Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Кто такой вайшнав?
Информационный Канал Subscribe.Ru |
"О великая душа, если ты спросишь меня, как распознать вайшнава, я отвечу тебе, что тот, кто перестал совершать оскорбления святого имени и повторяет его с глубоким чувством - есть вайшнав".
Шрила
Бхактивинода Тхакур
Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония" (путь
бхакти-йоги)
N 47
Тема: Кто такой ВАЙШНАВ?
Во многих цитатах Шридхара Махараджа, которые вы, мои дорогие друзья, встречаете в рассылке, говорится о необходимости служения Гуру и вайшнавам. Возможно кто-то из вас уже задавался вопросом: "А кто такие вайшнавы?", и возможно кто-то даже не поленился найти в вайшнавском словаре определение типа: "Вайшнав - это преданный господа Вишну или Кришны".
Но давайте всё же попытаемся более детально разобраться в этом вопросе. И поможет нам в этом Бхактивинода Тхакур и его замечательная книга "Джаива-дхарма".
Бхактивинод Тхакур в этой книге рассматривает данный вопрос то в одном свете, то в другом, то в третьем. Так, например, ссылаясь на хари-бхакти-виласу (1.55) он пишет:
"грихита-вишну-дикшако
вишну-пуджа-паро нарах
вайшнаво бхихито бхигйаир
итаро смад авайшнавах
Человек, который с верой поклоняется Господу Вишну, приняв в соответствии с предписаниями шастр, духовное посвящение в повторение вишну-мантры, в глазах учёных людей является вайшнавом. Никого другого нельзя считать таковым".
Итак, тот, кто уже принял посвящение в гаудийа-вайшнавской линии, может радостно воскликнуть: "Да, я теперь вайшнав". Но не будем спешить с выводами. Если к чему и склоняет эта шлока, так к тому, чтобы почтительно отнестись к другим, признавая в них вайшнавов.
Но далее Шрила Бхактивинода даёт нам некоторую градацию. Он
говорит о трёх категориях вайшнавов. Он выделяет шуддха-вайшнавов или чистых
преданных и описывает их как джив с чистым сознанием (шуддха-чинмайа). Он
пишет:
"Кришна и чистые
вайшнавы обладают одинаковой абсолютно-совершенной природой чистого сознания,
хотя и сохраняют при этом отдельное существование".
Далее он говорит о мадхйама-вайшнаве. Шримад-Бхагаватам (11.2.46) определяет преданного этой ступени следующим образом:
"ишваре тад-адхинешу
балишешу двишатсу ча
према-майтри-крипопекша
йах кароти са мадхйамах
"Тот, кто обладает любовью к Всевышнему Господу, кто дружит с Его преданными,
проявляет милость к невинным душам, лишённым знания о преданном служении,
кто избегает злобных людей, враждебно настроенных по отношению к Господу
и Его преданным, должен считаться мадхйама-вайшнавом - преданным среднего
уровня".
И далее Шрила Бхактивинода разъясняет, что на этой ступени человек способен проводить различие между тем, кого считать преданным, а кого нет. И другим важным качеством мадхйама-вайшнава он называет способность обращать непреданных в преданных.
И наконец, он упоминает каништха-вайшнава, единственным достоинством которого является то, что он служит Божеству Господа с верой. Его также ещё называют тенью истинного вайшнава.
Но это всего лишь один взгляд на данный вопрос "Кто есть вайшнав", помогающий, по крайней мере, увидеть существующие ступени градации преданности.
Однако далее, Бхактивинод Тхакур рассматривает это в несколько ином свете. Он пишет:
"Господь Чайтанья не причислил к числу вайшнавов тех, кто способен только на то, чтобы поклоняться Божеству. Он начал описание преданных с человека, который произнёс кришна-наму хотя бы один раз".
Т.е. здесь идёт речь о том, что человеком было произнесено чистое имя Кришны. Да, хотя бы раз. Не намабхаса (тень), и тем более не намаапарадха, а именно кришна-нам. И согласно этому Бхактивинод Тхакур называет каништха-вайшнавом того, кто время от времени повторяет Святое Имя. Постоянно повторяющий Святое Имя - это мадхйама-вайшнав. И наконец. уттама-вайшнав - это тот преданный, само присутствие которого побуждает других повторять Святое Имя.
"Господь Чайтанья Махапрабху учил, что нет других критериев, по которым можно было бы распознать вайшнава".
"О великая душа, если ты спросишь меня, как распознать вайшнава, я отвечу тебе, что тот, кто перестал совершать оскорбления святого имени и повторяет его с глубоким чувством - есть вайшнав".
А теперь мой самокритичный читатель (из числа тех, кто уже встал на путь бхакти-йоги), спроси себя: "Произнёс ли я хоть раз чистый кришна-нам?" И ответ на этот вопрос, возможно, и будет ответом на то "являюсь ли я сам-то вайшнавом?" Почему всего лишь возможно? Потому что обусловленной душе так легко попастся в лапы иллюзии и сахаджийства.
Кроме того, Шрила Бхактивинода определяет вайшнава и так:
"Вайшнав - этот тот, кто оставляет все свои временные материальные
обязанности (наймитика-дхарма), чтобы принять прибежище вечных духовных
обязанностей (нитья-дхарма)".
У кого-то может возникнуть вопрос: "Каковы обязанности вайшнава? В чём состоит вайшнава-дхарма?"
Вайшнава-дхарма - это вечная деятельности души. Джива-вайшнав, получившая освобождение из мира материи, совершает чистое преданное служение Кришне в духовном теле. Но та джива-вайшнав, которая всё ещё находится в материальном окружении, она будет практиковать садхану и
"будет благоразумно принимать всё, что способствует её духовному развитию и избегать всего, что препятствует этому. Следование священным писаниям в таком случае, никогда не превратится для него в слепой догматизм. Когда какое-либо предписание шастр будет благоприятствовать практике его хари-бхаджана, он с радостью примет его. Если же другое предписание будет препятствовать развитию его чувства спонтанной преданности, он не станет ему следовать. То же самое вайшнав проявляет к запретам, приводимым в писаниях".
Так кому же следует служить? На это Бхактивинода Тхакур отвечает нам следующее:
"тем, кто произнёс кришна-наму хотя бы один раз; тем, кто постоянно повторяет кришна-наму; и тем, кого просто увидев, каждый человек немедленно начнёт произносить святое имя.
Итак, искренний преданный должен служить этим трём типам вайшнавов. Тот, кто не произносит шуддха-кришна-наму, но лишь намабхасу, не должен считаться вайшнавом, достойным принимать служение от других. Необходимо служить лишь тем, кто повторяет шуддха-наму, и потому являются истинными вайшнавами.
Поскольку существуют разные уровни вайшнавов, необходимо служить им в соответствии с духовным уровнем, на котором они находятся...
Лишь завидев чистого вайшнава, необходимо приветствовать его, выразить своё смирение и радость от всречи с ним, предложить ему место для сидения, начать почтительную беседу и, будучи внимательным к любым его нуждам, быть готовым исполнить любое его желание Таким образом необходимо служить чистому вайшнаву".
Ну что мои дорогие, вам теперь всё ясно с тем, кому следует служить? Счастливые, коли так!
А мне лишь ясно одно: как теперь удобно нашему уму спекулировать, ссылаясь на авторитетного Духовного Учителя, и отказываясь от тех поручений, которые нам доверяют наши братья и сёстры. А что, разве они вайшнавы? Разве они произнесли хоть раз чистый кришна-нам? Что-то я такого ни от кого не слышала! Боже, даже Гурудев говорил не раз о своём оскорбительном воспевании.
Так кто есть вайшнав? Теперь я уже задаю этот вопрос персонально.
Во-первых, вайшнав (чистый вайшнав) и чистый преданный суть одно и то же. Из священных Писаний и от наших духовных Учителей мы знаем много имён вайшнавов. Все они не принадлежат этому миру, они являются вечными спутниками Господа Кришны в духовном мире. Также мы знаем имена вайшнавов из ближайшего окружения Махапрабху, золотой аватары Господа Кришны. (В конце рассылки вы можете увидеть какую-то часть этих имён, и прочитать на нашем сайте об этих вайшнавах).
А как обстоят дела в нашем сегодняшнем мире? Есть ли здесь вайшнавы хоть какого-либо уровня, кто способен произносить чистый кришна-нам? Да, говорят, что есть. Только не они сами о себе это говорят, а другие рассказывают нам об этом. Впрочем, и мы, простые люди, можем тоже кое-что ощутить на себе. Когда оказываешься в обществе таких людей, то непонятно откуда вдруг появляется большой энтузиазм и вдохновение к воспеванию святых Имён, и тогда ты начинаешь догадываться, что где-то здесь, совсем рядом, среди массы людей находятся вайшнавы. Не умея безошибочно определить, кто здесь вайшнав, а кто нет, стараешься быть почтительным к каждому, и пытаешься служить тем, на кого указывает сердце. В конце концов, гораздо лучше ошибиться, приняв простого человека за вайшнава, чем принять вайшнава за обусловленную душу, и отказаться от служения ему.
Однако,
существует для нас, обусловленных душ, верный способ понять "кто есть
кто". Это авторитетные свидетельства признанных вайшнавов. Человек,
которого они признают вайшнавом, должен быть признан и всеми остальными
таковым.
(Понятно, что это всё не действует в отношении того, у кого нет ни капли
веры, и для кого не существует никаких авторитетов).
А теперь зададимся вопросом: кого конкретно Гуру считает вайшнавом?
Говинда
Махарадж неоднократно говорил своим ученикам, что каждая Душа
- вайшнав. И это как бы один полюс видения.
Здесь в материальном мире, обусловленные души покрыты разными оболочками,
и прежде всего, так называемым "ложным" ЭГО. И именно эти оболочки
и мешают нам видеть всё в истинном свете, мешают воспринимать каждого на
духовном уровне, воспринимать каждого, как Душу, т.е. как вайшнава. И "степень
загрязнения" нашей души, "толщина" оболочек, покрывающих
Душу и определяет то, насколько мы являемся вайшнавами: на 1%, 10% или 100%.
К сожалению, всегда находятся люди, которые не умеют взаимодействовать с другими на духовном уровне, а только на уровне "эго", но при этом готовы всегда прикрываться положением, что "каждая Душа-вайшнав". Да, это так, но только в том случае, если вы реально умеете взаимодействовать с другими на этом уровне. В противном, случае, это удобная спекуляция.
Другой полюс видения состоит в том, что все вайшнавы принадлежат
духовному миру, здесь их нет совсем, за редким исключением, когда они приходят
сюда в форме Гуру и садху. Это также правомерно, как и другой полюс видения,
и к сожалению, также очень удобное прикрытие для любителей спекуляций, которые
рассуждают в стиле: "Раз вайшнавы наперечёт, а служить надо чистому
вайшнаву, то на кой... я буду считаться с преданным X, Y или Z?!"
Но подлинная духовная жизнь не терпит формализма, она не укладывается в дуализм этого мира. Нельзя подходить формально ни к чтению духовной литературы, ни к духовной жизни вообще. Поэтому служить следует не только чистому вайшнаву, но и тем оскорбителям, которые с любовью и искренностью служат чистому вайшнаву, и он удовлетворён их служением. Да, таковы мы, садхаки, делающие первые шаги в преданном служении. И нам следует в этом служении помогать друг другу. Иногда (если не всегда!) мы служим через кого-то, кто служит вайшнаву. Да, мы служим нашим духовным братьям и сестрам! Да, они зачастую такие же оскорбители, как и мы. Но в любой миг может свершиться чудо. По милости Гуру и Кришны вчерашний оскорбитель может произнести чистый кришна-нам, чистое Святое Имя. И тогда он уже станет вайшнавом согласно критерию Махапрабху. Но кто из "слепцов" увидит это?! И кто, из подлинных вайшнавов, скажет о себе, что он вайшнав?!
Мои дорогие друзья!
Сегодня у нас праздник, связанный с именем великого вайшнава:
ДЕНЬ УХОДА ДЖИВЫ ГОСВАМИ!!!
(5 января 2003 г.)
Джива Госвами по праву считается величайшим вайшнавским философом, систематизировавшим великое духовного наследие Шри Чайтанья Махапрабху во благо всего мира.
"Когда
Шри Чайтанья был в Рамакели, Им были приняты в число последователей два
моих дяди - Шри Рупа и Санатана. В то время ещё ребёнок, я со слезами на
глазах взирал на Его божественную фигуру, излучающую золотой блеск. Упав
к Его ногам, я выразил Ему почтение, когда же я прикоснулся к его святому
телу, меня охватило небывалое счастье. И Тот Золотой Господь сказал мне
такие слова: "О Джива, изучай святые писания, а по завершении обучения
ступай в Навадвипа-дхаму. Там обретёшь ты пыль с лотосных стоп Нитьянанды
Прабху, и она принесёт тебе всё желанное".
("Навадвипа-дхама махатмья", Бхактивинода
Тхакур)
И затем, когда состоялась эта встреча - Дживы Госвами и Нитьянанды Прабху в Навадвипе, то Нитьянанда открыл ему истины о сути Навадвипа-дхамы. Он сказал ему: "... Эта святая земля вечно совершенна и ей присуще нематериальное сознание и безграничность. Никакой гений не в силах проникнуть в её царство силой своего интеллекта. Лишь под воздействием энергии самозабвенной радости - хладини-шакти Господа - душа сможет отбросить все мирские представления о дхарме, праведности, и силой совершенного знания постичь, что есть подлинная, изначальная дхарма.
Навадвипа есть сфера божественного сознания, в которой Шри Чайтанья развёртывает прекрасные игры Своей любви. Взирающие на всё физическими очами, люди способны постичь лишь этот, материальный мир. Но зрению их препятствует пелена заблуждения, оттого и не в силах они узреть иную, духовную вселенную. Но в Навадвипе ни заблуждение, ни относительные пространство и время уже не имеют власти. Никакая живая душа никогда не найдёт здесь страдания. Люди, привязанные к идеалу работы ради её плодов и желанных последствий, не имеют глаз, чтобы видеть духовную реальность. Запутавшись в своих заблуждениях, они взирают на божественную обитель Господа, а видят лишь самую обычную местность. Впрочем, весьма удачливый человек сможет найти настоящих преданных, и милостью их священная любовь пробудится в его сердце; так он сможет воспринять духовный мир Вайкунтхи. Когда духовная энергия очистит его глаза, он обретёт способность видеть нематериальную обитель Господа. То божественное царство обладает своим, духовным, временем и пространством; оно за пределами мира относительных и материальных явлений".
И в заключении Нитьянанда Прабху завершил свою речь такими словами: "О Джива, Я передал тебе знание действительного внутреннего бытия Навадвипа-дхамы: постигни его глубину посредством чистого, непорочного сердца!"
ГЛАЗАМИ ДУШИ или жизнь замечательных преданных
Виджай Раман
Виджай Раман получил инициацию в Америке, в Дейтройте, вместе со старшим сыном Сатья Сундаром дасом, когда проживал там всей семьёй примерно 10 лет назад. До этого он занимался хатха и раджа-йогой, был высокопрофессиональным поваром, преуспевал в ресторанном бизнесе. Но однажды дорогой сердцу младший сын серьёзно связал свою судьбу с Сознанием Кришны. И тогда любовь к сыну оказалась той силой, которая заставила проникнуться его интересами.
С благословения Гуру семья вернулась в Россию, в Санкт-Петербург, и там в квартире на Новороссийской стал зарождаться будущий центр. Там жили преданные и было подготовлено к изданию несколько первых книг: "Златой Вулкан Божественной Любви", "Шри Гуру и Его Милость", "Бхагавад-Гита или Великое Сокровище Сладчайшего Абсолюта".
Затем был куплен участок в Лахте, т.к. Виджай Раман почувствовал необычность этого места. Хозяйка (пожилая женщина) никому не продавала участок, несмотря на многочисленные предложения. Она говорила, что все родственники хотят получить в наследство этот участок, на котором был простенький дом и пара сараев. Виджаю нравилось это место, он снимал там часть дома, бескорыстно помогая хозяйке. У него было какое-то неосознанное чувство, что на этой земле есть клад, но в то же время хотелось построить там что-то типа храма. И однажды она всё же решила продать ему эту землю. Но ни он, и никто другой даже не могли предположить, что там будет то, что есть сейчас.
Сначала на эту землю приехал Сагар Махарадж, на следующий
год приехал Гурудев и произвёл церемониальную закладку камня. Центр (здание)
начал расти как на дрожжах.
Виджай Раман руководит всеми работами, связанными со строительством: от
покупки необходимых материалов до привлечения кадров.
С момента закладки первого камня и до того, как храм стал функционировать, т.е. там были установлены Божества, и началось поклонение им, прошло всего два года. Когда туда однажды приехали иностранные специалисты и узнали, что это всё строили 6-8 человек, то они просто не могли поверить. Разумеется, ещё не все работы закончены. За 2 года были возведены стены здания, сделано отопление, внутренняя отделка алтарной: потолок, стены, пол. Закончена отделка помещений для гурудева и гостей, начата и внешняя отделка здания. Уже и сейчас своей необыкновенной красотой храм привлекает людей, случайно оказавшихся в этих краях. Кроме того, необходимо будет сделать кухню со специальным оборудованием и другие помещения нижнего этажа.
Нетерпимый к разгильдяйству и безответственности, он привлекал
к работам людей по единственному критерию: способность выполнять все необходимые
работы по высшему качеству. Поэтому далеко не все строители были безупречными
людьми, далеко не все были преданными, и с теми, кто не мог или не хотел
качественно строить, расставались. Такая строгость и требовательность служили
для некоторых людей источником обид и недовольства.
Однако, настоящий преданный стремится удовлетворить Гурудева. И Говинда
Махарадж был несказанно счастлив видеть в 2000 году при установке Божеств
выросший на берегу финского залива храм. Через год он приехал снова, чтобы
увидеть своими глазами те перемены, которые произошли к тому моменту. И
он очень доволен служением Виджай Рамана.
Надо сказать, что суровость и строгость этого человека в большей степени внешние. Ибо те преданные, которые сталкивались с какими-либо серьёзными проблемами в своей жизни и духовной практике, знают, насколько это добрый и отзывчивый человек, всегда готовый помочь преданному в преодолении самых разнообразных проблем. Он - словно бы отец большого семейства российских преданных нашей миссии.
Однако, следует понимать, что семья преданных имеет духовную основу, а не материальную. И смысл такой семьи не в финансовой поддержке или благотворительности по отношению к друг другу, а в осуществлении центральной цели: служение Гурудеву.
И выстроить крепкую вайшнавскую "семью" преданных
возможно лишь, когда каждый будет устремлён отдать: все свои силы, всё,
что возможно и немного сверх того другим членам большой семьи. Те, кто не
понимает это, переполняется обидами, претензиями и недовольством, а порой
стремится и "развестись" с семьёй, не понимая, что это вовсе не
то, что хочет от нас Гурудев. А чего он хочет?
Ответ на этот вопрос красной нитью проходит сквозь книги дорогого Гуру Махараджа:
через служение гуру и вайшнавам мы должны увидеть, как прекрасно наше окружение,
должны научиться любить и ценить друг друга: всех и каждого.
Таким образом, Виджай Раман, как подлинный отец, заботится о своих детях - преданных - самым разносторонним образом: давая бесценные практические советы или помогая материально, когда действительно есть необходимость и когда преданный отдаётся служению со всем сердцем; он научит того, кто не может, и подскажет тому, кто не знает. И как подлинно преданная душа, Виджай Раман, прежде всего, желает помочь и себе и другим в развитии ещё большей степени преданности.
Периодически он ездит в Навадвипу к Гурудеву, и каждый раз возвращается оттуда с многочисленными подарками, как для преданных, которые ему активно помогают вести храмовое хозяйство, так и, прежде всего, для наших прекрасных Божеств.
Рекомендуемые ссылки :
На нашем сайте вы можете почитать о следующих вайшнавах:
Гададхара
Пандит Гаури Дас
Пандит Абхирама
Тхакур Джаганнатх
Дас Бабаджи
Нитьянанда
Прабху Рагхунатх
Дас Госвами Гопал
Бхатта Госвами
Бхактивинода Тхакур
Мадхавендра
Пури Баладева
Видьябхушана Шри
Рупа
Шридхар
Махарадж
Сварупа Дамодара
Нароттам
Даса Тхакур
Говинда
Махарадж
Гауракишора
Дас Бабаджи Бхактисиддханта
Сарасвати Тхакур Бхактиведанта
Свами Прабхупада
Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение внутренней и внешней гармонии.
Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru, где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.
Следующий выпуск "Абсолютной Гармонии" выйдет 15 января 2003 г.
Тема: "Хочу быть вайшнавом или последняя ловушка майи".
Архив рассылки "Абсолютная
Гармония"
Словарь
Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите
Туласи Прии даси
"Вайшнав - лучший человек в мире. Вайшнав - друг каждого в мире. Вайшнав - лучший доброжелатель мира ".
Шрила
Б.Р. Шридхар Махарадж
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||