Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Преображение Христово


Информационный Канал Subscribe.Ru

Храм иконы Божией Матери "Утоли моя печали"
:: Опрос :: Новости :: Сообщество :: Вопросы :: Гостевая :: Почта ::


Преображение Христово

19 августа Православная Церковь празднует Преображение Христово.

Крупнейший православный богослов, сын выдающегося русского философа, живший на Западе и писавший по-французски, Владимир Николаевич Лосский в своем Мистическом богословии высказал мысль, что праздник Преображения может "служить ключом к пониманию человечества Христа по учению Восточной церкви", т. е. несет, по существу, неисчерпаемую смысловую нагрузку.

Содержание праздника Преображения составляет одно из событий земной жизни Иисуса Христа, о котором поведали Евангелия. Оно случилось незадолго до крестной смерти Спасителя и имело целью прежде всего ободрить апостолов, которым предстоял нелегкий подвиг испытания веры.

Иисус, говорят Евангелия, "взяв Петра, Иоанна и Иакова взошел… на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею" (Лк., 9: 28-29), "как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом" (Мк., 9: 3-4); "они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме" (Лк., 9: 31). Когда Петр, восхищенный увиденным, заметил, что Моисей с Илией отходили от Иисуса, он сказал Ему: "Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии… Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако" (Лк., 9: 33-34) и "пали на лица свои" (Мф., 17: 6). "И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте" (Лк., 9: 35). Ученики посмотрели вокруг, однако "никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса" (Мк., 9: 8). "Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь" (Мф., 17: 7). "Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых" (Мк., 9: 9). "И они умолчали" (Лк., 9: 36).

В Западной Европе это экстраординарное событие не нашло особого отклика ни в богословии, ни в молитвах; оно и праздноваться-то начало тысячелетием позднее, чем в Византии, при том, что если на православном Востоке Преображение - один из великих, двунадесятых, праздников, то на Западе он доныне стоит в ряду второстепенных, вроде Нового Года, даже несмотря на усилия целого ряда современных католических богословов, стремящихся переосмыслить древнюю традицию христианства и повернуть деградирующий католицизм на путь Св. Отцов.

Именно восточные богословы и мыслители, во многом благодаря античному наследию, оказались способны понять и пережить богооткровенное свидетельство о том, что "Бог есть свет", Который "во тьме светит" (Ин., 1: 5). Бог-Свет пришел в мир в лице Иисуса Христа, Бог-Свет вочеловечился, явив истинного Человека.

Не забудем, что Теофании (Богоявления) были хорошо известны древности: к таковым относятся горящий и несгорающий куст в пустыне (Исх., 3: 2-3), огненный столп на пути Израиля из Египта (Исх., 13: 21-22), громы и молнии над Синаем в момент получения Моисеем десяти заповедей (Исх., 19: 16-19). Везде - Бог является в виде света. Однако, делает важную оговорку современный литовский богослов Антанас Мацейна, "по внутренней своей структуре Теофания на Фаворе совершенно иная. Горящий куст в пустыне, плывущий по небу столп света, молнии на Синайской горе были явлениями, которые носили природный характер и не имели никаких личностных свойств. Правда, человек чувствовал и знал, что через них проявляется Бог. И все-таки эти Его проявления люди переживали как стихийную и страшную силу, выраженную в неистовстве природы, которое грозит уничтожением и смертью… Свет, из которого говорил Бог, еще не преодолел того бесконечного расстояния, которое разделяло Его с человеком, - утверждает Мацейна. - Напротив, характер этого света, вызывающий ужас, только подчеркивал эту далекость".

На Фаворе расстояние между человеком и Богом исчезает. Свет на Фаворе - нечто совершенно иное, чем молнии над Синаем. И апостолы, заметим, не бегут с Фавора, как израильтяне с Синая, наоборот: им "хорошо… здесь быть" (Лк., 9: 33). Настолько хорошо, что они хотят остаться, предлагая сделать три кущи. Соответственно, сущностно меняется отношение человека к этому месту: человек не падает ниц, парализованный страхом, но - следуя призыву Спасителя - восклоняется, выпрямляется. Таким образом, обоснованно пишет Мацейна, "событие, которое произошло на Фаворе, в истории Спасения имеет особенное значение: оно завершает древнее, построенное на страхе, отношение человека к Богу и дает начало новому отношению, сущность которого есть любовь. В этом новом отношении Бог выступает не как стихийная - пугающая и уничтожающая - сила, а как любящая и опекающая Личность… Преображение не Фаворе, - итожит он, - в жизни Христа это не случайное и не второстепенное событие, но порог, который разделяет историю Спасения на две части. Своими словами - "встаньте и не бойтесь" (Мф., 17: 7) - Христос начинает новый этап религии, в котором общение человека с Богом становится устремлением, дружбой, верностью и любовью до смертной жертвы".



Храм иконы Божией Матери "Утоли моя печали" Copyright 2003 GIV. Все права защищены.



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное