Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Карма


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Я не подвластен закону кармы, созданному Мной Самим для того, чтобы исполнить судьбы живых существ, и никогда не стремлюсь к результатам деятельности".

"Бхагавад-Гита", 4.14


Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония" (путь бхакти-йоги)
N 58


Тема: КАРМА

Тема кармы является одной из очень модных в настоящее время, и я бы даже сказала "доходных", ибо об этом пишется огромное количество книг во всём мире, которые прекрасно раскупаются, не хуже детективных или любовных романов. По моему глубокому убеждению от чтения подобной литературы больше вреда, чем пользы, во всяком случае в духовном отношении. Особенно меня "умиляют" книги с названием типа "Кармическая астрология". Для людей несведущих скажу, что такое название звучит примерно как "Сладкие сладости", ибо астрологии некармической просто не существует.

Давайте попробуем разобраться, что скрывается под столь интригующим многих людей словом "карма".

Карма - санскритское слово, означающее деятельность.

Прежде всего, зададимся вопросом: может ли живое существо быть бездеятельным? Да, такое возможно, но только при слиянии души с Богом в брахмаджьоти. Однако, вайшнавы считают это равносильным смерти - духовной смерти. В материальном же мире, как и в духовном (трансцендентном) для живого существа характерна деятельность. Материальная деятельность основана на эксплуатации, обособленном, эгоистическом интересе живого существа и, как всё материальное, имеет преходящий характер. Духовная же деятельность - бескорыстна, основана на любовном самопредании Господу, когда интересы живого существа слиты с интересами Бога, и имеет вечный характер.

Итак, первое значение слова "карма" - это любая! деятельность живого существа.

Один из наших величайших Духовных Учителей-вайшнавов - Шрила Бхактивинод Тхакур, знающий в совершенстве не только санскрит, но и духовную науку, в своей удивительной книге "Джаива-дхарма" называет духовную деятельность дживы (живого существа) нитйа-кармой дживы. Слово "нитйа" означает "вечная". А для обозначения материальной деятельности живого существа используется просто слово карма.

И Бхактивинод Тхакур пишет:

"На самом деле только кришна-према - есть нитйа-карма дживы, поскольку нитйа-карма есть вечная деятельность души в духовном мире (чид-анушилана)".

Духовный мир вечен, деятельность души там тоже вечна (это и есть нитйа-карма или вечная карма) и суть этой деятельности - Божественная Любовь к Кришне.
И это определение, этот взгляд на нитйа-карму дан нам с абсолютной точки зрения.

Но есть ещё и относительная точка зрения:

"Действия, совершаемые человеком с помощью грубого и тонкого физического тела с целью достижения этого состояния бытия (т.е. кришна-премы), могут быть тоже названы нитйа-карма".

Что здесь имеется в виду конкретно? Например, карма-йога и гьяна-йога, когда они используются как ступени, ведущие к бхакти. Или, например, ежедневная обязанность брахманов - повторять гайатри-мантру - тоже может быть названа нитйа-кармой. И хотя все эти действия сами по себе не являются вечными, но с относительной точки зрения мы говорим, что это нитйа-карма, потому что эти действия ведут человека к тому, что вечно.

Однако, гораздо более общеизвестным является употребление слова "карма" в связи с материальным бытием. В этом случае Бхактивинод Тхакур даёт следующее определение:

"Любые действия дживы, связанные с её материально-обусловленным существованием, совершаемые посредством грубого или тонкого тела, называются карма, деятельностью, направленной на получение каких-либо результатов".

И далее опять проводится градация материальной кармы.

Во-первых, всю материальную деятельность можно разделить на благоприятную (шубха-карма), неблагоприятную (ашубха-карма) и запрещённую (викарма). Неблагоприятным считается отречение от деятельности или акарма.

Суть благоприятной кармы составляют предписанные Ведами обязанности согласно системе варнашрама. Исполнение этих разнообразных обязанностей создают благочестивую жизнь, где общими для всех являются такие качества, как ненасилие, правдивость, честность, свобода от вожделения, гнева и жадности, стремление помогать другим.

В эпоху Кали люди в подавляющем большинстве находятся за пределами варнашрамы:

ашаучам анритам стейам
настикйам шушка-виграхах
камах кродхаш ча таршаш ча
са бхаво нтйавасаинам
"Нечистоплотность, нечестность, склонность к воровству, отсутствие веры в ведическую дхарму или в существование жизни после смерти, склонность к бессмысленным ссорам, похотливость, раздражительность, жажда мирских приобретений - таковы природные свойства тех, кто, будучи в низком социальном положении, находятся за пределами варнашрамы".

Поэтому деятельность таких людей является греховной (викарма) и неблагоприятной (акарма) с духовной точки зрения. Такая деятельность не предписана людям, а потому в строгом смысле кармой не является. Так говорит Шрила Бхактивинода, рассматривая этот вопрос исключительно с духовных позиций, когда во главу угла ставятся сущностные интересы Души, но не тела! И как могут видеть многие из вас такой взгляд резко расходится с ныне общепринятым. Но кем принятым? Атеистами и греховными людьми.

Но и на этом не останавливается Бхактивинода Тхакур. Благоприятную карму он подразделяет на три вида:

нитйа (ежедневные обязательные действия);
наймитика (действия, совершаемые время от времени);
камйа (действия, совершаемые по собственному желанию).

И далее он делает вывод о том, что только нитйа и наймитика карму можно считать кармой, предписанной для людей. Только эти действия и стоит совершать, а всё остальное следует отвергнуть.

"Камйа-кармы необходимо избегать, ибо она продиктована стремлением к собственному удовлетворению. В то же время следует принимать нитйа и наимитика карму, которые рекомендованы в шастрах".

"Любые действия, результаты которых благоприятны для тела и ума индивидуума, а также для других людей и всего человечества, и позволяют человеку подняться на райские планеты после смерти, есть нитйа-карма. Исполнение нитйа-кармы обязательно для каждого. Наимитика-карма обязательна для человека в отдельных случаях, возникающих при особых обстоятельствах.
Молитвы, возносимые три раза в день, принесение поклонов, чистоплотность, исполнение профессиональных обязанностей ради поддержания своего существования и благополучия всего общества, честные способы зарабатывания денег и забота о подопечных - всё это примеры нитйа-кармы.
Выполнение обрядов, связанных со смертью родственников (отца или матери), ритуалы искупления совершенных грехов - таковы примеры наимитика-кармы.
Нитйа и наимитика-карма благоприятны для каждого человека и для всего мира. По этой причине великие мудрецы, принимая во внимание разницу в складе ума и профессиональных предпочтениях людей, составили систему правил и предписаний для различных каст и сословий общества, с той целью, чтобы люди смогли спокойно жить, благодаря скрупулёзному выполнению еитйа и наимитика-кармы".

Прошу быть внимательными и обратить внимание, что та нитйа-карма, о которой только что шла речь относится к материальной карме и её вечность относительна, в то время как в самом начале приводилось определение подлинно вечной нитйа-кармы души в трансцендентной обители Господа.

И материальная нитйа-карма хотя и благоприятна и обязательна, но основана на стремлении к результатам.

О карме и кармической деятельности очень много шлок можно встретить в "Бхагавад-Гите":

"Следует понять суть деятельности, предписанной Ведами, запрещённой Писаниями, и отречение от самой деятельности. Выполнение долга известно как деятельность (карма); совершение запрещённых поступков известно как грех (викарма), а несовершение деятельности, как отречение от неё, известно как бездействие (акарма). Чрезвычайно трудно осознать внутренний принцип кармы, викармы и акармы". (БГ, 4.17)

Но особенно многим последователям бхакти-йоги нравится такая шлока:

"Человек, занятый преданным служением Господу, освобождается даже в этой жизни от кармических последствий, как хороших, так и плохих. Поэтому стремись к йоге, в которой заключено все искусство деятельности". (Бхагавад-Гита как она есть", 2.50)

К сожалению, зачастую она понимается ложно. Думать, что если вы приняли прибежище у лотосных стоп Гуру, то теперь материальная карма больше не имеет к вам никакого отношения - наивное заблуждение. Только на уровне чистой преданности человек освобождается от кармических последствий. На начальных же стадиях садханы, приняв покровительство Шри Гуру, мы получаем всего лишь потенциальную возможность не создавать новую карму (как положительную, так и отрицательную), а также возможность беспристрастного принятия приходящих к нам радостей и страданий, обусловленных ранее созданной кармой. Ещё раз повторюсь - всего лишь возможность, а воспользуетесь вы ей или нет, это уже проявление вашей свободной воли. Но, так или иначе, ранее созданные кармические последствия неизбежно будут приходить к вам, пока вы не поднимитесь до уровня чистой преданности. Вопрос, однако, не в последствиях, а в нашем отношении к приходящему. И Шри Гуру и бхакти-йога помогают сформировать правильное отношение к неизбежной материальной карме.


ЭКАДАШИ В АПРЕЛЕ:

13 апреля (воскресенье), прерывается пост на след. день 05:29 - 09:01 (г. Москва)
27 апреля (воскресенье), прерывается пост на след. день 04:55 - 08:00 (г.Москва)


Необычно и актуально для всех, кто в поиске... Подпишитесь, и будьте счастливы:

Рассылка: Мастерская Творчества - Литература для души

       


   Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение внутренней и внешней гармонии.

Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru, где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.


Следующий выпуск "Абсолютной Гармонии" выйдет 07 апреля 2003 г.

Архив рассылки "Абсолютная Гармония"
Словарь
Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите Туласи Прии даси


"Следует понять суть деятельности, предписанной Ведами, запрещённой Писаниями, и отречение от самой деятельности. Выполнение долга известно как деятельность (карма); совершение запрещённых поступков известно как грех (викарма), а несовершение деятельности, как отречение от неё, известно как бездействие (акарма). Чрезвычайно трудно осознать внутренний принцип кармы, викармы и акармы".

"Бхагавад-Гита", 4.17

 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное