Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Тихомиров


Информационный Канал Subscribe.Ru

Икона Божией Матери Утоли моя печали
Храм иконы Божией Матери
"Утоли моя печали"
Храм иконы Божией Матери Утоли моя печали

:: Главная :: Епархия :: Настоятель :: Миссия :: Школа :: Детям :: Вопросы :: Опрос :: Гостевая :: Почта ::


Тихомиров

С этим человеком связана одна из самых необыкновенных легенд, бытовавших в русском освободительном движении: будто бы однажды император Александр III, обходя угрюмые казематы Алексеевского равелина Петропавловской крепости и выслушивая рассказы заключенных политических преступников о своей невиновности, только от Тихомирова услышал, что он здесь находится совершенно заслуженно, и - повелел отпустить, ибо негоже содержать одного преступника среди стольких невинных людей. Впрочем, эту легенду относили потом ко многим: По отношению к Тихомирову легенда интересна тем, что вот так, специфически-остроумно, при помощи ее пытаются объяснить событие, по мнению революционеров, необъяснимое: перерождение, предательство одного из лидеров террористической организации "Народная Воля", совершившей цареубийство, переход его с позиций крайнего революционаризма в стан врага: переход, совершенный не в минуту душевной слабости, крайней опасности, по принуждению, а напротив - обдуманно, с холодной, ясной головой. Очевидно, речь шла не о банальном предательстве, связанном с малодушием. Дело было в преображении, в столь явном прикосновении Божием, что даже после Октябрьской революции большевики - вообще очень злопамятные и не дававшие спуску врагам - Тихомирова тронуть не посмели: он пережил годы страшного красного террора и умер в своей постели 10 октября 1923 г.

Лев Александрович Тихомиров был человеком незаурядным: профессиональный революционер в молодости и профессиональный контрреволюционер в зрелом возрасте. Сочетание настолько редкостное, что так, навскидку, вспомнишь только одного, подобного ему, - знаменитого Михаила Муравьева-Вешателя, счастливо избежавшего виселицы или каторги за декабристские симпатии и превратившегося в непримиримого и бескомпромиссного борца с революционным прогрессизмом. Но Муравьев - тот был практик, стратег. Отсюда и прозвище, данное ненавистниками. Тихомиров же стал настоящим идеологом монархизма - рыцарем монархической идеи, автором фундаментального тысячестраничного исследования "Монархическая государственность", в котором он компетентно отмел, как антинаучный хлам, господствовавшие в обществе представления о некоей предопределенности эволюции власти в сторону демократии.

"Необходимо признать, - писал он, - все эти три формы власти <монархию, аристократию и демократию> особыми, самостоятельными типами власти, которые не возникают один из другого: Это совершенно особые типы власти, имеющие различный смысл и содержание. Переходить эволюционно один в другой они никак не могут: Сами по себе основные формы власти ни в каком эволюционном отношении между собою не находятся. Ни один из них не может быть назван ни первым, ни вторым, ни последним фазисом эволюции. Ни один из них, с этой точки зрения, не может быть считаем ни высшим, ни низшим, ни первичным, ни заключительным:"

Таков ответ русского ученого на либеральный миф о демократии как неизбежной и наилучшей форме государственности.

В 1913-1918 г.г. Тихомировым был написан другой выдающийся труд - "Религиозно-философские основы истории", - в котором впервые на русском языке человеческая история была проанализирована через призму религиозного видения. Рассматривая историю как поле битвы двух глобальных, претендующих на универсальность мировоззрений - дуалистического и монистического, - Тихомиров по существу дал бой всё подминавшему под себя материализму и тем модным социологическим концепциям (особенно марксистским), которые в подоплеке своей содержали осужденный Церковью хилиазм. При этом, пророчески отмечал он, "материализм уже не выдерживает натиска нового мистицизма и: будущее, очевидно, должно принадлежать верованиям мистическим, которые необходимы для возможности верить в Антихриста как бога и в дракона - как еще более высокого бога". Это как будто о сегодняшнем дне написано, когда торжеству неоязыческих, антихристианских идей и практик в мире почти ничего не противостоит, когда единственный удерживающий - православный монарх - повергнут и только неисповедимая любовь Божия к Своим заблудшим детям еще удерживает мир на краю пропасти, давая нам возможность одуматься и спастись в последние мгновения перед неминуемой катастрофой.

Жизнь Тихомирова, его книги, его деятельность - урок и суровое предостережение нам. Ибо - "как неизвестность точного времени окончания мирового процесса, так и некоторая известность течения его отдельных фазисов имеют одну и ту же цель, именно: поддержать людей в их вере, в работе на созидание Божия дела и в постоянном сохранении своей готовности предстать на последний суд".

Путник К.



Храм иконы Божией Матери "Утоли моя печали", Челябинск У нас всего 275 подписчиков
Архив Рассылки 2004-09-30 02:02:47 Статистика Рассылки



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.chelrelig
Отписаться

В избранное