Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Истинное смирение


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Стремление следовать Высшей Воле увеличивается, если мы принимаем настроение смирения".

Шрила Б.С. Говинда Махарадж


Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония" (путь бхакти-йоги)
N 22


Тема: Истинное смирение

       Вайшнавы считают смирение одним из первостепенных трансцендентных качеств Души, которое необходимо как воздух каждому, кто стремится приблизиться к Богу и установить с Ним какие-либо отношения в одной из рас: шанта, дасйа, сакхйа, ватсалйа и мадхура. Именно смирение служит тем индикатором, при помощи которого возможно судить о степени нашей близости к Абсолютной Истине. Никакие искусственные методы не помогут нам приобрести это драгоценное качество. Подобно тому, как человек, вдруг оказавшийся в лодке посредине бушующего океана, не может не испытать ощущение своей "малости" и ничтожности перед лицом неподвластной ему стихии. Подобно этому, когда мы реально сталкиваемся с чем-то поистине великим, смирение естественно приходит к нам. Поэтому, по мере приближения к Абсолюту чувство смирения возрастает в геометрической прогрессии. И это можно увидеть на примере святых личностей, чистых преданных Господа.

       В толковом словаре слово "смирение" обозначено как устаревшее, что уже меня не удивляет, и оно означает - отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле. Отсутствие гордости, а точнее гордыни, - это действительно очень важный и существенный момент. Что же касается покорности чьей-либо воле, то для вайшнава - чистого преданного Бога - в расчёт принимается только одна воля - Воля Господа.

       В материальном мире разум людей осквернён материей и потому не позволяет иметь верное представление о многих качествах Души. Это относится и к смирению, которое явно не в почёте в нашем обществе. Потому что образ смиренного человека здесь ассоциируется с безропотной и безответной личностью, не умеющей постоять ни за себя, ни за других, боящейся лишний раз поднять глаз и молвить слово. Возможно, я несколько утрирую, но в целом преобладают именно такие ложные представления. Мало того, что всё это внешние вещи, но это зачастую вообще не имеет никакого отношения к смирению.

       Вот что пишет по этому поводу Шридхар Махарадж в статье "Истинное смирение":

       "Конечно, каждый может одурачивать простых людей своим поверхностным смирением. Однако показное смирение не подлинно. Оно должно исходить из сердца, и у него должно быть реальное назначение. Смирение, терпение, скромность - обо всем должны судить нормальные, здравомыслящие люди, а не подобные слонам, тиграм и шакалам невежды. Можно ли позволять им оценивать, что есть смирение, а что - наглость и нахальство? Конечно, нет. Должен ли преданный думать: "Кто-то досаждает Божеству и храму, а я буду стоять и ничего не делать. Я должен быть смиренен и терпелив. Вот собака вошла в храм, а не выказать ли ей почтение?" Это не настоящее смирение".

       Обратите внимание: у смирения должно быть реальное назначение. Что это значит? Это значит, что наше смирение должно быть направлено в сторону подлинно великого.

       "Мы почитаем Высшую Истину, Бога богов; наши действия должны быть согласованы с этим. Если внутри себя мы будем хранить высшую концепцию относительности, мы увидим, что мы нижайшие. Когда нашим покровителям грозит какая-то опасность, мы должны принести себя в жертву. Всё это следует принять во внимание, чтобы понять значение смирения, - не физической имитации, но подлинного смирения. Это можно осознать лишь на практике".

       Правильное понимание расстановки приоритетов в этом вопросе состоит в следующем.
Да, мы можем и должны следовать относительному пониманию смирения всегда, когда это возможно, т.е. мы должны стремиться выказать почтение любому, кто этого желает, не требуя почтения к себе.
В этой связи вспоминается история, когда один человек, великий учёный, обладающий мировой известностью, прослышал о славе Шрилы Рупы Госвами и пришёл к нему с вызовом: "Если ты не сможешь одолеть меня, напиши расписку с подтверждением своего поражения". И Рупа Госвами подумал: "У меня нет времени беседовать с этим добрым человеком". Затем он сказал: "Где твоя бумага? Я подпишу её". И Рупа Госвами написал: "Этот человек является великим пандитом. Он победил меня", - и подписался.

       И Гурудев говорит в связи с этой историей:
"Такова натура чистых преданных - они не хотят быть причиной волнений или беспокойств для других. Они прекрасно понимают, что всё в этом мире просто преходящее шоу. Люди думают, что обладают какой-то собственностью, и что это - их богатство, однако никто не знает, когда он умрёт и куда отправится после смерти.
Но наш долг в том, чтобы подготовить себя к служению Кришне, и это является истинным богатством наших жизней. Служение Кришны - наше прибежище, и мы не хотим тратить время на мирские дела".


