вавилона, пошел войною против этой земли, мы решили уйти от войска халдеев и арамеев в Иерусалим. И вот — мы живем в Иерусалиме.

Комментарий к гл. 35:
из "Брюссельской" Библии

35:2 Рехавиты — потомки Рехава, который, судя по 1Пар 2:55, принадлежал к одному из племен Ханаана. Рехавит Ионадав, согласно 4Цар 10, оказал поддержку израильскому царю Иег`у в борьбе с культом Ваала. С рассказом о рехавитах в 35-й главе книги Иеремии связано позднее апокрифическое сочинение "История рехавитов". Имя Рехав носил еще один библейский персонаж — предводитель войска у Иевосфея, сына Саула (2Цар 4:2).

∙  ... в один из залов... — Эти залы, по-видимому, примыкали с внутренней стороны к стене, окружавшей двор Храма.

35:4 Человек Божий — одно из обозначений пророков, характерное для книг Царств (3Цар 12:22; 4Цар 1:9; 4:22).

∙  Страж порога — одна из священнических должностей при скинии (1 Пар 9:19) и Храме. В 4Цар 12:9; 22:4; 2Пар 34:9 говорится, что стражи порога собирали пожертвования на Храм.

35:11 Арамеи — семитский народ, живший в Сирии и Верхней Месопотамии со второй половины II тысячелетия до н. э.

12 И было Иеремии слово ГОСПОДНЕ.

13 Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля:

— Иди и скажи людям Иудеи, жителям Иерусалима: Неужели вы не поймете этого наставления, не послушаете Моих слов? — говорит ГОСПОДЬ. — 14 Слова Ионадава, сына Рехава, соблюдаются. Он заповедал своим сыновьям не пить вина — и они не пьют его до сих пор, повинуясь заповеди своего предка. А вы Мне не повинуетесь, хотя Я говорил вам, говорил вновь и вновь! 15 Я посылал к вам рабов Моих, пророков, посылал вновь и вновь, с такими словами: "Пусть каждый из вас оставит злой путь свой! Сделайте благими ваши деяния, не поклоняйтесь богам иным, не служите им — и живите на земле, которую Я дал вам и отцам вашим", — но вы не внимали, Меня не слушали. 16 Потомки Ионадава, сына Рехава, исполняют заповедь своего предка — то, что он им заповедал, — а этот народ Мне не повинуется!

17 Потому так говорит ГОСПОДЬ, Бог Воинств, Бог Израиля:

— Я обрушу на Иудею, на жителей Иерусалима все беды, которые Я предрек им, ибо Я говорил им, но они не слушали, звал их, но они не отвечали.

 

18 Иеремия сказал рехавитам:

Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля:

— За то, что вы повинуетесь заповедям вашего предка Ионадава, все заповеди его исполняете, всё, как он вам заповедал, делаете, 19 за это, — так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля, — никогда не исчезнет предо Мною род Ионадава, сына Рехава.

36 В четвертый год правления царя Иудеи Иоакима, сына Иосии, было Иеремии такое слово от ГОСПОДА:

2 — Возьми свиток и запиши в него все слова об Израиле, Иудее и всех народах — всё, что Я говорил тебе с того дня, когда Я заговорил с тобою впервые, в правление Иосии, и доныне. Быть может, поймут потомки Иуды, какую беду Я задумал послать им, и каждый из них оставит злой путь свой. Тогда Я прощу им преступления их и грехи.

Иеремия призвал Баруха, сына Нерии, и Барух, из уст Иеремии, записал в свиток все слова господа, которые ГОСПОДЬ говорил Иеремии.

Комментарий к гл. 36:
из "Брюссельской" Библии

36:2 ... об Израиле, Иудее и всех народах... — Или: "...против Израиля, Иудеи и всех народов..."

Иеремия сказал Баруху:

— Мне запрещено входить в Дом господень. Иди туда ты и по свитку, который ты записал, из моих уст, прочти там слова ГОСПОДА во всеуслышание перед всем народом, что соберется в Доме ГОСПОДНЕМ в день поста, — всем жителям Иудеи, которые придут туда из своих городов, прочти эти слова во всеуслышание. Быть может, они вознесут молитву к Господу и каждый из них оставит злой путь свой, ибо велики гнев и ярость, на которые ГОСПОДЬ обрек этот народ.

Барух, сын Нерии, сделал так, как велел ему пророк Иеремия, — прочел в Доме господнем свиток со словами ГОСПОДА.

В пятый год правления царя Иудеи Иоакима, сына Иосии, в девятом месяце, был объявлен пост пред ГОСПОДОМ среди всех людей Иерусалима и людей, пришедших в Иерусалим из городов Иудеи. 10 И Барух прочел по свитку слова Иеремии перед всем народом во всеуслышание, в Доме господнем, в зале Гемари`и, сына писца Шафана, на верхнем дворе, возле Новых ворот Дома ГОСПОДНЕГО.

36:9 В пятый год правления царя Иудеи Иоакима... — 604 г. до н. э.

∙  ... был объявлен пост пред Господом... — В связи с какими-либо значимыми событиями у древних евреев мог объявляться пост (3Цар 21:12; 2Пар 20:3; 1Езд 8:21; Иоил 1:14; 2:15). В послепленную эпоху упоминаются и регулярные посты (Зах 8:19).

11 Михай`я, сын Гемарии, внук Шафана, слышал все слова ГОСПОДА, что были в свитке. 12 Он спустился в царский дворец, в зал писцов, а там в это время сидели вельможи: писец Элишам`а, Делай`я, сын Шемайи, Элнатан, сын Ахбора, Гемария, сын Шафана, Седекия, сын Ханании, и другие вельможи. 13 Михайя пересказал им всё, что он слышал, когда Барух читал свиток перед народом во всеуслышание.

14 Вельможи послали Иегуд`и, сына Нетани`и, внука Шелеми`и, правнука Куш`и, чтобы он сказал Баруху:

— Возьми свиток, который ты читал во всеуслышание перед народом, и приходи.

Барух, сын Нерии, взял свиток и пришел к вельможам. 15 Они сказали ему:

— Сядь, прочти нам этот свиток.

Барух прочел им. 16 Когда вельможи услышали все эти слова, они в ужасе переглянулись и сказали Баруху:

— Мы должны передать все эти речи царю!

17 Еще они спросили Баруха:

— Скажи нам, как ты записал всё это? Из уст Иеремии?

18 Барух ответил им:

— Своими устами он говорил мне все эти слова, а я записывал их в свиток чернилами.

19 Вельможи сказали Баруху:

— Ступайте, ты и Иеремия, спрячьтесь, чтобы никто не знал, где вы.

36:24 ... не разорвали на себе одежды! — То есть не поступили так, как поступил отец Иоакима царь Иосия, когда он услышал слова Закона (4 Цар 22:11). В тексте — игра слов, основанная на созвучии еврейских глаголов, означающих "читать" и "разрывать".

36:26 ... схватить писца Баруха... — Здесь впервые упоминается официальная должность Баруха — писец. В 1978 г. в ходе археологических раскопок на территории Иерусалима был обнаружен оттиск печати с текстом: "Берехия, сын Нерии, писец". Берехия — полная форма имени Барух. Надпись выполнена еврейским письмом VII в. до н. э., в настоящее время хранится в Музее Израиля (Иерусалим). Имя Нерия — редкое. В Ветхом Завете оно встречается только в книге Иеремии и только у одного персонажа — отца Баруха и Серайи. Поэтому велика вероятность, что найденный оттиск сделан рукой того самого Баруха, который записал речи Иеремии.

20 Вельможи пошли к царю, во дворец, а свиток оставили в залеписца Элишамы. Они пересказали царю все эти речи.

21 Царь послал Иегуди, чтобы тот принес свиток. Иегуди принес свиток из зала писца Элишамы и прочел его вслух перед царем и всеми вельможами (те стояли возле царя). 22 Царь тогда жил в своем зимнем доме (это было в девятом месяце). Перед царем пылал очаг, 23 и как только Иегуди зачитывал три-четыре столбца, царь отрезал их ножом, которым пользуются писцы, и бросал в огонь очага, пока весь свиток не погиб в огне очага. 24 И ни царь, ни его слуги, которые слышали все эти слова, не ужаснулись, не разорвали на себе одежды! 25 Только Элнатан, Делайя и Гемария умоляли царя не сжигать свиток, но царь не послушал их. 26 Царь велел Иерахме`элу, царскому сыну, Серай`е, сыну Азри`эла, и Шелемии, сыну Авде`эла, схватить писца Баруха и пророка Иеремию, но тех укрыл ГОСПОДЬ.

27 После того как царь сжег свиток с речами, которые записал Барух, из уст Иеремии, было Иеремии слово ГОСПОДНЕ:

28 — Возьми другой свиток и запиши в него все прежние речи, что были в первом свитке, в том, который сжег Иоаким, царь Иудеи. 29 И скажи Иоакиму, царю Иудеи:

Так говорит ГОСПОДЬ:

— Ты сжег этот свиток, сказав: "Напрасно ты, Иеремия, написал, что придет царь Вавилона и землю сию уничтожит, истребит на ней и людей, и животных!"

30 Потому так говорит ГОСПОДЬ об Иоакиме, царе Иудеи:

— Не будут его потомки восседать на престоле Давида. Труп его будет брошен на зной дневной, на холод ночи. 31 Я покараю Иоакима, потомков его и слуг за их преступления. Я пошлю на них, нажителей Иерусалима, на людей Иудеи все те беды, которые Я предрекал им, но они не слушали.

32 Иеремия взял другой свиток и дал его писцу Баруху, сыну Нерии. Барух, из уст Иеремии, записал туда все речи первого свитка, который сжег на огне Иоаким, царь Иудеи. И много похожих речей было добавлено.

36:30 Труп его будет брошен... — Ср. Иер 22:19.

37 После Иехонии, сына Иоакима, царем стал Седекия, сын Иосии: Навуходоносор, царь Вавилона, сделал его царем над Иудеей. Седекия, его слуги и народ страны не повиновались словам ГОСПОДА, которые ГОСПОДЬ говорил через пророка Иеремию.

Царь Седекия послал к пророку Иеремии Иегух`ала, сына Шелемии, и священника Софонию, сына Маасейи, чтобы они попросили его:

— Помолись о нас ГОСПОДУ, Богу нашему!

В то время Иеремия свободно жил среди людей, и его не бросали в тюрьму. Войско фараона выступило из Египта, и халдеи, осаждавшие Иерусалим, получили весть об этом и отошли от Иерусалима.

Комментарий к гл. 37:
из "Брюссельской" Библии

37:3 ... Иегухала, сына Шелемии, и священника Софонию, сына Маасейи... — В Иер 21:1 говорится, что к пророку были посланы священник Софония и Пашхур, сын Малкии. Согласно Иер 38:1—4, Иегухал, сын Шелемии, вместе с прочими вельможами побуждал царя Седекию к убийству Иеремии.

37:5 Войско фараона выступило из Египта, и халдеи, осаждавшие Иерусалим, получили весть об этом и отошли от Иерусалима. — Это произошло, по-видимому, в течение 588 г. до н. э. События этой главы относятся к тому же времени, что и события 21-й главы (ср. Иер 37:3 и 21:1) и 34-й (ср. Иер 37:5 и 34:21). Речь здесь идет о попытке фараона Априя (Хофра, ср. Иер 44:30) помочь своему союзнику — иудейскому царю Седекии.

И было пророку Иеремии слово ГОСПОДНЕ.

Так говорит ГОСПОДЬ, Бог Израиля:

— Царю Иудеи, пославшему вас вопросить Меня, скажите так:
Войско фараона выступило вам на помощь, но оно вернется в свою страну, в Египет. И халдеи вернутся сюда, снова осадят этот город, захватят его и сожгут огнем!

Так говорит ГОСПОДЬ:

— Не обольщайтесь, не думайте, что уйдут отсюда халдеи! Ибо не уйдут они. 10 Даже если бы вы разбили войско халдеев, которое воюет с вами, и остались бы у них лишь раненые, то и тогда они поднялисьбы, вышли из своих шатров и сожгли бы этот город огнем.

 

11 Когда войско халдеев отошло от Иерусалима, отступая перед войском фараона, 12 Иеремия пошел из Иерусалима в землю Вениаминову — бежал из города вместе с народом. 13 Но когда Иеремия проходил через Вениаминовы ворота, находившийся там начальник стражи по имени Ири`я, сын Шелемии, внук Ханании, схватил пророка Иеремию и сказал:

— Ты хочешь перебежать к халдеям!

14 Иеремия ответил:

— Ложь! Я не бегу к халдеям.

Но Ирия его не слушал. Он схватил Иеремию и привел к вельможам. 15 Вельможи разгневались на Иеремию. Они избили его и заключили под стражу, в дом писца Иегонат`ана (этот дом сделали тюрьмой). 16 Так Иеремия оказался в подземной темнице и просидел там много дней.

37:12 ... бежал из города вместе с народом. — Более распространено иное понимание этого места: "...чтобы получить там свою долю среди народа". Считается, что речь идет о поле возле Анатота, которое Иеремия купил у своего двоюродного брата Ханамэла (см. гл. 32). Это, однако, маловероятно, потому что поле Иеремия купил будучи уже в тюрьме, то есть после описываемых событий. Наш перевод основывается на интерпретации глагольного корня ХLQ (традиционно: "иметь долю") в значении "бежать". Такой же вариант перевода зафиксирован в некоторых рукописях Септуагинты.

37:13 Ты хочешь перебежать к халдеям! — Судя по Иер 38:19 и 39:9 (52:15), число перебежчиков было велико. Сам пророк Иеремия призывал жителей Иерусалима бежать к вавилонянам (Иер 21:9; 38:2).

17 Царь Седекия послал за Иеремией. Того привели во дворец, и царь тайно спросил его:

— Было ли слово от ГОСПОДА?

Иеремия ответил:

— Было!

И сказал Иеремия:

— Ты попадешь в руки царя вавилонского.

 

18 Иеремия также сказал царю Седекии:

— Чем я виноват перед тобою, перед твоими слугами и всем этим народом, за что вы бросили меня в тюрьму? 19 Где же ваши пророки, которые вам вещали: "Не придет к вам царь Вавилона, на землю эту!"? 20 О владыка мой, царь, послушай меня, мольбу мою не отвергни! Не отправляй меня назад, в дом писца Иегонатана, ведь я умру там.

 

21 По приказу царя Седекии Иеремию отправили на двор стражи. Там ему выдавали в день по одной лепешке с улицы пекарей, пока не кончился весь хлеб в городе.

Итак, Иеремия оставался на дворе стражи.

 

38 Шефати`я, сын Матт`ана, Гедали`я, сын Пашхура, Иегухал, сын Шелемии, и Пашхур, сын Малки`и, слышали, как Иеремия говорил всему народу такие слова:

Так говорит ГОСПОДЬ:

— Кто останется в этом городе, тот умрет — от меча, от голода и мора. Кто выйдет к халдеям, тот останется жив — жизнь и будет ему наградой, будет он жить!

Так говорит ГОСПОДЬ:

— Этот город будет отдан войску царя вавилонского, царь захватит город!

Вельможи сказали царю:

— Надо убить этого человека, ибо он, говоря такие слова, ослабляет воинов, оставшихся в городе, и весь народ! Не добра он желает народу, а только зла.

Царь Седекия сказал:

— Он в ваших руках, ибо царь перед вами бессилен!

Иеремию схватили и бросили в яму для воды (эта яма на дворе стражи принадлежала царскому сыну Малкии). Иеремию спустили туда на веревках. В яме тогда не было воды, а только жидкая грязь, и в эту грязь Иеремия погрузился.

Комментарий к гл. 38:
из "Брюссельской" Библии

38:6 Иеремию схватили и бросили в яму для воды... — В этой главе вновь рассказывается о том, как Иеремия был брошен в подземную каменную цистерну, используемую в качестве тюрьмы (ср. Иер 37:15-16). По-видимому, в 37-й и 38-й главах приводятся два варианта рассказа об одном и том же событии.

...(эта яма на дворе стражи принадлежала царскому сыну Малкии). — В Иер 37:15 и 38:26 говорится, что тюрьма, куда заключили Иеремию, располагалась в доме писца Иегонатана.

Эведм`елех, эфиоп, евнух при царском дворце, услыхал, что Иеремию бросили в яму. Царь в это время сидел у Вениаминовых ворот. Эведмелех вышел из царского дворца и сказал царю:

9  — Владыка мой, царь! То, что сделали эти люди с пророком Иеремией, — злодейство! Они бросили его в яму, и он умрет там от голода, ведь в городе нет уже хлеба.

10 Царь приказал Эведмелеху, эфиопу:

— Возьми отсюда тридцать человек и подними пророка Иеремию из ямы, пока он не умер.

11 Эведмелех взял с собою людей и пришел в царский дворец, в кладовую одежды. Он забрал оттуда старые тряпки и изношенную одежду и спустил всё это на веревках в яму к Иеремии. 12 Эведмелех, эфиоп, сказал Иеремии:

— Обвяжи себя веревкой под мышками, а под веревку подложи старые тряпки и изношенную одежду.

Иеремия так и сделал. 13 Стали поднимать Иеремию на веревках и вытащили его из ямы. И остался Иеремия на дворе стражи.

38:11 ... в кладовую одежды. — Перевод по конъектуре (ср. 4 Цар 10:22). В масоретском тексте: "...под сокровищницу".

14 Царь Седекия послал за ним. Привели пророка Иеремию к третьему входу Дома господнего, и там царь сказал Иеремии:

— Я спрошу тебя, а ты ничего от меня не скрывай.

15 Иеремия сказал Седекии:

— Если поведаю тебе, разве ты не предашь меня смерти? Если посоветую, ты меня не послушаешь.

16 Царь Седекия тайно поклялся Иеремии:

— Жив ГОСПОДЬ, который дал нам жизнь! Я не предам тебя смерти и не отдам в руки тех, кто смерти твоей жаждет.

17 И сказал Иеремия Седекии:

Так говорит ГОСПОДЬ, Бог Воинств, Бог Израиля:

— Если ты выйдешь к военачальникам царя вавилонского, ты спасешь свою жизнь, и город этот не будет сожжен огнем. Ты останешься жив, вместе со всем своим домом. 18 Если же не выйдешь к военачальникам царя вавилонского, этот город будет отдан халдеям, они сожгут его огнем, и сам ты не спасешься от их рук.

19 Царь Седекия ответил Иеремии:

— Я боюсь иудеев, которые перебежали к халдеям. Если меня выдадут им, они надо мной надругаются.

20  Иеремия сказал:

— Не выдадут! Повинуйся словам господа, которые я возвещаю тебе, и будешь ты благополучен, спасешь свою жизнь. 21 Если же ты откажешься выйти из города — то слушай, какое видение явил мне ГОСПОДЬ: 22 вот, всех жен, оставшихся во дворце царя Иудеи, уводят к военачальникам царя вавилонского, и говорят эти женщины:

"Подстрекали тебя, убедили друзья твои!
А когда увяз ты в трясине, они бежали".

23  Всех твоих жен и сыновей уведут к халдеям, и сам ты не спасешься от рук халдеев, будешь схвачен царем Вавилона, а город этот будет сожжен огнем.

24 Седекия сказал Иеремии:

— Пусть никто не узнает об этом, и тогда ты останешься жив. 25 Если вельможи прослышат, что я говорил с тобою, придут к тебе и скажут: "Расскажи-ка, что ты сказал царю и что царь сказал тебе; ничего от нас не скрывай, иначе мы убьем тебя", — 26 ответь им: "Я умолял царя не возвращать меня в дом Иегонатана, на верную смерть".

38:23 ... а город этот будет сожжен огнем. — Перевод по Септуагинте (ср. Иер 38:17). Масоретский текст: "... а город этот ты сожжешь огнем".

38:26 ... ответь им: "Я умолял царя не возвращать меня в дом Иегонатана, на верную смерть". — Судя по Иер 37:20, так оно и было. Таким образом, царь предлагает пророку не солгать, а лишь не полностью пересказывать состоявшийся разговор.

27 И пришли к Иеремии вельможи, стали его расспрашивать. Иеремия ответил им так, как велел царь. И вельможи больше ни о чем его не спросили, ведь никто не знал, о чём был тот разговор.

28 Иеремия оставался на дворе стражи до того дня, когда Иерусалим был взят.

И вот, Иерусалим был взят.

 

39 В девятый год правления Седекии, царя Иудеи, в десятом месяце, Навуходоносор, царь Вавилона, со всем своим войском подошел к Иерусалиму и осадил его.

В одиннадцатый год правления Седекии, в девятый день четвертого месяца, городская стена была пробита. Вельможи царя вавилонского вошли в город и воссели у Средних ворот. Это были: Нерг`ал-сар— `эцер из Самг`ара, Нев`у-сар-сех`им, начальник евнухов, Нергал-сар-эцер, военачальник, и все остальные вельможи царя вавилонского.

Увидев это, Седекия, царь Иудеи, и все воины бежали — ночью они вышли из города через царский сад, через ворота между двумя стенами, и отправились по дороге на Арав`у. Войско халдеев пустилось за ними в погоню и настигло Седекию на Иерихонской равнине. Схватили Седекию и привели к Навуходоносору, царю Вавилона, в Ривл`у, что в земле Хам`ат, и там Навуходоносор объявил ему приговор. В Ривле, на глазах у Седекии, царь Вавилона убил его сыновей, и всю знать Иудеи перебил царь вавилонский. Затем он ослепил Седекию, заковал его в цепи и увел в Вавилон.

Царский дворец и дома простолюдинов халдеи сожгли огнем, а стены Иерусалима разрушили. Затем Невузарад`ан, начальник телохранителей, увел в Вавилон уцелевших жителей города, перебежчиков, перешедших к нему, и весь оставшийся народ. 10 Лишь часть бедняков, тех, у кого ничего не было, Невузарадан, начальник телохранителей, оставил в Иудее и дал им виноградники и поля.

Комментарий к гл. 39:
из "Брюссельской" Библии

39:1 В девятый год правления Седекии... в десятом месяце, Навуходоносор... подошел к Иерусалиму... — 588 г. до н. э. Параллельный рассказ о падении Иерусалима содержится в Иер 52 и 4 Цар 25. Первые десять стихов этой главы совпадают, за исключением некоторых деталей, с Иер 52:4-16 и 4 Цар 25:1-12.

39:2 В одиннадцатый год правления Седекии, в девятый день четвертого месяца, городская стена была пробита. — 586 г. до н. э.

39:3 Вельможи царя вавилонского войти в город и воссели у Средних ворот. — Эта деталь и название ворот упоминаются только здесь.

∙ Это были... — В списке вавилонских военачальников и вельмож, который следует далее, вавилонские имена перемежаются с титулами. Не всегда ясно, что стоит здесь за масоретским текстом — передача имени или титула. В Иер 52 и 4Цар 25 список вельмож отсутствует.

∙ ... Нергал-сар-эцер из Самгара, Неву-сар-сехим, начальник евнухов... — В масоретском тексте эти имена переданы иначе: "... Нергал сар-эцер, Самгар-неву, Сар-сехим, начальник евнухов..." Наш перевод основывается на следующих соображениях: 1) из множества известных нам вавилонских имен ни одно не содержит элемента, который мог бы коррелировать со словом Самг`ар; 2) в вавилонских источниках упоминается зять Навуходоносора Нергал— арри-упур, владыка Син-магира (Син-магир — область на севере Вавилонии); 3) многие вавилонские имена начинаются с Набу (имя бога) — например, имя Навуходоносор (Набу-кудурри-уцур); 4) в Септуагинте еврейскому Самгар-неву, Сар-сехим соответствует Самагот, Навусахар.

∙ ... Нергал-сар-эцер, военачальник... — По-видимому, тот же Нергал-сар-эцер, с которого начинается список вельмож. Слово "военачальник" — предположительный перевод древнееврейского слова рав-маг, которое, в свою очередь, передает какой-то вавилонский титул. Иное понимание: "начальник астрологов, магов".

39:4 ... Седекия, царь Иудеи, и все воины бежали... — Согласно Иер 52:7, вавилоняне в тот момент еще не вошли в город. Скорее всего, в 39:3 описаны события, которые произошли не до, а после бегства Седекии и его воинов.

∙  Арава — так называется в Библии долина, протянувшаяся от Галилейского моря на севере до Акабского залива на юге.

39:5 Ривла — город в Сирии, на берегу реки Оронт, в 11 км к югу от Кадета. За двадцать лет до описываемых событий фараон Нехо II взял в Ривле под стражу иудейского царя Иоахаза (4Цар 23:33).

∙  Земля Хам`ат — область в Сирии с центром в одноименном городе (современный город Хама).

39:9 ... Невузарадан, начальник телохранителей... — Тот же титул носил Потифар (Быт 37:36). Другое понимание этого титула: "начальник поваров".

11 Навуходоносор, царь Вавилона, отдал Невузарадану, начальнику телохранителей, такой приказ об Иеремии:

12 — Забери его и позаботься о нем. Не делай ему никакого зла; как он тебе скажет, так и поступи с ним.

13 Невузарадан, начальник телохранителей, а также Нев`у-аз-б`ан, начальник евнухов, Нергал-сар-эцер, военачальник, и остальные вельможи царя вавилонского 14 послали за Иеремией. Они забрали его со двора стражи и передали Гедалии, сыну Ахикама, внуку Шафана, чтобы тот отправил Иеремию домой. Так Иеремия остался среди своего народа.

15 Когда Иеремия был еще в заключении на дворе стражи, было ему слово ГОСПОДНЕ:

16 — Иди и скажи Эведмелеху, эфиопу:

Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля:

— Теперь Я исполню слова Мои об этом городе, не на благо ему, а на горе! Настанет день, и ты увидишь это воочию. 17 Но тебя Я избавлю в тот день, — говорит Господь, — ты не попадешь в руки людей, которых ты боишься, 18 ибо Я спасу тебя. Ты не падешь от меча, жизнь и будет тебе наградой, ибо ты на Меня уповал, — говорит ГОСПОДЬ.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предолжения по содержанию рассылки  — со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.info
>Форум сайта<

Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах...


В избранное