Возлюбленные о Господе братья и сестры, сегодня мы с вами слышали несколько чтений, как апостольских, так и евангельских, соединённых с праздниками сего воскресного дня.
Сегодня у нас не только маленькая Пасха, не только воскресенье, в которое мы воспоминаем Воскресение Господне, но сегодня и день одного из очень великих святых Русской
Православной Церкви, день святого преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.
Сегодняшнее апостольское чтение (послание апостола Павла к коринфянам) начинается очень странными словами: словами о чуде Крестной силы. Слово о Кресте для нас является загадкой.
Потому что для людей погибающих оно кажется сумасшествием, а для нас, людей, спасаемых Богом, оно является воплощением Божественной силы. Действительно, это так и есть, дорогие братья и сестры,
потому что Крест, этот символ христианской веры, является на самом деле и на первый взгляд, символом весьма неудобным. Нам кажется, откажись от креста, откажись от этого внешнего
символа, и у нас пропадут трения и с иудеями, и с мусульманами. Но, отрекаясь от силы крестной, мы отречёмся и от Спасителя мира, от нашего избавителя и искупителя, от нашего Господа Иисуса
Христа. Именно поэтому апостол Павел и говорит о том, что основанием нашего спасения была крестная смерть Спасителя. Эта позорная, страшная смерть, на которую был отправлен Богочеловек,
не совершивший в своей жизни ни одного греха, ни одного преступления, ни одной глупости или ошибки.
Подчёркивается эта божественная сила и в в отрывке из Евангелия от Матфея, где нам напоминается, как Господь насытил пять тысяч людей в пустыне (пять тысяч мужчин, не считая женщин и детей)
пятью хлебами и двумя рыбами.
Интересна сама канва повествования, которая, несмотря на внешнюю простоту, скрывает в себе массу весьма интересных символов. Мы видим, что Господь просит своих учеников накормить то
множество народа, которое следует за ним вплоть до пустыни, желая получить не только исцеление, но и услышать Его наставления, Его проповедь, наполненную живыми словами силы, которую
люди ощущают. Ибо Господь учил не как книжники и фарисеи, проповедь которых народу была знакома, а как власть имеющий, как имеющий силу и Божественную премудрость...
Время настало позднее и ученики спрашивают Господа: что будем мы делать с этим народом? Купить еды негде, отпускать их куда-либо голодными тоже странно. И тогда Господь спрашивает:
что есть у нас? Тем самым как бы обращая внимание учеников, что можно воспользоваться малым, а именно тем, что есть у них. Вот это "малое" - символ той Божественной благодати, которая
находится у нас в сердцах, будучи заглушенной нашими грехами и нашим невежеством. Но если на это "малое" опереться в нашей вере, то Господь сам пошлёт нам в помощь Свою призывающую и
укрепляющую благодать, сумеющую совершить переворот в нашей душе.
Господь не случайно говорит людям разместиться на траве, на острой, сухой траве пустыни. Это опять о "малом", о том, что есть у нас под рукой, что есть в нашей жизни.
И потом происходит чудо. Господь принимает из рук своих учеников пять хлебов и две рыбы. Святитель Феофилакт, епископ БОлгарский, толкующий это место, подозревает, что под пятью
хлебами именуются пять книг закона Моисеева: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Как бы отправная точка, через которую люди имеют первое сверхъестественное откровение от Господа,
первый, сверхъестественным образом, данный закон, из которого явно можно произвести и вторую часть. Ту часть, которая полностью раскрывает смысл закона и на котором она основывается. Это
символ двух рыб. Это символ, с одной стороны, книг евангельских и, с другой, книг апостольских.
Сам символ рыб не случаен. На греческом языке слово "рыба" звучит как "ИХВИС". Если взять каждую из этих пяти букв, то из них древние христиане выводили анограмму (предложение, состоящее
из пяти слов): Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. И вот, символ этих двух рыб прекрасно подчёркивает двухстороннюю опору христианина: как на слова Господа, так и на слова Его учеников.
Другими словами, как на Божественное Откровение Священного Писания, так и на Священное Предание.
Когда Господь принимает из рук своих учеников эту малую еду, эти пять хлебов и две рыбы, первое, что Он делает - возводит глаза к небу, обращаясь к Своему Небесному Отцу с просьбой
о помощи, тем самым показывая и нам, что нам в своей жизни не стоит полностью полагаться на свои силы, начиная то или иное дело. Нам, в первую очередь, следует искать опоры в делах и
начинаниях у Отца нашего Небесного, если даже Божественный Сын, являющийся 100-процентым Богом и 100-процентным Человеком, не стесняется на виду у всех людей попросить помощи у
Отца Своего Небесного.
И после того, как происходит чудесное умножение через благословение и преломление хлебов и рыб, Господь даёт еду через Своих учеников, подчёркивая, тем самым, необходимость Церкви. В
современном обществе, у современных еретиков, то есть у тех людей, которые отрицают необходимость Церкви, как необходимого посредничества между Богом и человеком, забывается
именно вот этот символ, в котором Господь всегда передавал свои благодатные дары через Своих учеников.
Когда Он через своих учеников распределяет людям хлеб и рыбу, подчёркивается необходимость Церкви, необходимость института, основанного Господом и существующего через учеников на земле.
Как когда-то Господь, обратившись к своим ученикам, сказал: примите духа Святого, им же отпустите грехи, отпустятся им, а всё, что удержите, - удержится. То же самое происходит и здесь,
когда Господь передаёт людям то вещественное, что люди могут осязать руками и то, что может насытить их тела и избавить их от голода в этой пустынной местности. И люди едят и насыщаются.
И остаётся ещё 12 полных коробов. Вот эти 12 коробов являются как бы символами 12 учеников, каждый из которых получает с собой, как бы в нагрузку, эту божественную пищу. И особенно
страшным является то, что один из этих коробов получает и будущий предатель Иуда Искариотский. Он получил эти благодатные дары, если мы аллегорически понимаем это место Священного
Писания, но растратил их не для того, чтобы питать нуждающихся, а, в первую очередь, для питания своего собственного самолюбия и сознания собственной значимости.
И вот, братья и сестры, опять возвращаясь к апостольскому чтению, которое неразрывно сосуществует с чтением евангельским, что мы можем сказать? Да то, что всё в нашей жизни должно
твориться и приниматься от Бога исключительно для того, чтобы пронести имя Божие и дать Ему славу. Как в Священном Писании читаем: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему славу дай.
И вот это желание в первую очередь принести благодатные дары нуждающимся, воплотил в своей жизни святой преподобный Сергий Радонежский. Слово "преподобный" не случайно происходит
от слова "подобие", являясь как бы второй стороной монеты в смысле нашего сотворения. Человек был сотворён по образу и по подобию Божию. Образ Божий существует в каждом из нас. Это
наше желание творчества, это наша бессмертная душа. А вот подобие Божие каждому из нас, братья и сестры, необходимо с трудом достигать. Когда наше творчество начинает направляться
к благим и добрым последствиям, когда мы действительно становимся соработниками на ниве Божией, когда те дары и таланты, которые вручил Отец наш небесный, мы начинаем использовать по
надлежащему направлению, к надлежащей цели.
И пусть, по молитвам святого преподобного Сергия Радонежского, даст нам Господь такое же дерзновение, даст нам силы понять, в чём призвание каждого из нас, чтобы наши таланты не
зарывались в землю, а приносили плоды, кому в пять, кому в десять, а кому и в сторицу раз.
Аминь.
Особая тема: юбилеи протоиерея Петра Карпинского и диакона Сергия Конрада
В этот день наша церковь отмечала сразу два юбилея: 60-летие протоиерея Петра Карпинского и 40-летие диакона Сергия Конрада.
Из далёкой Финляндии юбиляры получили благодарственные письма от нашего владыки архиепископа Лонгина Клинского. Их зачитал священник Алексий Рыбаков. Вот что говорится в письме к
протоиерею Петру Карпинскому:
"Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Петр,
в сегодняшний святой и памятный день разрешите мне, от имени всего клира и всех чад Покровского ставропигиального прихода, выразить вам наши поздравления к вашему 60-летнему юбилею.
Уже многие годы трудитесь вы на ниве Христовой, то есть в нашем приходе, сначала как иподиакон, потом как диакон, потом как священник и наш архивариус. Для вас, как человека запада,
было не так легко привыкнуть к нашей традиции и нашей практике. К тому же, для вас пришло и следующее испытание, выразившееся в том, что русский язык был введен как богослужебный
язык прихода, соразмерно с тем, как росло число наших русскоязычных прихожан. Тем не менее вы регулярно, как священник, выполняли свои обязанности.
На праздник святой Пасхи, светлого Воскресения Господнего, вы и ваша деятельность были высоко оценены святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом и вы были удостоены
сана протоиерея. Но это, как часто говорит сам патриарх, должно служить для вас не только знаком благодарности, но и стимулом для ваших новых задач и духовного прогресса.
В нашем приходе снова растёт необходимость и затребованность в немецком языке. Новое поколение, наша молодёжь, часто понимает немецкий язык намного лучше, чем русский. И именно поэтому
мы желаем, чтобы вы приняли на свои плечи новое задание - принести для молодёжи православие. Именно поэтому вам ни в коем случае нельзя забывать или отодвигать в сторону ваш родной
язык.
Вы уже в течение долгого времени возглавляете инициативную группу немецких прихожан в нашем приходе. Мы очень рады и благодарны вам за ваши дела. Мы также надеемся, что
апостольская ревность и смирение при работе в этом кружке немецких прихожан будет и дальше продвигать православную веру в Германии и впредь продолжать её утверждать.
Нам очень жаль, что у нас нет финансовых возможностей содержать вас со стороны нашего прихода как священника и тем самым избавить вас от многих проблем. В то же время мы обещаем вам,
что этот вопрос мы будем представлять и представляем перед руководством нашей церкви и постоянно напоминаем о необходимости финансировать ваше служение.
Дорогой отец Пётр, в этот праздничный день я призываю благословение Божие, а также молитвы Божией Матери и вашего небесного покровителя первоапостола Петра. Желаем
вам хорошего здоровья и огромного терпения нести свой крест, который вы, как и апостол Пётр, добровольно возложили на свои плечи.
И именно тогда благодать Божия и любовь Бога Отца будет всегда присутствовать с вами.
С любовью во Христе, ваш архиепископ Лонгин".
К данному благодарственному письму священник Алексий Рыбаков добавил ещё несколько слов:
"Дорогой отец Пётр, я присоединяюсь к словам нашего дорогого владыки Лонгина и хочу сказать немного о 60-ти годах, вашем 60-летнем юбилее в библейском контексте.
60 лет - цифра не случайная. Мы знаем, что израильский народ в ветхозаветное время 40 лет странствовал по пустыне и ещё 20 лет понадобились для того, чтобы захватить под свой контроль
Землю Обетованную. Я желаю вам со своей стороны такого же терпения, какое имел Моисей по отношению к жестоковыйным иудеям, водя их 40 лет по пустыне, и такую же ревность и смелость
в проповеди слова Божия, которую имел при завоевании Обетованной Земли Иисус Навин, - первый судья народа израильского.
На многая лета, отец Пётр".
К поздравлениям отца Алексия присоединился и отец Андрей.
Ваше благовестие, дорогой отец Сергий,
в сей знаменательный и памятный для вас день я имею честь от имени клира и прихожан нашего Покровского прихода сердечно поздравить вас с вашим 40-летием.
С детства возлюбили вы храм Божий и на родине активно жили жизнью церкви. По промыслу Божию вы были вынуждены покинуть ваше земное отечество и переселиться в чужую для вас страну.
Трудности с языком и работой не оттолкнули вас от церкви Христовой. По пожеланию вашему вы были рукоположены в высокий сан диакона, дабы служить в храме Божием, быть воистину диаконом,
как это было в древней церкви.
Материальное положение прихода не даёт нам, к сожалению, возможности зачислить вас штатным диаконом, а это означает, что вы вынуждены зарабатывать хлеб насущный на мирской работе.
Выражаю вам благодарность за ваши труды. Мы желаем вам благословения Божия, заступничества Пресвятой Богородицы и вашего небесного покровителя преподобного Сергия Радонежского чудотворца...
Да хранит вас Господь.
Лонгин, архиепископ Клинский."
Отец Алексий Рыбаков от себя лично выразил диакону Сергию Конраду слова благодарности за ревностное служение при храме, сначала когда-то иподиаконом и теперь диаконом. Отец Алексий
пожелал диакону Сергию не забывать о том, что цель диаконского служения - помощь священству. Потому, как апостолы, избирая первых семь диаконов, сказали, что не их дело,
забыв о проповеди Христовой, печись о столах. И вот именно это служение у Стола с большой буквы, у Престола Божия, как раз и характеризует диакона Сергия как диакона, как земного ангела и
небесного человека. Того, кто возглашая ектении и возвещая слово Божие в чтении святого Евангелия, способствует совершенно гладкому и совершенно спокойному и чинному
христанскому богослужению...
Такие же тёплые слова приложил к поздравлениям и протоиерей Андрей Мамич, плотно опекающий диакона Сергия в мирской жизни и заботящися о его непрерывном духовном возрастании.
E-Mail: a@palomnik.org
Tel: +49 211/879 36 22
Данная страница является частным мнением её автора и не может представлять
официальную позицию какой-либо организации.