С этим человеком связана одна из самых необыкновенных легенд, бытовавших
в русском освободительном движении: будто бы однажды император Александр
III, обходя угрюмые казематы Алексеевского равелина Петропавловской крепости
и выслушивая рассказы заключенных политических преступников о своей
невиновности, только от Тихомирова услышал, что он здесь находится
совершенно заслуженно, и - повелел отпустить, ибо негоже содержать одного
преступника среди стольких невинных людей. Впрочем, эту легенду относили
потом ко многим: По отношению к Тихомирову легенда интересна тем, что вот
так, специфически-остроумно, при помощи ее пытаются объяснить событие, по
мнению революционеров, необъяснимое: перерождение, предательство одного из
лидеров террористической организации "Народная Воля", совершившей
цареубийство, переход его с позиций крайнего революционаризма в стан врага:
переход, совершенный не в минуту душевной слабости, крайней опасности, по
принуждению, а напротив - обдуманно, с холодной, ясной головой. Очевидно,
речь шла не о банальном предательстве, связанном с малодушием. Дело было в
преображении, в столь явном прикосновении Божием, что даже после Октябрьской
революции большевики - вообще очень злопамятные и не дававшие спуску врагам
- Тихомирова тронуть не посмели: он пережил годы страшного красного террора
и умер в своей постели 10 октября 1923 г.
Лев Александрович Тихомиров был человеком незаурядным: профессиональный
революционер в молодости и профессиональный контрреволюционер в зрелом
возрасте. Сочетание настолько редкостное, что так, навскидку, вспомнишь
только одного, подобного ему, - знаменитого Михаила Муравьева-Вешателя,
счастливо избежавшего виселицы или каторги за декабристские симпатии и
превратившегося в непримиримого и бескомпромиссного борца с революционным
прогрессизмом. Но Муравьев - тот был практик, стратег. Отсюда и прозвище,
данное ненавистниками. Тихомиров же стал настоящим идеологом монархизма -
рыцарем монархической идеи, автором фундаментального тысячестраничного
исследования "Монархическая государственность", в котором он компетентно
отмел, как антинаучный хлам, господствовавшие в обществе представления о
некоей предопределенности эволюции власти в сторону демократии.
"Необходимо признать, - писал он, - все эти три формы власти <монархию,
аристократию и демократию> особыми, самостоятельными типами власти, которые
не возникают один из другого: Это совершенно особые типы власти, имеющие
различный смысл и содержание. Переходить эволюционно один в другой они никак
не могут: Сами по себе основные формы власти ни в каком эволюционном
отношении между собою не находятся. Ни один из них не может быть назван ни
первым, ни вторым, ни последним фазисом эволюции. Ни один из них, с этой
точки зрения, не может быть считаем ни высшим, ни низшим, ни первичным, ни
заключительным:"
Таков ответ русского ученого на либеральный миф о демократии как
неизбежной и наилучшей форме государственности.
В 1913-1918 г.г. Тихомировым был написан другой выдающийся труд -
"Религиозно-философские основы истории", - в котором впервые на русском
языке человеческая история была проанализирована через призму религиозного
видения. Рассматривая историю как поле битвы двух глобальных, претендующих
на универсальность мировоззрений - дуалистического и монистического, -
Тихомиров по существу дал бой всё подминавшему под себя материализму и тем
модным социологическим концепциям (особенно марксистским), которые в
подоплеке своей содержали осужденный Церковью хилиазм. При этом, пророчески
отмечал он, "материализм уже не выдерживает натиска нового мистицизма и:
будущее, очевидно, должно принадлежать верованиям мистическим, которые
необходимы для возможности верить в Антихриста как бога и в дракона - как
еще более высокого бога". Это как будто о сегодняшнем дне написано, когда
торжеству неоязыческих, антихристианских идей и практик в мире почти ничего
не противостоит, когда единственный удерживающий - православный монарх -
повергнут и только неисповедимая любовь Божия к Своим заблудшим детям еще
удерживает мир на краю пропасти, давая нам возможность одуматься и спастись
в последние мгновения перед неминуемой катастрофой.
Жизнь Тихомирова, его книги, его деятельность - урок и суровое
предостережение нам. Ибо - "как неизвестность точного времени окончания
мирового процесса, так и некоторая известность течения его отдельных фазисов
имеют одну и ту же цель, именно: поддержать людей в их вере, в работе на
созидание Божия дела и в постоянном сохранении своей готовности предстать на
последний суд".