"А без веры угодить
Богу невозможно". (Евреям 11:6)
Вера без здравого смысла -- это
фанатизм, а здравый смысл без веры --
рационализм. Жить по вере -- значит
совмещать и то, и другое. Здравый смысл -- это
не вера, а вера -- это не здравый смысл. Между
ними то же соотношение, что и между
естественным и духовным, между порывом
страсти и вдохновением. Иисус Христос
никогда не говорил "в смысле здравого
смысла", Он всегда говорил в смысле
откровения, а откровение проникает туда,
куда здравому смыслу ход заказан. Прежде
чем вера станет объективной реальностью, ее
нужно испытать. "Притом знаем, что... все
содействует ко благу" (Рим. 8:28), и, что бы
ни случилось, таинство промысла Божьего
преобразовывает идеалы веры в реальность.
Вера всегда дело личное, вся цель Божья
именно в том и заключается, чтобы в детях
Его идеалы веры становились реальностью.
На каждую частную деталь жизни
по принципам здравого смысла есть факт
откровения Божьего, с помощью которого мы
можем познать на практике то, в чем мы
доверимся Богу. Вера -- это дело отнюдь не
пассивное, а напротив, невероятно активное.
Вера всегда ставит на первое место Иисуса
Христа -- "Господи, раз Ты так сказал (например,
Мф. 6:33), то, хоть это и кажется безумием, я
сделаю по слову Твоему". И вера чисто
интеллектуальная становится нашим личным
достоянием через борьбу, и не иногда, а всегда через борьбу. Бог нас ставит в
какие-то обстоятельства, чтобы воспитать
веру нашу, потому что суть веры в том, чтобы
ее объект сделать реальностью. Пока мы не
знаем Христа, Бог для нас абстракция, верить
в Него невозможно, но, как только мы слышим
слова Христа: "Видевший Меня видел Отца"
(Ин. 14:9), у нас появляется что-то настоящее,
конкретное, а для веры исчезают все
преграды. Вера -- это такое состояние, когда
все, что в человеке есть, занимает
правильное положение по отношению к Богу
силой Духа Иисуса Христа.