       Итак, для успешной духовной практики следует стремиться жить в мире, быть смиренными, терпеливыми и почтительными к окружающим. Но если вдруг при каких-то обстоятельствах относительное понимание смирения приходит в противоречие с абсолютным, то мы должны его отбросить и покориться Абсолютному. Другими словами, смирение перед Центром и Его окружением - это наш главный приоритет. И если от преданного потребуется сражаться словом или делом во имя этого Абсолютного Центра - то он будет это делать с радостью, и в этом будет состоять его истинное смирение.

Как же всё-таки обрести смирение? Возможно ли это для нас? Шридхар Махарадж отвечает на это так: "Чтобы развить такого рода смирение и терпимость, нам надо во всем видеть руку Господа".

       В следующем номере мы продолжим тему смирения, но немного под другим углом зрения.


ИЗ ИСТОРИИ НАШЕЙ МИССИИ

       Страницы из жизни Бхактиведанты Свами Махараджа
(основателя-ачарьи Международного Общества Сознания Кришны Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады)       

       Так уж случилось в моей жизни, что эту удивительную личность я открываю для себя благодаря своему Гуру - Говинде Махараджу и парам-гуру - Шридхару Махараджу, а также их последователям, среди которых есть и непосредственные ученики Шрилы Прабхупады. И чем больше я открываю, тем больше осознаю, какое великое благо для западных людей - соприкосновение с этой возвышенной Душой, необычайно смиренной перед Кришной. Но в то же самое время мы видим в нём энергичного и непримиримого ко всякого рода заблуждениям выдающегося проповедника Сознания Кришны. И понимание величия этой личности естественным образом склоняет голову к Его лотосным стопам в почтительной любви и жажде обрести хоть каплю Его Милости.

       И сегодня я предлагаю вашему вниманию отрывки из статьи Шрилы Говинды Махараджа "Два гуру" (полностью можно прочитать на сайте):

       Когда Его Божественная Милость Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Махарадж приехал на Запад, он был одинок. В течение первого года его попытки проповедовать сознание Кришны терпели неудачу. У него не было помощников. Но он не терял твердой веры в своего Гурудева, Ом Вишнупада Шрилу Бхакти Сиддханту Сарасвати Госвами Тхакура Прабхупаду, который много лет назад сказал ему: "Ты хорошо владеешь английским языком и у тебя особый проповеднический дар, поэтому начни проповедовать сознание Кришны в англоязычном мире". Эта вера была его опорой и неиссякаемым источником надежды. Но в начале его проповеднического пути, как я впоследствии слышал от него самого, ему пришлось столкнуться с множеством трудностей.

       Я пришел в Матх семнадцати лет, в 1947 году. Я думаю, что тогда получил его милость. Хотя он был грихастхой, его стремление проповедовать не имело себе равных. В то время Шрила Свами Махарадж был предпринимателем. У него была лаборатория "Вималтоун Лэборэтриз", а этажом выше он отвел две комнаты Шриле Гуру Махараджу (Шриле Б.Р.Шридхару Махараджу -- прим.редактора) для проповеди. Он очень хотел организовать проведение выездных лекций Гуру Махараджа в Калькутте и близлежащих селениях. Хотя Гуру Махарадж не был склонен возвращаться к широкомасштабной проповеди, Шрила Свами Махарадж горел желанием осуществить свой замысел, поскольку знал исключительную способность Гуру Махараджа объяснять сознание Кришны и его непоколебимую преданность.
Их связывала очень близкая и достойная восхищения дружба. Шрила Свами Махарадж принимал участие в проповедях Гуру Махараджа, однако, в то время Гуру Махарадж проповедовал мало. Но это не останавливало Шрилу Свами Махараджа. С несколькими брахмачари он начал проповедовать в Калькутте. Шрила Свами Махарадж был бизнесменом, и когда к нему приходили клиенты решать деловые вопросы, он проповедовал сознание Кришны. Поэтому состояние его бизнеса оставляло желать много лучшего! Весь его возвышенный образ мыслей и направленность на проповедь не давали ему сосредоточиться на бизнесе. Естественно, это мешало развитию дела. Он даже поместил в газетах объявление примерно такого содержания: "Если есть желающие предоставить свой храм или оказать помощь - мы готовы ее принять". В ответ стали отовсюду приходить звонки и, заручившись согласием двух-трех брахмачари, одним из которых был я, Шрила Свами Махарадж начал проповедовать. Это было нелегко. В то время он был грихастхой (семейным человеком -- прим.редактора), а я - брахмачари в шафрановых одеждах, и, научив меня нескольким шлокам из "Шримад Бхагаватам", он предоставлял мне вйасасану. "Прочти эти стихи, - говорил он, - а затем я объясню их смысл". Так он начинал свою проповедь.

       Его стремление распространять сознание Кришны было невиданным. И Махапрабху, Нитьянанда Прабху, Прабхупада - они же не слепые - не могли не заметить этого горения...

Поэтому когда Шрила Свами Махарадж решил полностью отдаться проповеди, и рядом не было никого, кто смог бы помочь ему, он не впал в уныние. Приняв санньясу, он отправился на Запад, в Америку. Он решил начать с Америки, поскольку знал, что в Англию и Европу его Гуру, Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада уже направлял таких опытных и знающих санньяси, как Шрипада Апракриту Прабху, известного в отречении как Шрила Бхакти Саранга Госвами Махарадж. Однако их проповедь, по всей видимости, не принесла заметных результатов. Они основали матх и читали лекции в кругах высшей знати, которые посещали даже члены королевской семьи, но в целом это не оказало влияния на духовную атмосферу общества, хотя Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада прилагал к тому немалые усилия. Общественное мнение Индии очень благоволило тем, кому удавалось добиться успеха в Лондоне, называвшемся тогда на бенгали "Билат". Поэтому Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада хотел воспользоваться этим; он говорил: "Если мы сможем развить свою миссию в Англии, то индийцы будут относиться к учению Гаудийа Вайшнавов с большим почтением".

Но его воля была исполнена годы спустя, после его ухода, Шрилой А.Ч. Бхактиведантой Свами Махараджем".



ВОПРОС - ОТВЕТ

  Преданный : В заключении позвольте Вас спросить: каков будет дальнейший наказ преданным, особенно в связи с Золотым юбилеем?

 Ответ Шрилы Говинды Махараджа: Они должны стараться всем сердцем служить Шриле Гуру Махараджу. Служение Шриле Гуру Махараджу подразумевает собой служение его Миссии, его Божествам и его преданным. Они могут декорировать свое служение, но это суть три главных обязанности. Его Миссия живет в каждой стране, и чудесным, изящным образом, они могут пытаться делать все больше и больше.

Я доволен преданными Запада, но они способны на большее. А если вы спросите меня, доволен ли Шрила Свами Махарадж, я вынужден буду ответить, что нет. Он всегда хочет полного, а не частичного служения. Но Шрила Гуру Махарадж был, в основном, очень невзыскателен в этом отношении: он всегда принимал от преданных даже неполное служение. Свами Махарадж имеет не такой характер - он неизменно хочет получить всю энергию преданных. Гуру Махарадж тоже хотел этого, но он обычно обращает внимание и дарует милость повсюду, где совершается хоть какое-то служение; и данное настроение дает преданным больше надежды.

Но преданные должны пытаться действовать согласно линии Шрилы Свами Махараджа! И я также хочу этого. Необходимо служить Шри Гуру и Ваишнаву двадцать четыре часа в сутки. Но если нет возможности делать так в течении целого года, то по крайней мере, следует совершать служение указанного типа хотя бы несколько дней.

Примечание: Шрила Гуру Махарадж - основатель ШЧСМ Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж
Шрила Свами Махарадж - основатель-ачарья Международного Общества Сознания Кришны Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада

Золотой юбилей - 50-летие со дня основания ШЧСМ (отмечалось с 1991 г. в течении года)


СЛОВАРЬ слов, встречающихся в данной рассылке:

шанта-раса - пассивное Богопочитание
дасйа-раса - преданное служение в благоговении
сакхйа-раса - дружеские взаимоотношения с Богом
ватсалйа-раса - родительская привязанность к Богу
мадхура-раса - преданное служение в настроении супружеской любви

Рекомендуемые ссылки :

Истинное смирение       шлока из "Шикшаштаки"       Шриман Махапрабху    
Говинда Махарадж       Гуру Махарадж                          Бхактиведанта Свами Прабхупада
"Два гуру"                  


ЭКАДАШИ В ИЮЛЕ:

6 июля (суббота), прерывается пост на след. день 03:56-09:41 (г. Москва)
20 июля (суббота), прерывается пост на след. день 04:15-09:49 (г.Москва)


   Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение внутренней и внешней гармонии.

Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru , где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.

Если будут встречаться непонятные слова, смотрите Словарь
Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите мне
С уважением, Туласи Прия даси


Следующий выпуск "Абсолютной Гармонии" выйдет 5 июля 2002 г.
Тема: "Тринад апи суничена - смиреннее травинки. . . "


"Мы почитаем Высшую Истину, Бога богов; наши действия должны быть согласованы с этим . . .
Когда нашим покровителям грозит какая-то опасность, мы должны принести себя в жертву. Всё это следует принять во внимание, чтобы понять значение смирения, - не физической имитации, но подлинного смирения. Это можно осознать лишь на практике".

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж

 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное