Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

РАСА НАВОЗНОГО ЧЕРВЯ.


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Когда сердце очищается, приходит устойчивость, которая дает начало ручи, вкусу к Божественному. С этой ступени начинаются божественные любовные взаимоотношения. Но все это можно обрести, лишь общаясь со святым преданным. Вне этого общения Деяния Божественного Служения невозможны".

Шрила Б.С. Говинда Махарадж


Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония" (путь бхакти-йоги)
N 130


Мои дорогие друзья! Надеюсь, вы иногда заглядываете на наш сайт. Сейчас в фонотеке сайта постепенно выставляется очень интересный цикл лекций Шрипада Б.С. Госвами Махараджа под названием "Грани Истины". В одной из этих бесед он говорит: "Признать множественность религий - это полдела. Следующий шаг, следующий вопрос возникает: "Каким образом мы можем судить о сравнительной ценности этих религий?" Эти религии могут быть измерены, оценены в соответствии с неким абсолютным стандартом. Чем будет являться этот абсолютный стандарт? Мы заявляем, что этим стандартом, этим критерием является такое понятие, как "раса".
"Раса" в данном контексте нашего обсуждения означает степень близости или интимности отношений человека и Бога".

Ни для кого не секрет, что многих поверхностных богоискателей (а в этой категории на какое-то время оказывается каждый, что само по себе вовсе и неплохо) привлекает в вайшнавской теологии концепция о расах. В нашей стране особенно. Время социализма, проповедовавшего идеи равенства и братства, оставили свой неизгладимый след на многих. Современного человека очень трудно привлечь идеей, основанной на "страхе божьем" и благоговейном отношении к Богу. Вайшнавская концепция о расах говорит нам о такой степени близости с Богом, как например, дружеские отношения, супружеские. И это является очень привлекательным.

Поэтому очень часто у людей, услышавших и прочитавших о таких вещах, возникает естественный вопрос о "собственной расе". И здесь мне вспоминается блестящий и не без юмора ответ Шрипада Б.Ч. Бхарати Махараджа. Когда однажды ему задали вопрос: "Скажите, Махарадж, а какая у нас раса?", он честно ответил: "Мы - навозные черви. Вот такая наша раса".

Но прежде, чем более детально говорить о расах вообще и о нашей с вами конкретно, мне хотелось бы вам немного рассказать о личности, перу которого и принадлежит это образное сравнение с навозным червем.


ИЗ НАШЕЙ ИСТОРИИ

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами     

Этот вайшнав является автором центрального Писания нашей линии "Чайтанья-чаритамрита". О себе он не оставил почти никаких сведений, потому что искренне считал: "Я более грешен, чем Джагай и Мадхай и ничтожнее червя, живущего в испражнениях. Тот, кто слышит мое имя, мгновенно теряет накопления благочестивой кармы, а кто произносит его, уже совершает грех..."

Из сопоставления разных источников известно, что он родился в деревне Джаматпура округа Бурдван. В доме, где он жил, до сих пор поклоняются его божествам Гаура-Нитай, хотя там и не живут его родственники или потомки.

Написать это уникальное произведение о деяниях Шри Кришна Чайтаньи и его спутников Кавираджа Госвами упросили сами преданные Махапрабху. Дело в том, что признанным биографом Шри Чайтаньи Махапрабху, равным Шриле Вьясадеву, является Вриндаван Дас. Его произведение "Чайтанья-мангала" настолько великолепно, что по словам самого Кавираджа: "Деяния Шри Чайтаньи Махапрабху воистину чудесны и притягательны. В изложении Вриндавана Даса Тхакура они становятся подобны потоку нектара. Пытаться поведать о них вновь - значит прослыть самонадеянным невеждой, ибо мои силы ничтожны в сравнении с тем даром, которым наделил его Господь. Мои попытки сведутся к невыразительному пересказу тех событий".

Однако, при написании книги Вриндаван Дас Тхакур так увлёкся описанием деяний Нитьянанды, что часть задуманного осталась незавершённой. Также он не желал, чтобы его творение было слишком объемным, и не включил в него некоторые события. Эти обстоятельства и вынудили преданных обратиться с просьбой к Кришнадасу Кавираджу Госвами, чтобы тот восполнил пробелы и дал полное описание событий. Тогда Кришна Дас пришел к Божеству Мадана Мохана и стал просить позволения выполнить просьбу бхакт. На глазах у всех находящихся в Храме членов Гаудия общины во Вриндаване, гирлянда Божества упала с Его шеи. Пуджари Мадана Мохана взял гирлянду и надел её на грудь Кришна Даса. Приняв её как символ согласия и благословения Божества, Кришна Дас приступил к жизнеописанию Господа. Так, в великом смирении он писал: ""Чайтанья-чаритамриту" диктует мне Мадана Мохан. Мое перо послушно Его воле, словно марионетка, чьими движениями управляет рука кукловода".

Однажды, прославляя величие "Чайтаньи-чаритамриты" Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал своим ученикам: "Если бы все книги на свете вдруг исчезли и на земле остались бы только "Шримад-Бхагаватам" и "Чайтанья-чаритамрита", люди всё равно смогли бы достичь своего высшего предназначения. И даже если бы исчезла "Шримад-Бхагаватам Пурана", но осталась "Чайтанья-чаритамрита", в этом тоже не было бы большой потери для человечества, потому что в последней явлено то, что скрыто в первой. Высшая Абсолютная Истина - Шри Чайтанья Махапрабху, образ Которого есть божественное единение Радхи и Кришны. "Чайтанья-чаритамрита" есть Его звуковое воплощение".

Примечание: Более подробно о Кавирадже Госвами читайте на сайте.


Тема: Раса навозного червя

"Можно сказать, что большинство религиозных концепций мира фокусируются главным образом на "президентском" положении Бога. И соответственно тому, что Бог в их глазах - это президент, их отношения окрашены в такие тона, как трепет и благоговение. И эти отношения в высшей степени являются законными, приемлемыми, достойными. В конце концов, мы имеем дело с Богом. Но подобное трепетное, благоговейное отношение к нему не исчерпывает всего спектра возможного отношений человека и Бога. Существует возможность более близких, доверительных, интимных отношений с ним. Настолько близких и настолько интимных, что, если можно так выразиться, Боговость Бога, то есть его Божественное положение, отходит на задний план, становится неважным. И свободный поток сердца, свободное излияние сердечных чувств любви к нему становится первостепенным. Когда это президентское положение Бога отходит на задний план, становится несущественным, тогда поток сердечной любви живого существа по отношению к Богу устремляется к нему. И тогда эта любовь, о которой мы говорили сегодня, как об основополагающем принципе, как о той оси, вокруг которой вращается всё бытие, тогда эта любовь, в своём высочайшем проявлении, истинная любовь, достигается".
(Шрипад Госвами Махарадж, "Грани Истины")

Согласно вайшнавской концепции о расах любовные взаимоотношения с Богом можно подразделить на пять видов, называемых шанта-раса, дасья-раса, сакхья, ватсалья-раса и мадхурья-раса. По-русски это звучит, как нейтральные взаимоотношения, отношения "слуга-хозяин" (трепет и благоговение), дружеские, родительские и супружеские.

В этой градации рас каждая последующая имеет большую степень близости, чем предыдущая, но все они относятся к миру беспримесной преданности Богу (бхакти). Личности, которые имеют такого рода взаимоотношения с Господом, принадлежат Трансцендентному миру. И даже являясь здесь, среди нас, они продолжают оставаться на трансцендентном плане, потому что наше "местоположение" определяется исключительно сознанием, а не чем-либо ещё.
В то же время существуют и промежуточные ступени, от мира материального к миру трансцендентному. Это, например, мишра-гьяна-бхакти - преданность, смешанная со знанием. На этой ступени находится Господь Шива, тот Шива, которому подвластна гуна невежества, и который отвечает за все разрушения материального мира. И эта ступень ниже шанта-расы Прахлада Махараджа. Но таковы уж взаимоотношения Шивы с Верховной Личностью Бога.

И, наконец, существует мир, называемый материальным, где отсутствует преданность и, соответственно, отсутствуют какие-либо личностные отношения с Богом. И чем выше степень "материализации", эгоцентризма, "богооторванности" человека, тем меньше он ощущает необходимость отношений с Богом.
Согласно эзотерическому принципу подобия "Что наверху - то и внизу", закоренелый атеист и чистый преданный Господа ощущают себя, на первый взгляд, одинаково, - лишёнными каких-либо отношений с Богом. Но за этим ощущением скрываются совершенно разные реалии.

Да, закоренелый материалист, атеист, честно скажет, что у него нет отношений с Богом, но если копнуть глубже, то выяснится, что он и не больно в них нуждается, что для него само существование Бога сомнительно. Он полагает, что человек выдумал Бога (а не наоборот, Бог - человека). И если он и не против существования Бога и отношений с ним, то лишь в том смысле, как в сказке о золотой рыбке - "Хочу, чтобы служил Ты у меня на посылках".

Думаю, что наши читатели не принадлежат этому крайнему полюсу, но давайте посмотрим, а чем, собственно мы отличаемся? Каковы наши взаимоотношения с Богом? Или, если говорить с использованием санскрита, какова же наша раса?

Должна огорчить самых "догадливых", но наша раса - это отнюдь не есть раса навозного червя. Бхарати Махарадж имеет полное право так думать о себе. Он использует слово "мы", потому что кто-то вполне может обладать таким же мироощущением. Но для многих богоискателей, искателей истины, это та ступенька, на которую ещё только предстоит вступить. Наше положение гораздо хуже, чем у этого червя. Потому что мы пребываем в глубокой иллюзии.

Честный человек понимает, что здесь в материальном мире у него нет никаких реальных отношений с Богом. Потому что подлинная Реальность начинается там, где кончается эксплуатация. В каком-то смысле человек, отрицающий существование Бога честнее многих верующих людей. Потому что, подвергая сомнению Его существование, он естественно считает, что у него нет и отношений с Ним.
Верующие же люди, как правило, полагают, что у них есть какие-то отношения с Богом. Сегодня нередко можно услышать, что "Бог любит всех, и меня, значит тоже. И я его тоже люблю". Ба, какое счастье, взаимная любовь! Но как только мы делаем попытку разобраться в том, что же конкретно скрывается за подобными словами, то обнаруживаем до боли знакомые всем нам отношения "купли-продажи", торговые отношения. Задаваясь вопросом "А в чём собственно проявляется любовь Бога к нам?", мы находим такие ответы: "Ну как же, вот по его милости в моей жизни произошло то-то и то-то…" И дальше каждый на своё усмотрение может сам написать длинный список материальных благ, которые время от времени выпадают на долю каждого человека. "А как проявляется моя любовь к Богу? " - спрашиваем мы снова. Ну, это ещё проще: в храм хожу, свечки ставлю за здравие и упокой, аскезы совершаю, добрые дела творю, молитвы читаю. О чём? Ну, это кто как. Кто о рае молится, а кто во Вриндаван хочет попасть.
Чем вам не торговая сделка? Ты нам, Господь, - рай, Вриндаван и т.п. А мы тебе - молитвы (мантры), перебирание чёток… Да, чуть не забыла. Кто-то ещё и послужить готов Богу. Да чего только не сделаешь ради собственного наслаждения! Да чего там греха таить, ведь именно достижение собственного наслаждения и является мотивацией к поиску Бога, служению Ему и установления с Ним отношений. А иначе на кой всё это нужно?
Пусть простят меня читатели за столь жёсткую иронию. Но она очень точно отражает наше настоящее положение. Конечно, обманывать себя гораздо приятнее. Но в центре наших поисков Истины стоит, увы, не Истина, а мы сами. Ради нас самих, ради поиска собственного счастья, мы начинаем свою "духовную" (или религиозную) жизнь. "Служение", особенно на свой вкус и по собственному усмотрению, мы тоже начинаем ради себя. Понятно, что такого рода "служение" - липовое.
И наша раса, если так можно выразиться, нулевая, то есть ровным счётом никаких реальных отношений с Богом у нас нет.

Мы подобны навозному червю в том смысле, что погружены в материальную жизнь, как червь в навоз, и не имеем никакой расы с Богом. Но мы хуже его в том смысле, что обманываем себя, полагая, что у нас что-то там есть в этом плане.

Иногда вопрос о нашей расе порождается ложным представлением о том, что у нас якобы были какие-то отношения с Богом, и мы их утратили. И человеку любопытно знать, какую же расу он утратил. Или другой вариант, когда нас очень интересует будущее, и мы хотим знать "предначертанную" нам в будущем расу. Но все эти представления о "фиксированности" расы - иллюзорны. Духовная жизнь динамична. Теоретически, высшая раса - мадхурья - доступна каждому живому существу. Махапрабху не делал никаких оговорок, а Господь Нитьянанда так и вовсе гонялся за самыми грешными, умоляя их принять Святое Имя. Но практически… Это не в наших силах, не в нашей компетентности. Это не вопрос нашего права, а вопрос Божественной Милости.
И хотя эта Милость действует вне всяких правил и законов, по собственному произволу, всё-таки есть одно обстоятельство, которое повышает наши шансы на Милость, на Удачу, которое дарует нам надежду.
Это обстоятельство состоит в том, что, прежде, чем начнут развиваться какие-то реальные отношения с Божественным, прежде этого, мы должны добровольно отказаться от поиска всех этих отношений, и согласиться на расу навозного червя. Пребывание в этой расе и есть наша надежда. Но искусственно нельзя установить эту "расу". Путь к ней лежит - через отчаяние. Но об этом поговорим в другой раз.


   Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение внутренней и внешней гармонии.

Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru , где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.


Следующий выпуск "Абсолютной Гармонии" выйдет 19 ноября 2004 г.
Тема: "Отчаяние".

Архив рассылки "Абсолютная Гармония"
Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите


"Высшим достижением теизма Бхагаватам считает отнюдь не сознание, разум или закон природы вещей, а благодать, красоту и гармонию - расу. В Шримад-Бхагаватам раса занимает наиглавнейшее место".

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж


Ищешь фильм? http://findfilm.com.ru
У нас полно свежих кино-хитов!

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.chaitanya
Отписаться

В избранное