Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами празднуем сразу несколько интересных святых и день памяти
явления иконы Божией Матери "Троеручица". Во-первых, перенесение мощей мучеников бессребреников и
чудотворцев Кира и Иоанна, во-вторых, преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев и, в-третьих,
вспоминаем эту интересную чудотворную икону Божией Матери "Троеручицу".
Часто у многих возникает вопрос, почему же икона Божией Матери изображается с тремя руками? Возникают
какие-то странные мысли о каком-то созвучии этой древней христианской иконы с какими-то странными
восточными культами и так далее, и так далее. Это вовсе не так. Дело в том, что со
святым Иоанном Дамаскиным произошла очень странная и трагическая история. Он прогневал султана, у которого
являлся одним из весьма важных вельмож, и тот приказал отрубить святому Иоанну Дамаскину руку. Святой Иоанн
провёл всю ночь в молитве перед образом Божией Матери. За старые заслуги святому позволили забрать с собой
отрубленную руку. И после горячей молитвы перед иконой Божией Матери Иоанн Дамаскин приложил отрубленную руку
к месту, где всё ещё находиласт кровоточащая рана. И его рука чудесным образом приросла и рана чудесным
образом исцелилась.
В благодарность об этом чуде святой Иоанн Дамаскин изготовил руку из серебра и приложил её к иконе Божией
Матери. И вот с тех пор мы празднуем память иконы Божией Матери под названием "Троеручица". Именно поэтому
на этой иконе изображены не две, а три руки.
Почему очень сложно рассказывать о таких житиях? Да потому, что кроме как на основании житий, нигде никогда
такие чудеса не фиксировались, и воспоминания о них находятся всегда в плоскости нашего священного
церковного предания. Было бы странно предполагать, что султан мусульманин стал бы записывать такое
чудесное событие, как исцеление его царедворца после молитвы у иконы Божией Матери, в которую сам султан
не мог верить. Именно поэтому существует большое количество разночтений этого жития и разночтений появления
этого чудотворного образа иконы Божией Матери "Троеручица".
На Руси этот образ был почитаем с времён появления христианства. Уже святые Кирилл и Мефодий составили
текст службы иконе Божией Матери "Троеручица".
За богослужением мы сегодня слышали текст из Евангелия от Луки, в котором вспоминалось событие о том, как
Господь находился в доме Марфы и Марии и их брата Лазаря. Как говорит сегодняшнее повествование, Господь
устал с дороги и вошёл в дом к этим двум женщинам. Одна из этих женщин по имени Марфа, возилась по хозяйству,
стараясь как можно лучше принять Господа, а Мария села у Его ног и слушала те слова, которые говорил Господь.
Марфа, беспокоясь о том, что она не успевает приготовить достойный стол для Господа, сказала: "Мария, оставь
Господа в покое, приди ко мне и помоги мне, ибо я не справляюсь". Господь же остановил её и сказал: "Марфа, ты
печёшься и говоришь о многом, но тебе сейчас требуется нечто иное. Вот Мария выбрала добрую часть, которая от
неё уже не отнимется".
Для нас не вполне понятно: осудил ли Господь при этом Марфу, или не осудил? На самом же деле, конечно, Господь
не осудил Марфу, он просто сказал, что в данный момент было бы неплохо, если бы Марфа побыла рядом и
послушала те слова, которые сказаны Марии с тем, чтобы потом не повторяться.
В первые века христианства возникло много различных лжеучений, различных лжепониманий тех слов, которые
говорил Господь. Одним из таких учений была так называемая гностическая ересь, в которой вот эти самые слова
о Марфе и Марии понимали исключительно аллегорически. Под Марией, мол, понимается наша душа, а под Марфой
понимается наша плоть, наше грешное тело. И говорили, что заботиться стоит только исключительно о нашей душе,
пренебрегая своим телом. Но из самого текста мы видим, что такое толкование не является правильным. Господь не
осуждает Марфу и Его слова, обращенные к ней, высказаны в позитивном ключе. Господь хвалит её стремление. Не
случайно и потом в священном Писании мы встречаем множественные указания о том, что тот, кто помогает
распространению слова Божиего в меру своих сил, в меру своих возможностей, тот получает награду возвестителя
Священного Писания.
Мария, находившаяся у ног Господа, конечно же не пропустила ни одногог слова, но она и не помогла Марфе
позаботиться о том, чтобы Господа принять достойным образом.
Почему эта притча о Марфе и Марии читается практически на каждый праздник Божией Матери? А именно в силу
того прибавления, которое стоит после этой притчи. Дословно: "И в то время, когда Он сказал это, возвысила некая
женщина голос от народа и сказала Ему: благословенно чрево, Тебя носившее и сосцы, из которых питали Тебя
грудным молоком". То есть именно в конце этого повествования находятся слова, благословляющие чрево, родившее
Господа и выносившее Его, то есть слова, благословляющие Матерь Божию.
Зачем же в этой притче для нас изображены Марфа и Мария? Да дело в том, что сама Матерь Божия в своей жизни
как раз сумела в себе достойным образом сочетать оба качества. Она заботилась как Мать о своём Божественном
Сыне, а с другой стороны сохраняла в сердце своём все те слова, которые Он произносил в Своей жизни и всё то
учение, которое Он нёс нам.
Мы очень часто можем сравнить Господа с тремя людьми определённых профессий. Господь был как бы
возвестником, глашатаем воли Своего Божественного Отца. Господь был учителем заповедей и законов. И Господь
был исцелителем. Он был сострадательным человеком, который видя скорби и нужды людей, обращался к ним и нёс
им имя Своего Божественного Отца, имя которому "Любовь". И вот все эти три дела Господь сумел довести до их
квинтэссенции, до их высшего логического завершения, до Своей крестной смерти, исполнения дела нашего
спасения и искупления, Своего Воскресения и Вознесения.
Сегодня, братья и сестры, когда мы поздравляем друг друга с празником воскресного дня, то обращаемся в
мыслях наших к тому, что является основанием для этого. А вот это непрекращающееся воспоминание Пасхи Господней,
Божественного Воскресения Спасителя.
В нашей жизни вокруг нас непрестанно происходят чудеса, которые мы часто не замечаем, но которые есть. Мы
часто не обращаем внимания на то, что в нашей жизни наступает определённый переломный момент и мы отходим
от той или иной плохой привычки. И даже не обращаем внимания на то, что на самом деле это чудо. Мы видим, что
человек, который был плохим, становится вдруг хорошим и начинает каяться в тех своих ошибках и глупостях,
которые он до сих пор совершал. Но мы не замечаем этого. Для нас почему-то более важным кажется такое чудо, которого
требовали иудеи во время жизни Господа на земле. Но Господь как раз и показал, что основное чудо происходит
не вне человека, а на уровне нашего сердца.
И вот пусть в наших сердцах Господь тоже поможет совершиться небольшому чуду. Чтобы Господь прикоснулся
к сердцу каждого из нас и подал исцеление от более страшных болезней, чем слепота или проказа. Чтобы Господь
подал нам исцеление от бездны наших грехов. И глупостей.
Аминь.
Особая тема: день рождения диакона Георгия Микка
В сей воскресный день нашему дорогому диакону Георгию Микку приключилось 64 года. По этому поводу священник
Алексий Рыбаков сказал следующее:
- Дорогие братья и сестры, вы сразу поняли, что сегодня наш дорогой отец-диакон Георгий стал моложе ещё на
один год.
Как я сегодня уже заметил, Господь в своей жизни исполнял три дела: Он был Возвестителем, Учителем и
Исцелителем. Это, в принципе, соответствует трём степеням священнической иерархии. И вот отец Георгий, неся
ангельское служение диакона, со своим таким же ангельским глубоким голосом, как раз возвещает нам Евангелие
Господне, как раз является представителем, достойным этой первой степени священства - диаконства.
В древности, на Руси, обычное обращение к диакону, тем более, к диакону, относящемуся к белому, женатому
духовенству, было "Ваше Благовестие". Так что, Ваше Благовестие, отец Георгий, мы очень рады тому, что вы
радуете нас своим чудесным голосом и даёте нам правильные интонации, помощь в правильном понимании истин
Священного Писания, и раскрываете нам своим голосом радость и предвкушение той славы, которую мы когда-нибудь
надеемся увидеть и в Царствии Божием, в котором непрестанно херивимы и серафимы своими голосами хвалят
Господа.
И вот я, от имени всех здесь присутствующих, желаю вам, чтобы вы и в дальнейшем, становясь всё моложе и моложе,
с течением времени, тем не менее, могли хвалить Господа. И хотим подарить вам вот этот букет. Он тоже очень
не случаен. В своём центре у него подсолнечник. Как цветок подсолнечника в своей жизни постоянно следит за
солнцем, поворачивая свою чашечку вслед за ним, так и мы желаем вам, чтобы ваша душа, в любом моменте
вашей жизни, пусть хорошем, пусть плохом, всегда обращалась к Солнцу Правды, Господу, и следила за Ним, не
отвращая взгляд ни вправо и ни влево. Как в Откровении святого Иоанна Богослова читаем: - знаю твои дела; ты
ни холоден, ни горяч: о, если бы ты был холоден, или горячь! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то
извергну тебя из уст моих. (Иоанн, Откровен., 3ж, 15-16).- В вас мы видим как раз горячность, видим в вас
рвение и мы рады тому, что вы находитесь с нами и ободряете нас своим рвением и заражаете нас этим же
рвением горячей любви к Господу. Помоги Господь. -
В ответном слове диакон Георгий произнёс:
- Спасибо за помощь, когла вы поёте. Сегодня хор был просто потрясающим. Пели... ну, наверное знали, для чего
пели. И спасибо вам, что мы вместе молимся. Когда я произношу ектении, то кажется, что вы произносите их
вместе со мной. Я чувствую это спиной. По крайней мере в том момент стоит такая тишина, мне кажется, что это
тишина молитвенная. Дай Бог, чтобы нам ещё много-много лет удалось встречаться здесь в церкви, молиться, а уж
если я смогу помочь в молитве за кого-то или кому-то, буду очень рад. Спаси Господи всех. Храни вас Господь. -
E-Mail: a@palomnik.org
Tel: +49 211/879 36 22
Данная страница является частным мнением её автора и не может представлять
официальную позицию какой-либо организации.