Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гопинатх, ты мой истинный друг!


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Ты друг падших, поэтому у меня есть надежда. Ты можешь пролить на меня Свою милость, а можешь сурово наказать, - как бы там ни было, я могу только полностью предаться Твоим лотосоподобным стопам".

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж


Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония" (путь бхакти-йоги)
N 57


Тема: Гопинатх, ты мой ИСТИННЫЙ ДРУГ

В прошлый раз мы говорили с вами о любви, а сегодня, давайте, поговорим о дружбе.

Согласно толковому словарю Ожегова слово "ДРУГ" имеет два значения:

1)человек, который связан с кем-нибудь дружбой;
2) сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь.

А что такое дружба? В том же словаре сказано:

ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

В реальной жизни мы знаем, как мельчает какое-то слово, когда им бездумно разбрасываются люди. Кто-то готов всех своих знакомых зачислить в категорию друзей, кто-то "водит дружбу" с тем, кого в душе недолюбливает, кто-то не способен разграничить деловые отношения и дружеские.

Но большинство людей, конечно, же прекрасно понимают, что хороший друг - это тот, кто будет всегда твоим сторонником и защитником, когда ты будешь в опасности, тяжёлом положении, но он же наедине с тобой может быть и первым критиком и непримиримым оппонентом. Но самое главное, что отношения дружбы пронизывает доверие, теплота и любовная привязанность.

Такова материальная дружба. И я надеюсь, что у каждого из вас, кто читает сейчас эту рассылку, есть хотя бы один, но очень хороший друг. И всё-таки дружба в материальном мире, как и любовь, при всех их достоинствах, имеют один существенный недостаток: они не могут вырвать нас за пределы материального существования. С какой бы теплотой не поддерживал нас друг в наших материальный устремлениях, всё это временно и смертно, и не даёт нам высшего блага. В лучшем случае его поддержка примиряет нас с действительностью материального мира.

Но время от времени судьба посылает каждому из нас настоящих друзей, которые не просто с теплотой в сердце относятся к нам, но через которых мы можем приблизиться к высшему благу. И таким другом нам становится тот, кто помогает нам сделать хотя бы шаг в сторону вечного трансцендентного мира.

Шридхар Махарадж рассказывал однажды о одном преданном, с которым у него были тёплые отношения, но которого Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, несмотря на хороший нрав, подвергнул суровому замечанию за склонность к уединённому воспеванию святого имени на чётках. Никакое другое служение этот преданный не был склонен совершать. И тогда Шридхар Махарадж написал письмо Гурудеву: "Если вы позволите, то я хочу занять моего брата в Боге в проповеди здесь, в храме в Дели". На что Духовный Учитель ответил: "Если ты сможешь привезти его туда и сделать так, чтобы он помог вам в проповеди, то ты поступишь как его истинный друг. Я не думаю, что сидеть в джунглях Балихати и лишь воспевать на чётках - это кришнАнушИланам, подлинное развитие сознания Кришны".

И сегодня я хочу рассказать вам одну историю о настоящей дружбе: между учёным Сарвабхаума Бхаттачарьей и последователем Шри Чайтаньи Махапрабху - Гопинатхом. Это очень знаменитая история, и мне она очень нравится.

Сарвабхаума Бхаттачарья, узнав о юном отречении Махапрабху, очень встревожился за этого юношу, к которому испытывал симпатию, но признать в котором воплощение Бога эпохи Кали он не мог. Почему? Потому что Веды явно говорят о том, что югаватары приходят только в три другие эпохи, но не в Кали. И хотя его друг Гопинатх приводил ему цитаты из "Шримад-Бхагаватам" и "Махабхараты", указывающие на приход югааватары в эпоху Кали, переспорить учёного было невозможно. Он не мог увидеть в юном Махапрабху воплощение Бога.

И однажды Сарвабхаума Бхаттачaрья сказал Шри Чайтаньи Махапрабху:

"Чтобы ты мог поддерживать свое отречение на должном уровне, я хотел бы поучить тебя философии веданты. Я буду учить тебя, что мир - ничто, дабы мирская жизнь уже никогда тебя не прельстила". "Да, ты Мой покровитель, - ответил Шри Чайтанья Махапрабху. - Что бы ты ни сказал, Мне нужно выполнять. Я буду изучать с тобой философию веданты, когда тебе угодно".
Тогда Гoпинaтха Aчaрья сказал Шри Чайтанье Махапрабху: "Сарвaбхаумa говорит это, потому что не знает, кто Ты на самом деле". "Зачем ты его ругаешь? - ответил Шримaн Махапрабху. - Он Мой покровитель. Он был школьным товарищем Моего отца, и потому очень любит Меня. Именно из-за любви он ведет себя как Мой покровитель и заботится о Моем благополучии. Я не вижу в этом ничего плохого".

Так Бхаттачарья начал давать Махапрабху уроки Веданты, которые тот слушал внимательно и молча. Но когда по прошествии семи дней ученик так и не проронил ни единого слова, словно глухонемой, учитель не выдержал и поинтересовался, почему у его ученика нет никаких вопросов. Тогда Махапрабху вежливо сказал, что все объяснения Бхаттачарьи основаны на философии Шанкарачарьи, который по указанию Господа скрыл подлинный смысл Веданты. Поэтому всё, что говорит Сарвабхаума построено на атеистическом мудрствовании.

Большой учёный понял, что этими вежливыми словами ученик хочет сказать, что все его объяснения безосновательны и ложны.

"Если это все неправильно, ложно, то каков истинный смысл веданты?" "Если ты велишь Мне объяснить веданту, - смиренно отвечал Шри Чайтанья Махапрабху, - то Я постараюсь. Сутры, изречения веданты, совершенно ясны. Они самоочевидны. Правильное понимание сутр приводит к Парабрахману, Кришне". Так начал Свое объяснение Чайтанья Махапрабху. Он сказал, что подлинное толкование веданты - это "Шримад-Бхагаватам".

Затем в процессе их беседы речь зашла о стихе из Шримад-Бхагаватам:

АтмАрАмАш чa мунaйo
ниргрантхА aпй урукрамe
курвaнтй aхаитукИм бхактим
иттхам-бхУта гунo харих

"Изумительные достоинства Кришны непреодолимо влекут к себе даже освобожденные души, полностью удовлетворенные в собственном "я", и эти мудрецы предаются Ему в духе чистого бхакти".

И Сарвабхаума Бхаттачарья объяснил эту шлоку девятью различными способами. А потом из вежливости поинтересовался у ученика, не может ли тот что-либо ещё добавить. И тогда Махапрабху дал ещё восемнадцать чудесных толкований этого стиха, отличных от девяти, данных учёным.

Сарвабаума пал духом, его разум заметался, он вспомнил слова Гопинатха о том, что Шри Чайтанья - не человеческое существо. Потому что никакой человеческий разум не мог дать таких всеобъемлющих объяснений. И в это мгновение Шри Чайтанья явил ему свой божественный облик.

Что произошло дальше? Бхаттачарья полностью переменился. Он сочинил два чудесных стиха, в которых поведал миру о том, что Шри Кришна Чайтанья Махапрабху - Сам Всевышний Господь:

вaирАгйа-видйА-ниджa-бхакти-йoга-
шикшАртхам экaх пурушах пурАнaх
шрИ-кришнa-чaитанйа-шарИра-дхАрИ
крипАмбудхир йас там aхам прападйe

"Я предаюсь лотосоподобным стопам океана милости, Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. Он - Изначальная Божественная Личность, Кришна, и Он нисшел, чтобы учить нас подлинному смыслу знания, отречения и преданности Себе".

кАлАн нaштам бхакти-йoгам ниджaм йах
прАдушкaртум кришнa-чaитанйа-нАмА
АвирбхУтас тасйа пАдАравиндe
гАдхам гАдхам лИйатАм читта-бхрингах
"Пусть пчела моего ума глубоко погрузится в лотос стоп Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху - Верховной Божественной Личности, Самого Кришны. Он явился, чтобы восстановить путь чистой преданности, почти потерянный под влиянием времени".

Рано утром следующего дня Шримaн Махапрабху прибежал к Бхаттачарье с чудесным прасадом из храма Джaганнaтхи. И Сарвабхаума Бхаттачарья вскочил с постели и принял этот прасад тут же, даже не ополоснув рта, как делают обычно все брахманы. Съев прасад, он произнёс мантры, в которых говорилось:

"Маха-прасад Шри Кришны, даже если он сухой, несвежий, или привезен из далекой страны, следует принимать сразу после получения, не взирая на время и место".

"Благовоспитанный человек должен без колебаний принять прасад Шри Кришны, как только его получил. Тут нет никаких предписаний, касающихся времени и места. Так сказал Всевышний Господь".

А затем Сарвабхаума и Махапрабху обнялись и стали в упоении танцевать.

"Охваченный экстатической любовью, Шри Чайтанья Махапрабху воскликнул: "Сегодня Я победил весь мир, ибо Я обратил такого ученого, как Сарвaбхаумa Бхаттачaрья. Теперь он так верит в маха-прасад, что принял его без всяких ведических ритуалов. Моя миссия увенчалась успехом!"
С того дня Сарвaбхаумa Бхаттачaрья не знал ничего, кроме лотосоподобных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху, и объяснял Писания только в духе преданности. Увидев, что Сарвaбхаумa сделался последователем Шри Чайтаньи Махапрабху, Гoпинaтха Aчaрья стал хлопать в ладоши и пустился в танец:
"Ну, Сарвaбхаумa, что ты теперь думаешь?" - спросил он.
"Гопинатха, ты мой истинный друг, ибо именно по твоей милости я обрел милость Шри Чайтаньи Махапрабху", - ответил Сарвабхаума".

ГЛАЗАМИ ДУШИ или жизнь замечательных преданных

Рассказывая вам, мои дорогие читатели, о преданных, я понимаю, что кто-то из них может оказаться вам очень хорошо знаком, кто-то нет. Более того, всегда найдётся кто-то, кто знает гораздо дольше и гораздо лучше кого-то из описываемых мною людей, но в таком случае мне всегда хочется сказать: забудьте всё, что вы знали об этом человеке когда-либо и попробуйте взглянуть так, словно вы его видите впервые.

Возможно, вы всё равно увидите нечто старое и знакомое, но непременно сумеете разглядеть и новое, сегодняшнее. И не забывайте, что смотреть-то надо глазами Души и никак иначе.
В человеческой психологии существует такой феномен: когда люди знакомы длительное время, то они зачастую не способны воспринимать друг друга адекватно, т.е. такими, какими они являются реально на текущий момент. Тот стереотип, тот прежний опыт, положительный или нет, непреодолимой стеной может заслонить человека реального.

В духовной жизни особенно важно не допустить такого, ибо сама духовная жизнь и перемены, как внутренние, так и внешние, суть единый процесс. Именно поэтому в общении с людьми, серьёзно практикующими духовную жизнь, следует учиться смотреть на них каждый раз "новыми" глазами или свежим взглядом, чтобы действительно хоть что-то увидеть сегодняшнее и реальное.

Ананда Мой

Те, кому доводилось часто бывать в храмах или даже жить там, легко могут понять, как нелегка доля пуджари. Если грихастха вполне может позволить себе лень и не почитать перед сном пару-другую страниц из Гиты, то служение Божествам не терпит лени.

А если к тому же вы служите не Милостивейшим Махапрабху и Господу Нитьянанде, а Самому Кришне и Радхарани, то пощады ждать не приходится. Здесь очень высокий стандарт служения, и на любые нарушения следуют быстрые реакции. Но именно такое служение - служение Божествам в качестве пуджари, позволяет достаточно глубоко погрузиться в него и достаточно быстро понять его подлинную суть.

Преданный, о котором сегодня идёт рассказ, впервые соприкоснулся с Сознанием Кришны в 1994 г., как и многие благодаря ИСККОН. Нелёгкий жизненный путь, множество ошибок, - всё это меркнет перед искренностью, добродушием и простотой этого человека. С 1999 г. Ананда Мой стал пуджари в Лахтинском центре. Милостью Гурудева летом 2000 г. там были установлены Божества Шри Шри Руру-Гауранга Радха-Мадхавасундарджиу, а попросту говоря там поселились Махапрабху, Кришна и Радха.

И с того времени он перестал принадлежать себе. Божества пришли в Лахту, потом Гуру и преданные поехали в Москву, где продолжилась сладостная садху-санга, но Ананда Мой отныне не мог следовать за всеми - он должен был оставаться с Прекрасными Божествами. Представьте себя на минутку в этой роли и тогда быстро ощутите "искренность своего желания служить". Это, конечно, шутка, НО…

Ежедневная и непрестанная забота о Божествах утром, днём и вечером, включающая в себя священнодействие на алтаре, воспевание баджанов, парикраму, чтение Священных Писаний. А до этого нужно приготовить прасад, навести везде блеск и чистоту (на кухне, в храме). А если при этом ещё в храме не закончено строительство, что несёт с собой немало дополнительных забот и хлопот. А помощников? Раз, два и обчёлся, без всякого преувеличения. Но в его деятельности нет места рассуждениям типа "хочу - не хочу", "могу - не могу", "умею - не умею".

Мы все прекрасно знаем, как тонка, но принципиальна грань между бхакти и, например, кармой. Но как сложно со стороны понять и правильно классифицировать то, что делает человек. Преданный готовит прасад Божествам, метёт пол - что это Бхакти или карма?

"Одно условие должно соблюдаться для того, чтобы быть уверенным, что все эти различные виды деятельности в преданном служении в действительности являются бхакти: мы являемся Его собственностью; мы не обладаем никаким богатством или имуществом. Мы должны думать так: "Мой Господь является владельцем и я - Его собственностью. Всё является Его собственностью".
Кришна говорит: ахам хи сарва йагьянам: "Я - единственный наслаждающийся каждым деянием. Ты должен полностью осознать это положение"".

("Любовный поиск потерянного слуги", Шрила Шридхар Махарадж)

Однажды Ананда Мой сказал о том, что у него появилось желание служить. Что это значит? Это означает готовность выполнять свой долг наилучшим образом согласно наставлениям Гурудева, не претендуя ни на какие результаты. Это то подлинное богатство, к которому мы должны стремиться и, обретя которое хоть в минимальной степени, мы должны стараться его уберечь. Ибо без этого мы в любой момент можем легко сойти с пути бхакти-йоги, сколько бы мы до этого не находились в движении, хоть 20 лет, нам это не поможет. Но пока мы обладаем желанием служить, у нас остаётся надежда на обретение полноценной духовной жизни.


   Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение внутренней и внешней гармонии.

Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru, где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.


Следующий выпуск "Абсолютной Гармонии" выйдет 29 марта 2003 г.
Тема: "Карма"

Архив рассылки "Абсолютная Гармония"
Словарь
Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите Туласи Прии даси


"На трансцендентном плане все близкие друзья, и они безупречны в своём поведении. Там нет склонности обманывать, и поэтому и нет недоверия".

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж

 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное