Православное предание говорит, что, по воскресении Господа, Божия Матерь жила еще продолжительное время в доме любимого ученика Своего Сына апостола Иоанна, окруженная почитанием стремительно растущей Церкви Христовой.
"Во всяком случае, - сообщает св. Амвросий, - Она сохраняла досточтимую сановитость и постоянство; говорила очень мало, только о необходимом и добром, - слова Ее были сладостны для уха; к каждому Она относилась с должным уважением; с каждым человеком вела соответствующую беседу, не смеясь, не возмущаясь, тем более не гневаясь. Рост ее был средний; цвет лица, как цвет зерна пшеничного; волосы светло-русые и несколько златовидные; взгляд быстрый, проницательный; глаза, цветом напоминавшие масличный плод; брови немного наклоненные, темные; нос средний; уста, подобные цвету розы и сладкословесные; лицо не совсем круглое; руки и пальцы продолговатые; в Ней не было никакой гордости, во всем простота, без малейшего притворства; Она была чужда всякого потворства, являя в то же время пример высочайшего смирения. Одежды Ее были просты, без всяких искусственных украшений, как о том говорит сохранившийся
доселе покров Ее главы, - словом, во всем у Ней проявлялась проникавшая Ее Божественная благодать".
Христиане всего мира стремились в Иерусалим, чтобы увидеть Ту, через Кого Слово стало плотью.
"У нас, - пишет апостолу Иоанну св. Игнатий Богоносец из Антиохии, - находятся многие жены, желающие видеть Матерь Иисуса; они постоянно стремятся найти возможность прийти к вам и посетить Ее, припасть к груди, питавшей Господа Иисуса, и узнать от Нее некоторые тайны. У нас Она прославляется как Матерь Божия и Дева, исполненная благодати и добродетели; о Ней сообщают, что Она радостна в бедах и гонениях, не скорбит в нищете и недостатках, не только не гневается на причиняющих Ей обиды, но еще благодетельствует им; при радостных событиях Она кротка, милосердна к бедным, оказывая им помощь, насколько может; враждующим же на нашу веру Она противостоит с твердостью: Она учительница нашего нового благочестия и всем верным Наставница на всякое доброе дело; особенно любит смиренных, и Сама ко всем смиренна; все видевшие Ее превозносят. И сколь Она смиренна, когда законники иудейские и фарисеи
смеются над Ней! Нам говорили люди, достойные полного доверия, что в Марии, матери Иисусовой, естество человеческое кажется, по причине Ее святости, соединенным с естеством ангельским. Все это возбуждает в нас, слушающих, безмерное желание видеть небесное, - скажу так, - дивное и пресвятое чудо".
Часто посещала Богоматерь места, где пострадал Ее Сын; несколько раз она покидала дом, чтобы совершить путешествия в Эфес, Антиохию и на Кипр, где епископом был воскрешенный Христом четырехдневный Лазарь.
О приблизившемся отшествии ко Господу Приснодеве заранее сообщил архангел Гавриил, служивший Ей с первых дней Ее детства, неотступно охранявший Ее во все дни. В знамение торжества Богородицы над смертью, он передал Ей сияющую ветвь из райского сада, которую должны были нести перед Ее одром к месту погребения.
Как только о предстоящем успении стало известно, в Иерусалим начали стекаться верующие, желающие проститься с Божией Матерью. Чудесным образом, гласит предание, в доме св. Иоанна в Иерусалиме собрались апостолы, разошедшиеся с проповедью по миру. Не было только апостола Фомы.
В предуказанный день в третьем часу дня Божия Матерь возлегла на приготовленное для Нее смертное ложе. Кругом было зажжено множество светильников, но свет их померк, когда к одру Своей Матери явился Сам Иисус Христос с сонмом ангелов, чтобы принять Ее душу.
Повторив уже однажды изреченные Ею смиренные слова: "Да будет Мне ныне по слову Твоему" (Лк., 1: 38), - Божия Матерь тихо усопла.
Тотчас, говорит предание, раздалось ангельское пение, часто повторяющее слова давнего Гавриилова приветствия Богородице:
"Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами" (Лк., 1: 28).
Многочисленная толпа сопровождала гроб с телом Приснодевы к месту погребения.
Иудейские архиереи и книжники, придя в ярость от почестей, воздаваемых пречестному телу Матери Иисуса Христа, вознамерились учинить погром и послали вооруженных слуг с приказом разогнать шествие, убить учеников Господа, а тело Его Матери сжечь. Преследователи, однако, были поражены слепотой, и процессия беспрепятственно достигла Гефсиманского сада, где и состоялось погребение.
Три дня апостолы провели у святой гробницы, воспевая псалмы. На третий день в Гефсиманию явился апостол Фома, промыслительно задержанный Господом. Он желал поклониться и облобызать хотя бы мертвое тело Божией Матери; но когда, снисходя к его горю, апостолы отвалили камень и открыли гроб, тела Божией Матери внутри не оказалось - остались одни погребальные пелены, источавшие дивное благоухание.
"Законодатель, - пишет св. Димитрий Ростовский, - явился исполнителем данного от Него закона - сыновья да чтут родителей: Он почтил пренепорочную Матерь Свою, как Себя, - как Сам Он со славой воскрес в третий день и потом вознесся с пречистой плотию на небо, так и Матерь Свою воскресил со славой в третий день и взял к Себе в небесные селения.. Господь по особому смотрению Своему замедлил прибытие святого Фомы ко дню преставления Пречистой Богородицы, чтобы для него был открыт гроб и церковь, таким образом, уверилась в воскрешении Богоматери, подобно тому как ранее, чрез неверие того же апостола, уверилась в воскресении Христовом".
Так совершилось успение Пресвятой Богородицы, погребение Ее непорочного тела, воскресение и взятие Ее в Небесное Царство с плотью.
Празднование Успения Божией Матери было установлено в VI веке, в царствование византийского императора Маврикия.