Есть праздники, не писать о которых - нельзя, но писать - страшно, потому
что любое прикосновение к ним есть прикосновение к тайне, человеческим
языком невыразимой, есть попытка измерить неизмеримое, описать, хотя и
бывшее однажды, тем не менее - неописуемое.
В январе Православная Церковь празднует событие, равного которому в
мировой истории нет - Рождество нашего Господа Иисуса Христа, воплотившагося
от Марии Девы и вочелаветшася, как радостно свидетельствует об этом
Никео-Цареградский Символ веры.
Произошло неслыханное: Творец мира и его Владыка, могущество Которого
невозможно и вообразить, явил себя всемилосердным Царем, для спасения
окончательно заблудившегося на погибельных путях человечества принимающего
на Себя образ тленного, падшего человеческого существа. Ни одна мировая
религия, кроме христианства, не предлагает такого высокого образца
предельного умаления: самим Своим Рождеством Бог как бы указывает всем нам,
что подлинное преображение и обновление возможно только на путях
самоуничижения и жертвенности.
Вспомним, где во Вселенной располагается планета Земля - блаженный
островок, населенный разумными и совестливыми существами? В центре? У мощных
светил? Нет; на самой окраине Млечного Пути, у светила ничем не
примечательного. И на эту планету сходит Господь.
Но куда, зададимся теперь вопросом, куда Он сходит? В царственный,
надменный Рим, окруженный тысячью покоренных племен? Нет; во второстепенную
провинцию, совсем недавно сломленную мощью железных римских легионов. Но и
там - не в столицу, не в Иерусалим, а в захудалый городок. И не в царском
дворце, и даже не в дому благоугодно было родиться Господу, а - в хлеву,
среди бессловесных животных, которым наши Святые Отцы во многом уподобляют
человечество, не просвещенное светом Христовой истины. Семьей Создателя
стала не императорская и не царская фамилия, а - семья простого плотника, не
мир ощутившая, но сразу почувствовавшая вознесенный над Богомладенцем меч:
ведь тысячи младенцев были истреблены в Иудее царем Иродом, заподозрившим в
Родившемся претендента на его, Ирода, престол, - истреблены во имя Божие.
Младенцы эти первыми возвестили и как бы предначертали мученический и
исповеднический путь Церкви Христовой среди нашего лежащего во зле мира.
Высоко назначение человека в мире. Чрезвычайно высоко.
Сам Господь, говоря апостолам: "дана Мне всякая власть на небе и на
земле" (Мтф., 28: 18), - подразумевает и то, что власть эту однажды
разделит с Ним и Его человечество. Но - прежде, чем соцарствовать со
Христом, необходимо научиться самоумалению, смирению, нищете духа. Научиться
отдавать, прежде чем принять из рук Господа царский венец, который, по
существу, есть венец мученический, венец, подаваемый тому, кто не усомнился
пойти путем Христовой любви и отдать себя всего ближнему. Таковы - самые
важные качества гражданина Божиего Царства. И на необходимость приобретения,
а точнее - восстановления в себе этих важнейших качеств указывает нам
совершившееся Христово Рождество.