Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ГОВАРДХАН-ПАРИКРАМА


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Ты можешь идти, но не оставайся там надолго, так как влияние иллюзии присутствует везде. Майа покрывает всё в этом мире. Даже Вриндаван, Навадвип и Пури покрыты майей, и если ты останешься слишком долго в таком святом месте, то можешь привлечься деятельностью майи и таким образом совершить оскорбления Дхаме".

Шриман Махапрабху (из книги Говинды Махараджа)


Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония" (путь бхакти-йоги)
N 88


Мои дорогие друзья!
Сегодня большой вайшнавский праздник - Говардхана Пуджа!
Примите мои искренние поздравления!

В этот день на святой земле Вриндавана тысячи и тысячи людей приходят поклониться холму Говардхана. Многие из вас, конечно же, неоднократно слышали и читали историю, связанную с Кришной и холмом Говардхана, что находится на святой земле Вриндавана.

По словам Шридхара Махараджа вся суть Говардхана лилы, этой божественной игры, выражена в следующем стихе из "Шримад-Бхагаватам":
деве варшати йаджна-виплаваруша ваджрасма-варшанилайх
сидат-пала-пашу-стрийатма-шаранам дриштванукампй-утсмайам
утпатйаика-карена саиламавало лилоччхилиндрхрам йатха
бибрад гостхамапан махендрам адабхид прийан на индро гавам

"Нанда Махарадж молится в этом стихе: "Пусть этот господин коров будет доволен нами. Кто такой Индра по сравнению с Кришной? Кришна является повелителем Индры. И, тем не менее, Он предстаёт перед нами как повелитель коров. Абсолютная истина заняла простое положение владельца коров. С внешней точки зрения, Он всего лишь мальчик-пастушок. Но пусть этот мальчик-пастушок, обладающий полнотой контроля над всей вселенной, останется доволен нами. Мы хотим поклоняться Тому Самому Господу, занявшему смиренное положение царя коров". (Шридхар Махарадж)

Во Вриндаване существовала традиция совершать жертвоприношения царю небес Индре, в чьём распоряжении находятся дождь, облака и иные тонкие силы природы. Но однажды Кришна сказал пастухам, что они зависят напрямую от холма Говардхана, а не от Индры. И предложил поклоняться холму. Пастухи последовали совету Кришны, что очень разгневало Индру. Он почувствовал себя оскорблённым. По словам Шридхара Махараджа всё, что бы мы ни воспринимали в качестве тонкой или грубой неодушевлённой материи, всё это древними мудрецами воспринималось в качестве личностей. Молнии, ветер, дождь и облака, - всё это является личностями.
И все эти силы природы атаковали территорию Вриндавана. Жители попали в опасность, и все пришли к Кришне за помощью.

"Тогда Кришна всего одной рукой поднял гору Говардхан. Для Него это было очень легко; всего одной рукой, Он вырвал из земли холм и поднял его так, как ребёнок поднимает игрушечный мяч. И держа эту огромную гору, Кришна даровал защиту всем, проживавшим в Гокуле, личностям. Мужчины, женщины и дети Вриндавана, приведя коров и принеся всё своё имущество, приняли прибежище под сенью Холма Говардхан.
Вся община пастухов получила прибежище под этим холмом. Таким образом, подняв Холм Говардхан, Кришна даровал защиту жителям Вриндавана и сокрушил гордость господа небес, самого Индры". ("Любовный поиск потерянного слуги", Шридхар Махарадж)

Поскольку нет ничего, чтобы не имело бы личностной природы, то Холм Говардхана - это личностная экспансия Кришны. А Кришна в "Бхагавад-Гите" говорит нам о том, что если мы вручим себя Ему, то Он окажет нам защиту.

