Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2003 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
5
|
6
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
11
|
13
|
14
|
||
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
26
|
27
|
28
|
|
29
|
30
|
31
|
Статистика
+1 за неделю
ЗНАТЬ ВСЁ - ВЕЛИКИЙ СОБЛАЗН
Информационный Канал Subscribe.Ru |
"В действительности, нам нужно не знание о том, где мы или что всем управляет; мы желаем утолить своё стремление к расе, мадхурйе, т.е. сладости. Следует искать не знание, не господство над миром; следует искать расу, анандам, красоту и очарование".
Шрила
Б.Р. Шридхар Махарадж
Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония" (путь
бхакти-йоги)
N 95
Тема: Знать ВСЁ - великий соблазн
Мои дорогие читатели! Надеюсь, вы помните тележурнал с заманчивым названием "Хочу ВСЁ знать!" И, наверное, хотя бы в детстве, в глубине души вы мечтали о том, чтобы когда-нибудь познать это самое "всё". Но с возрастом у многих не столько пропадает желание знать "всё", сколько приходит мудрое понимание о своих ограниченных возможностях.
Но задумывались ли вы когда-нибудь, почему это так заманчиво для многих людей - знать всё?
Причина проста. Сила позволяет человеку осуществлять контроль. А знание - это сила, гораздо более могущественная, чем обычная физическая. В современном мире, где для многих знание отождествляется с информацией, очень важно не только владеть информацией, но ещё и получать к ней доступ с опережением во времени, ибо это позволяет успешнее конкурировать с теми, кто также желает что-то контролировать. Мы живём в мире частных интересов, в мире обмана и корысти. И в надежде защитить себя и свои интересы мы стремимся к знаниям, полагая, что с их помощью мы сможем проконтролировать происходящее. Это обычное материальное сознание.
И только когда наше сознание начинается меняться от материального к божественному, тогда мы начинаем шаг за шагом понимать, что знать всё не только невозможно, но и бессмысленно. Как бы мы что-то или кого-то не контролировали, над нами всегда стоит высший контролёр - Всевышний Господь. Однако и здесь, находятся искатели Истины, убеждённые в своей полной тождественности Богу и устремлённые к Тому, чтобы узнать всё о божественном.
"Шримад-Бхагаватам говорит: Гьяне прайасам упадасйа наманта эва - это неправильно, стремиться узнать всё о божественном. Знание может обладать какой-то ценностью здесь, в этом мире, но по отношению к трансцендентальной истине высочайшего уровня, стремление узнать всё является дисквалификацией. Мы хотим узнать ценность всего. Мы хотим иметь ключ ко всему, что находится в нашей собственности. Но в действительности это мешает прогрессу. Если мы будем вести себя таким образом, то мы скорее потеряем эту уверенность, которой мы могли обладать по отношению к божественному, и тогда будет существовать некая отсрочка в передаче нам этого ключа. если какой-то слуга, получив работу в доме своего господина, будет с необыкновенной силой стремиться получить контроль над ключами этого дома, то тогда господин будет относиться к нему с недоверием. Итак, желание знать всё является своего рода болезнью, и оно является врагом нашего прогресса. С этим, конечно, трудно согласиться. Но тем не менее, это так. Самопредание является всем".
(Шридхар Махарадж, "Любовный поиск потерянного слуги")
"Ха", - скажете вы, - "Но не могу же я так вот с бухты-барахты взять и предаться. Я же разумный человек, мне же надо сначала всё обдумать, взвесить, что, да как, чтобы не попасть впросак". Что правда, то правда, предаться Богу не так-то просто. Мешает наша банальная расчётливость, которая пронизывает насквозь людей материального мира.
"Рамананда Райа сказал:
джнане прайАсам удапАсйа наманта ева
- Очень трудно преодолеть очарование знания.
Мы думаем: "Прежде, чем я что-то сделаю, я должен всё изучить". Расчетливость и скрытная подозрительность лежат в основе наших поступков. Вначале мы хотим всё разведать, а лишь затем рискнуть своим капиталом. Эго, внутреннее "я" очень сильно, и оно постоянно подсчитывает все потери и приобретения. Оно думает: "Я - господин. Ключи в моих руках, я хочу всё проверить, обо всём разузнать. Это поможет мне извлечь наибольшую выгоду". Поэтому мы мним себя господами, а не слугами, и с положения хозяина задаем вопросы.
Но если мы хотим войти в царство Бога, где даже маленькая пылинка выше нас, то должны отбросить подобную расчетливость".
(Шридхар Махарадж, "Поиск Шри Кришны Прекрасной реальности")
В Писаниях есть шлоки, утверждающие о возможности познания всё и вся. Вот, например, как об этом говорит Шримад-Бхагаватам (4.31.14):
йатхА
тарор мула нишечанена
трипйанти тат-скандха бхуджопашАкхАх
прАнопахАрАч ча йатхендрийАнАм
татхаива сарвАрханам ачйутеджйА
"В точности, как если ты польешь корень дерева, то всё дерево получит
питание, и если ты направишь пищу в желудок, все тело насытится, так и если
ты обретешь знание о изначальной причине, Брахмане, то познаешь всё и вся."
Вера в это именуется шраддхой".
Итак, здесь утверждается, что познать всё возможно. Но как это правильно понимать?
Это отнюдь не означает, что у ограниченной дживы есть шанс получить в свою "собственность" абсолютное знание обо всём. В других шлоках Шримад-Бхагаватам разъясняется, что посредством любви и по беспричинной милости свыше джива может установить отношения с Тем, кто обладает такого рода знанием. И по сути это равнозначно тому, что вы теперь также имеете возможность знать всё. Но что в реальности понадобится вам? Полагаете ли вы, что творец Вселенной - Господь Брахма - знает всё? Да, он знает всё, что ему необходимо знать для его служения. И ничего более.
А как много знаний у гопи Вриндавана? "А зачем оно им?" - скажете удивлённо вы. Вот то-то и оно. Знание - это сила. Но любовь ещё могущественнее и сильнее. А самое главное, именно она - Любовь - приносит то, что ищет каждая живая Душа - счастье, радость и блаженство.
"Шримад-Бхагаватам (10.14.3) провозглашает следующее:
гьяне прайасам упадасйа наманта эва
дживанти сан-мукхаритам бхавадийа вартам
стхане стхатах шрути-гатам тану-ван-манобхир
йе прайасо 'джита джито 'пй аси таис три-локйам
"С ненавистью отвергая все интеллектуальные попытки постичь Верховную истину, те, кто желают осознать тебя, должны полностью предаться тебе. Они должны слушать от самореализованных преданных о величии Твоего святого имени и твоих трансцендентных игр. В какой бы ситуации они не находились, они должны уверенно продвигаться вперёд , полностью посвящая свой ум, тело и слова Тебе. Таким образом безграничное, которое никогда не может быть побеждено никем, становится побеждённым благодаря любви".
(Шридхар Махарадж, "Любовный поиск потерянного слуги")
Гуру Махарадж говорит нам о том, что постижение знания происходит шаг за шагом. Но переход от одного уровня знания к другому подразумевает полный отказ от прежнего знания и прежних методов познания. Уровень апракриты, на котором находятся гопи, это тоже уровень знания, но принципиально иного. Когда джива приблизится туда, она всё поймёт сама. А пока, во избежания недоразумений приходится подчёркивать, что трансцендентный мир - это тот мир, где знания и интеллект не имеют никакой ценности, подразумевая под этим всё то, что возможно осознать людям материального мира.
"Мы должны будем полностью подчиниться; только это поможет нам войти в этот мир. Мы будем делать то, что нам скажут. Нам не придется применять там свой интеллект; в нём там нет надобности, ибо там каждый намного мудрее нас. Там требуется не наши познания, а наши руки. Там есть необходимость в слугах. Мудрости в том мире вполне достаточно. И мы войдем в этот мир лишь если будем соответствовать этому. Для нас это будет землей полной покорности. Поэтому мы должны дать отставку нашему интеллекту и следовать лишь повелениям сердца. Только так мы сможет приблизиться и войти в этот мир".
(Шридхар Махарадж, "Поиск Шри Кришны Прекрасной реальности")
Мои дорогие друзья!
Сегодня вайшнавы отмечают День ухода
Бхагавана Шрилы Бхактисиддханти Сарасвати Тхакура Прабхупады!!!
Шрила Прабхупада прославился не тем, что оставил нам свои наставления в виде книг. Он был великим проповедником, который практически реализовывал то, что было написано в трудах великих предшественников вайшнавизма. Но тем не менее, есть одна очень замечательная книга с поучительными историями и комментариями к ним, сделанными Сарасвати Тхакуром. И сейчас я хочу рассказать вам, а кому-то просто напомнить, одну из них:
Тезис Доктора Лягушки
Недалеко от океана в колодце проживала лягушка, которая ничего кроме этого колодца
за всю свою жизнь и не видела. Несмотря на это, она была полна самомнения, считала
себя хозяйкой колодца, и более того, полагала его равноценным всему миру, а
себя считала Богом этого мира.
Однажды другая большая лягушка, проживавшая на берегу моря, пыталась перепрыгнуть
этот колодец и случайно свалилась вниз. Сначала колодезная лягушка приняла морскую
за новую жертву и кинулась на нее, но вскоре поняла, что это тоже лягушка, просто
немного другая с виду. И тогда она спросила:
- Ты откуда?
- С берега моря.
- Насколько меньше море моего колодца?
Морская лягушка засмеялась:
- Море несравнимо ни с каким колодцем.
Колодезная лягушка удивилась и, совершая длинный прыжок, спросила:
- Неужели оно такое?
- Ну, далеко ли ты можешь прыгнуть? Море гораздо больше, чем твой колодец.
Затем лягушка перепрыгнула с одного конца колодца на другой и закричала:
- Невозможно! Ничего больше этого быть не может!
. На это морская лягушка ответила:
- Пожалуйста, постарайся посмотреть за пределы этого колодца и увидеть как огромно
море на самом деле.
Но колодезная лягушка стала насмехаться:
- Ты слишком фанатична! Я уверена, что море вполне может быть такого же размера,
как мой колодец. И я не настолько ограниченна, чтобы заявлять, что мой колодец
больше всех водоемов в мире. Твой океан может быть таким же большим, как и мой
колодец, так как вода есть и здесь и там. Я убеждена в этом. А ты просто фанатично
и самодовольно хвастаешься своим океаном.
Комментарий
В материальном мире очень много таких пандитов, которые настаивают на собственной
точке зрения, как наилучшей, но в конечном итоге они терпят крах, поддерживая
свои собственные гипотезы.
Пытаясь уравнять преданное служение с другими типами служения, они ведут себя
подобно этой колодезной лягушке, поскольку в действительности их осознание преданного
служения очень далеко от истины.
ВОПРОС - ОТВЕТ
В мае 2002 г. Шрипад Б.С. Госвами Махарадж посетил Одессу. И, однажды, когда шёл разговор о шраддхе (вере), - единственном, что может дать доступ в трансцендентную обитель, был задан следующий вопрос:
А каково тогда положение "знания"?
Ответ Махараджа: : Знание - это яд, отрава. Это короткий ответ.
Знания приходят для того, чтобы обмануть нас, ввести в заблуждения. Мы столь горды тем знанием, которое мы накопили или приобрели в результате нашего ограниченного опыта. И мы должны помнить, что это знание не более, чем ограниченный опыт в рамках ограниченного мира. И это знание является препятствием на пути нисхождения, нисшествия божественного откровения. Об этом говорит Брамха в десятой песне "Шримад-Бхагаватам".
Тот вывод, то заключение, к которому пришёл Брамха после лилы
Кришны с ним… Этим выводом было следующее: "Знание - это яд". Брамха
говорит: "Перестань, прекрати пытаться измерять Его, Кришну посредством
своего интеллекта". И об этой истине говорится также в песнях Наротамма
Даса Тхакура.
Попытка измерить безграничное с помощью нашего интеллекта ведёт к обману, к самообману. И мы обманываем себя при помощи подобных упражнений. Что это значит "ограниченный опыт ограниченного мира"? Что значит проецировать этот "ограниченный опыт ограниченного мира" на безграничное?
Мы знаем старую притчу о лягушке в колодце. Говорится, что друг этой лягушки отправился куда-то к берегу океана. Например, на берег Чёрного моря, чтобы привязать эту историю к данному месту. Это была украинская лягушка. Но может быть, эта лягушка говорила немного по-русски, потому что жила эта лягушка очень давно, ещё во времена Советского Союза, но говорила в основном по-украински. И вот друг этой лягушки отправился на берег Чёрного моря. А жила она в Одессе, эта лягушка.
И вот друг этой лягушки вернулся к ней и сказал: "О, ты представить себе не можешь, насколько велико это Чёрное море!"
Лягушка, живущая в колодце, сказала: "Да, правда? Насколько
же большое, насколько большой этот колодец?"
- "Нет, ты даже не в состоянии представить, насколько оно большое. Оно
безбрежное".
- Ну хорошо, - лягушка говорит, - оно в два раза больше этого колодца?
- Нет, ты не улавливаешь сути того, о чём я тебе говорю. Море - оно вообще не
такое, как этот колодец.
- Так что, оно в сто раз больше колодца?
И друг, побывавший на море, говорит: "Это бесполезно. Подобного рода анализом
или измерением, оценкой ты всё равно не в силах себе представить, насколько
велико море".
Поэтому нам говорят, что "гьяна" (знание) является ядом. Потому что на основании того, что мы знаем здесь, в этом мире мы пытаемся оценить природу безграничного. Длину, высоту и ширину безграничного. Длину, высоту и ширину Кришна-нама. Длину, высоту и ширину Кришна-лилы. Слуг Кришны. Обители Кришны. И всё это уведёт нас в ложном направлении.
И мы, с нашей точки зрения, можем думать, что у нас есть некое великое и глубокое представление о том, что это такое. Очень глубокое, потому что наш ум может мыслить столь глубоко. И наш интеллект, опять же, может судить о природе вещей с большой глубиной и основательностью. Но в результате этого подхода, всё что останется в наших руках, это маленькое заблуждение. Очень маленькое и ограниченное, как та лягушка, сидящая в колодце.
Поэтому Брамха говорит: "Гьяна подобна яду, отраве. Оставь
её и брось". Он говорит: "Начни слушать эти истины от самореализованных
душ. Каким бы ни было твоё положение, твои жизненные обстоятельства, ты можешь
начать в этом положении". И Кришна говорит дальше… Кришна, который известен
как "аджита" - "тот, кто непобедим, и в этом смысле и в этом
контексте, это значит, что Он не может быть постигнут никоим образом, никоими
способами (нашими способами). Этот самый Кришна станет победим, постигнут нами.
Поэтому, как было сказано только что, только милостью Кришны возможно постижение
Его. Кришна может открыть Себя в откровении, источником которого является Он
Сам. Но это откровение приходит через Его посредников.
Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение внутренней и внешней гармонии.
Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru , где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.
Следующий выпуск "Абсолютной Гармонии" выйдет 25 декабря 2003 г.
Предпраздничный новогодний выпуск.
Архив рассылки "Абсолютная
Гармония"
Словарь
Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите
Туласи Прии даси
"Шримад-Бхагаватам говорит: Гьяне прайасам упадасйа наманта эва - это неправильно, стремиться узнать всё о божественном. Знание может обладать какой-то ценностью здесь, в этом мире, но по отношению к трансцендентальной истине высочайшего уровня, стремление узнать всё является дисквалификацией".
Шрила
Б.Р. Шридхар Махарадж
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||