"Нас могут атаковывать различные материальные веяния и ментальные побуждения, - на нас может напасть даже сам Индра, царь небес и распоряжающаяся обыкновенным течением дел личность, - но если мы сконцентрируемся на нашей цели, если мы с большим вниманием будем читать наставления Кришны, то Он дарует нам защиту под сенью Своих лотосных стоп. Он дарует нам защиту под сенью Холма Говардхан, - места, где никакой Индра не сможет причинить нам никакого вреда. И с полной верой в то, что Кришна дарует нам Свою защиту, мы должны стараться принять прибежище под сенью Холма Говардхан и молиться так: "" Кришна, даруй мне защиту от всех трудностей, с которыми я могу столкнуться по причине оставления мною моих обыкновенных обязанностей".
Хотя много нежелательного может попадаться нам на нашем пути, Кришна защитит нас. И, будучи представленным в Холме Говардхан, этот удивительный повелитель коров защитит нас ото всех трудностей. Каким образом? Бог творит чудеса. Его пути неведомы и непостижимы".
("Любовный поиск потерянного слуги", Шридхар Махарадж)

Холм Говардхана находится во Вриндаване, с которым связано много различных лил (игр) Господа.

"В определенном смысле Вриндаван - очень особое место. Все, кто приходят в него, живут там или посещают с целью паломничества, должны быть очень внимательны. Когда Джагадананда Прабху хотел пойти во Вриндаван, Махапрабху дал ему четыре наставления
(ШРИ ЧАИТАНЬЯ-ЧАРИТАМРИТА, Антйа 13.38):
шигхра Асиха, тАхАн нА рахиха чира-кАла
говарддхане нА чадиха декхите 'гопАла

"Если ты хочешь идти во Вриндаван, ты можешь идти, но не оставайся там слишком долго. Не поднимайся на Холм Говардхана даже для того, чтобы увидеть там Божество Гопала, и всегда оставайся с Рупой и Санатаной. Прими их покровительство и не покидай их общества." Таковы были три Его наставления. Четвертым было: "Не имитируй Враджабаси".
("Божественное руководство", Говинда Махарадж)

ИЗ ЖИЗНИ МИССИИ

Говарддхан-парикрама

"Вриндавана Дхама незримо пребывает в Навадвипе, здесь, в Коладвипе, находится Гупта Говардхан, Сокрытый Холм Говардхан.
Жаждущий видеть это, воистину увидит".
("Божественный слуга", Говинда Махарадж)

Так уж сложилось, что большую часть своего двухмесячного пребывания в Индии я провела на Гупта Говардхане. И если Калькутту я вспоминаю с теплотой лишь в связи с Гуру, двумя прекрасными храмами, книжной ярмаркой и очаровавшими меня преданными, то наш ашрам в Коладвипе покорил меня полностью. Блаженство родного дома - таково было ощущение сердца. И когда пришёл час прощания, то тяжелее всего было Джае диди, прожившей здесь полгода, которая не могла сдерживать рыданий, и прощалась с каждым преданным ашрама, как с самым родным и близким человеком. Следующим человеком (по продолжительности пребывания здесь) была я, и когда машина с русскими преданными въехала на мост, и я увидела развевающиеся флаги матха, которые всё более и более удалялись от нас, то чувство глубочайшей потери охватило меня, и слёзы непроизвольно потекли по щекам. А ведь казалось, что печалиться, - мы ехали во Вриндаван, на Говарддхан, куда также должен был отправиться и Гурудев, но только самолётом.

Почти до самого конца пребывания в Индии я не знала, удастся ли мне или нет повидать святую землю Вриндавана, чтобы склонить голову перед Говинда-кундой, Радха-кундой и чтобы обойти вокруг чудесного холма Говарддхана. Но Гурудева позвали туда неотложные заботы Служения, и он захотел, чтобы группа русских преданных последовала за ним.

Слова Махапрабху, которые я привела чуть выше, почему-то запали мне в сердце. Также мне запало в сердце и другое высказывание Гурудева:

"Если мы идем во Вриндаван или остаемся в Навадвипе, которая обладает той же природой, то должны помнить, что Святая Дхама излучает высшее благо. Если мы не совершаем оскорблений, то сможем немного прикоснуться к этому джйоти, или сиянию. Дхама покрыта иллюзией, но если мы не совершаем оскорблений, то сияние Дхамы может снизойти на нас. Но если мы останемся там слишком долго, то можем стать фамильярными, и сияние Дхамы покинет нас. Это сияние подобно свету, но гораздо большее, чем обычный свет. Это проявление трансцендентного мира, и оно полностью сознательно". ("Божественное руководство")

В связи с этим очень хотелось побывать на Говардхане, но только очень короткий срок и только в обществе садху. И вот такая удача! Только отчего же тогда на сердце грусть?

Мы прибыли на место к вечеру. "Шрила Шридхар Свами севаашрам" - так называется ашрам, построенный по желанию Шрилы Сарасвати Тхакура и Шрилы Гуру Махараджа у лотосных стоп Говарддхана.

Однажды Шридхар Махарадж сказал своему преемнику, Говинде Махараджу следующие слова: "Если ты будешь что-нибудь строить во Вриндаване, пусть это будет поблизости от Говардхана. Тогда мы сможем находиться неподалеку от Радха-кунды, вблизи того места, где Радха-Говинда наслаждаются своими играми. Мой Гуру Махарадж Прабхупада Шрила Сарасвати Тхакур говорил: "выходя ранним утром из Говардхана, мы по просьбе Радхарани соберём цветы у Кусум-саровара и молоко в окрестных селениях. После этого мы направимся к Радха-кунде, где будем служить Радха-Говинде, а когда они уйдут отдыхать, вернёмся в наше жилище у лотосных стоп Говардхана"".

Итак, мы прибыли в ашрам, который внешне выглядел как большая стройка, а не благоустроенный райский уголок в отличии от ашрама в Навадвипе, на Сокрытом Говардхане. Часы пробили шесть, и мы вошли вовнутрь храма на вечернюю службу.
И здесь, воспевая святые имена перед Ану Гирираджем, я снова ощутила себя дома, почти как в Навадвипе. На сердце стало сладко.

Позже, уже в России, я попыталась передать какие-то свои ощущения через слова, и вот что у меня получилось:

Сердце плачет, сердце стонет: "Навадвипа! Дом родной!
Гангадхара Садашива… Что вы сделали со мной?"
Джая Шри Говинда Кунда! Джая Навадвипа Дхам!
Джая, джая Гирираджа! Джая Гупта-Говардхан!

Для кого-то это просто строки непонятных слов.
Но в сердцах всегда без спросу воцаряется Любовь!
Моё сердце ледяное, расколов на сто частей,
Раскидали те кусочки вы по Коладвипе всей.

Джая, джая Гирираджа! Джая Гупта-Говардхан!
Садашива!Шри Говинда Кунда Навадвипа Дхам!
Но пробил час расставанья - путь лежал на Говардхан,
В Шри Матхуру, Шрила Шридхар Свами Сева Шри Ашрам.

Я невидимые слёзы проливала по пути.
Но на явном Говардхане вновь сумела я найти
Вместе с горечью разлуки счастье встречи и покой,
В сердце снова зазвучало: "Коладвипа! Дом родной!"

Что скрывалось в Навадвипе?! Это Гупта-Говардхан!
Но по Милости Шри Гуру он теперь и здесь и там!
Джая Гуру Махараджа! Джая, джая Гурудев!
Джая Кришна! Джая Радха! Джая Шри Чайтаньядев!

Дандават, Говинда кунда! Радха-кунда дандават!
Шьяма-кунда! Манас-ганга! Я лишь только брошу взгляд!
Вы - грабители и воры, сердце взяли в вечный плен,
И не помогли запоры - от замков остался тлен.

Обойду я Говардхану, этак милей двадцать пять!
И не капли не устану махамантру воспевать!
А на Гупта-Говардхане можно даже не шагать,
По воде вокруг мандира круг за кругом проплывать.

Шри Чайтанья Сарасвата Матху слава и поклон!
Он от тьмы нас пробуждает, разгоняя майи сон.
И колени сами гнутся: "Джая Гуру Махарадж!",
И молитвы губы шепчут у самадхи каждый раз:
"гурвабхишта супурукам…! …нйасишварам шридхарам"!
Всем, что счастье мне приносит, я обязана лишь вам!

Три дня на Говардхане пролетели как мгновение. Уехали в Россию Авадхут Махарадж и Сиддханти Махарадж. У кого-то из русских преданных оставалась в запасе ещё неделя. А для меня настал последний день. И я попросила Парамахамсу Махараджа повести нас вокруг холма Говардхана. Он милостиво согласился, но заметил, что обычно такая парикрама проводится за два дня: половина пути в один день, половина - в другой.

Итак, это была довольно "крутая" парикрама. Пришлось отправиться в путь раным-рано. Сразу после ароти мы зашли к Гурудеву, поклонились и сказали ему, что сейчас отправляемся в путь. День был экадашный, так что ни о каком завтраке речи не было. Предполагалось, что по дороге купим фрукты и полакомимся, если только местные "бриджабаси"-обезьяны позволят нам это сделать. Утро было облачное, но в целом день выдался довольно знойным.

Мы взяли одну рикшу на всех - велорикшу, в виде тележки, куда можно было положить бутылки с водой; поставить тапочки, когда нужно было куда-либо заглянуть в святое место. Но сначала на тележке ехал Парамахамса Махарадж.
Я прихватила с собой каратала. И когда Махарадж запел, то дала их ему. Кто хотел - стали ему подпевать. Так мы начали парикраму вокруг Говардхана, с точки, где холм достаточно низок и достаточно близко расположен к асфальтовой дороге, по которой мы шли. И это были одни из приятнейших минут этой парикрамы, тем более что с утра даже было слегка прохладно.

Потом Махараджу стали задавать вопросы, он отвечал на них, и киртан прервался.
Кроме того, у него болело горло, и в какой-то момент он попросил меня запевать киртан. Не обладая мощным голосом, чтобы легко увлечь за собой других, да и не любя никого уговаривать, я, выполняя просьбу Махараджа, запела. Сначала некоторые преданные подпевали, но потом осталась одна Гокулешвари (сибирская преданная), так как другие без конца отвлекались по сторонам: то восхищаясь павлинами, то наблюдая за собаками, то кормя обезьян.

В конце концов, наша группа разделилась на три части. Вперёд ушли ВраджаСундар, Лакшми и Расанги, а также преданный из Англии - Лалита Кришна. Для них это была не первая парикрама, и им не хотелось плестись, а хотелось пройти большее расстояние, пока солнце ещё не взошло слишком высоко.
В хвосте плелись самые молодые. Парамахамса Махарадж ориентировался на отстающих, т.к. он отвечал за всех и всегда нас пересчитывал, как цыплят.
А часть преданных занимала срединное положение. Мы то вырывались вперёд, то дожидались отстающих, главным образом в силу желания послушать Парамахамсу Махараджа.

Большую часть пути мы с Гокулешвари пели киртан. Иногда к нам присоединялась другая сибирячка - Харидаси. Также нам всегда с радостью подпевал индус, который управлял нашей рикшей (тележкой). Когда мы хотели дождаться отстающих во главе с Махараджем, то садились в тень, доставали песенник и пели бхаджаны, посвящённые Духовному Учителю.

Множество чудесных святых мест проходили мы, особо не задерживаясь, так как уже ранее совершали туда специальное паломничество. Прежде всего, это Радха-кунда, о посещение которой я вам уже рассказывала. Но я тогда не упомянула об одном очень впечатляющем визите в окрестностях этого озера. Речь идёт о доме, где жил на Радха-кунде Шрила Бхактисиддханти Сарасвати Тхакур. Там была его, кровать, стол и другие вещи великого духовного Учителя нашей традиции. И также в комнате лежала его данда (трость), которой он лупил нерадивых учеников. Это шутка, конечно, хотя в жизни всё могло быть. И Парамахамса Махарадж взял в руки эту трость и прикоснулся ею к голове каждого из нас. И это благословенное прикосновение до сих пор явственно ощущается на моём лбу.

Также накануне мы имели приключение в окрестностях Кусум-саровара. Удивительно было то, что мы проходили и проезжали это место много раз, и всегда там царили тишь и благодать. В этот день обхождения холма Говарддхана там также было тихо, но мы имели время только выразить почтение тому месту.
А вот накануне, когда мы специально поехали в Кусум-саровар, где обычно не было ни души, то к своему удивлению вдруг обнаружили там столпотворение индусов - мужчин разного возраста и ни одной женщины. Сейчас я уже не могу точно вспомнить, по какому поводу они собрались и что там праздновали, но они там ели, пили и громко беседовали друг с другом.
Мы обошли эти архитектурные полуразвалины, когда-то огромного дворца в 7 этажей, и выбрали место, где не было народу. Но стоило нам только расположиться и начать слушать Парамахамсу Махараджа, как начал стекаться народ, окружая нас со всех сторон и создавая шум. Мы сидели на ступенях, ведущих к воде - кунде возле этого храма, где гопи совершали омовение, а потом рвали прекрасные цветы на здешних берегах и везли их предлагать Кришне и Радхе - на Радха-кунду и Шьяма-кунду.
Когда шум стал заглушать голос Махараджа, то нам пришлось уйти оттуда. Мы поднялись наверх к архитектурным постройкам. Но стоило нам остановиться, как толпа стала окружать нас, а затем всё плотнее и плотнее стягиваться вокруг нас. Парамахамса Махарадж начал петь мантру "Харе Кришна", я пыталась подпевать, т.к. не чувствовала никакого страха. Но молоденькие девочки, обуреваемые страхами, стали кричать, что нужно немедленно уходить отсюда. И Махарадж, вняв их мольбам, стал пробиваться к выходу, прося всех преданных не отставать, держаться вместе. Выбравшись, мы нашли авторикшу, заполнили её подобно тому, как ездят индусы, а не западные люди: часть преданных набилась внутрь, кто-то у кого-то сидел даже на коленях (кто поменьше габаритами), а Махарадж и ребята висели на рикше кто где - кто сзади, кто по бокам. Но было очень весело, да и недалеко ехать.

Возвращаясь к парикраме вокруг холма, не могу не рассказать о посещении Говинда-кунды. Это было в начале нашего путешествия. Говинда-кунда, которая на трансцендентном уровне видения неотлична от той Говинда-кунды, которая была открыта Шридхаром Махараджем и которой мы поклоняемся в Навадвипе. Только эта кунда имеет несколько иную форму на физическом плане. А на её берегу есть храм с Гирираджем. Махарадж побрызгал на всех нас водой из этой кунды и мы отправились дальше, разумеется, сделав неоднократно поклоны в том месте: сразу как подошли туда, потом в храме Гирираджа, потом, уходя мы снова поклонились.

По этой дороге нам попадалось много разных лавок, где продавали соки или даже при нас изготовляли тростниковый сок, продавали сладости, фрукты. Наши девушки купили себе немного фруктов, но особо поесть их им не удалось. Обезьяны, которые в большом количестве попадались нам по пути, особенно внимательно следили за фруктовыми лавками. Они тут же окружили девушек, у одной из них просто выхватив пакет, а других атаковали так, что им пришлось "добровольно" угощать этих проворных местных жителей.

Так же мне запомнилось знакомство с одной очень бедной семьёй, живущей в хижине у самого Говардхана. Нас подвёл к ним Махарадж, чтобы показать, как приготавливаются настоящие чапати (лепёшки из муки, так называемый индийский хлеб). Хозяин готовил их на костре, мы внимательно наблюдали за всем процессом. Парамахамса Махарадж сказал, что вкуснее, чем здесь, у этого индуса, трудно найти в окрестностях Говардхана. Но поскольку день был экадашный (день поста), то максимум, что мы могли себе позволить, это насладиться запахом и созерцанием поварского мастерства.
Во второй половине дня стало так жарко, что приходилось время от времени подходить к колодцам с водой и лить воду себе на голову или мочить шарф, который прикрывал голову от зноя.

Нельзя сказать, чтобы в этот мартовский день дорога была заполнена паломниками. Это сейчас, в эти дни, когда вы читаете рассылку, тысячи паломников собрались у Говардхана, чтобы поклоняться ему тем или иным способом. А тогда в большей степени нам попадались местные жители, которые были заняты своими повседневными заботами. Так же мы видели человека с камнем в руках, который ложился на землю, делая полный поклон - дандадават - и переставляя камень, так потихоньку передвигался по дороге вокруг холма. Но Махарадж пояснил, что это не наш метод поклонения. Для нас главное служение и воспевание Святого Имени:
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

К концу парикрамы была одна и не очень приятная встреча. Проходя в одном месте по узким улицам среди множества разных лавок, мы (несколько преданных и Махарадж) притормозились в ожидании других. И вдруг какой-то человек стал колдовать возле нас. Он ходил вокруг нас кругами, размахивая какой-то чёрной плёткой. Он был похож на ненормального. Потому что попытки как-то воздействовать на преданных выглядят несколько смешными. В какой-то момент он даже пытался схватить Махараджа за руку, но тут мы все быстро собрались и быстро пошли дальше. Вскоре я забыла о нём, но вдруг снова увидела этого человека с плёткой в руке, цепляющего Джаю. Махарадж стал гневно прогонять его, но он замахнулся для удара, я стояла слишком близко к Махараджу. И потому удар немного пришёлся по моей руке. Вряд ли это кто заметил. Но всё-таки мы отвязались от этого ненормального, проявлявшего явную враждебность.

Когда в конце парикрамы мы увидели флаг нашего матха и недостроенный купол храма, то очень воодушевились, так как многие чувствовали сильное утомление и желание срочно принять душ и завалится отдохнуть. Есть не хотелось, но отказаться от чудесного экадашного прасада в виде фруктов и орехов, было ещё труднее.

Поспав пару часов, мы выяснили, что это ещё не вся программа на сегодня. Вечером мы снова отправились в путь. Мне не хотелось никуда идти, но с другой стороны, видя как Парамахамса Махарадж старается для нас, невозможно было не откликнуться. В то же время после обхождения Говардхана состояние было таково, что уже с трудом воспринималось что-либо. Скажу лишь, что мы снова посетили Радха-кунду и Шьяма-кунду. Но также мы были в одном месте, где кунда ещё только проявляется. Там пока почти нет воды. Это место связано с Господом Брахмой и его историей о том, как он украл телят. А потом он здесь в этом месте проливал слёзы о том, что совсем не знает Кришны и эти слёзы и образовали кунду. Если не ошибаюсь, то на берегу этой кунды в храме установлено Божество Гопала. Мы также обходили Манаса-кунду и те святыни, что там были.
Но самым ярким и запоминающимся было посещение храма, построенное в предыдущую югу людьми, имеющими рост 3-4 м. Этот храм сделан из очень больших и цельных каменных плит. И ступени, ведущие к этому храму, тоже сделаны не для коротышек, которыми являемся мы, современные люди эпохи Кали. В этом храме мы задержались надолго, т.к. там была необычайно благостная атмосфера. Никто не клянчил денег. Там стояло Божество Гирираджа. Сначала Махарадж рассказывал нам самые разные вещи, а потом, увлёкшись, стал проповедовать трём служителям этого храма, время от времени переходя на бенгали.
В какой-то момент ощутила сожаление, что в свой последний день не успею на ароти и вечернюю программу. Но проповедь Парамахамсы Махараджа была столь экстатична, что все русские преданные с неослабевающим интересом внимали этому поучительному уроку. И в какой-то момент уже стал не важен перевод и язык, на котором шёл разговор, ибо сердца всех присутствующих были пленены происходящим.


   Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение внутренней и внешней гармонии.

Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru, где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.


Следующий выпуск "Абсолютной Гармонии" выйдет 1 ноября 2003 г.
Тема: "Прямой путь - только через посредника".

Архив рассылки "Абсолютная Гармония"
Словарь
Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите Туласи Прии даси


"Подлинное видение необходимо, и это самое главное. А иначе мы будем смотреть на Божества, Дхаму или что-то еще лишь своим внешним зрением. Это не настоящее видение, и мы не получим подлинного блага от этого...
Смысл в том, что без самопредания и трансцендентального знания мы не сможем увидеть ни истинный Вриндаван-дхам, ни Наму, Рупу, Гуну и Лилу (Имя, Облик, Качества и Деяния) Господа. Все это трансцендентно; поэтому материальными глазами мы никогда не сможем их увидеть".

Шрила Б.С. Говинда Махарадж

 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное