Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Это Сладкое слово "СВОБОДА"


Информационный Канал Subscribe.Ru Новый модный поиск - www.lycos.ru

"Поскольку душа является обладающей сознанием духовной сущностью, она обладает свободной волей. Свобода неотделима от сознания. Понятия "обладающая сознанием сущность" и "свобода" являются абсолютно равноценными".

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж


Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония" (Путь бхакти-йоги)
N 12


Тема: Это сладкое слово "СВОБОДА"

           В словаре Ожегова можно найти два определения:

1) СВОБОДА (вообще) - отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чём-нибудь.

2) Свобода (в философии) - возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

     В самом философском определении свободы уже содержатся определённые рамки. Ничего не скажешь, мудры философы, прекрасно понимающие, какие объективные ограничения имеет свобода человека в этом мире. Разнообразные желания и интересы людей зачастую сталкиваются между собой, приводя к конфликтам и противоречиям, которые разрешаются в обществе на основе законов, при этом индивидуальные свободы оказываются ограниченными в большей или меньшей степени. Не стану спорить, что ограничения, налагаемые обществом и его законами, зачастую легко обходятся теми, у кого деньги и власть. Но способны ли эти "счастливцы" обойти законы мироздания? 

    Мы не можем жить под водой, ибо мы не Ихтиандры ("Человек-амфибия"), и мы не можем питаться гвоздиками и керосином, подобно Фенечке из сказки, которую я читала много лет назад, - нам не позволят это законы материальной природы.

  И если пойти чуть дальше, то можно будет увидеть, что матушка Карма предначертала нам довольно узкую дорогу на данное воплощение. Мы не случайно родились в той или иной стране, у тех или иных родителей, при том или ином достатке, красивыми или не очень, здоровыми или нет. И много-много других неслучайностей будут сопровождать нас по жизни. И многие-многие из них будут нам казаться тяжкими оковами, а не столь желанной СВОБОДОЙ.

И когда речь заходит о кармических законах, то надо понимать, что здесь не помогут ни деньги, ни власть, ни тем более неправедное злоупотребление всем этим. Степень свободы определяется не наличием чего-либо в этом мире, а наоборот, отсутствием оного. Другими словами, стремиться нужно к тому, чтобы стать свободным ОТ….

    ОТ всего, что не является минимально необходимым для поддержания жизни и служения Абсолютной Истине.

    А у нас так много излишеств! Нам жизненно необходимо освободиться ОТ гордыни, телесных привязанностей, и самое главное - от разнообразных эгоистических интересов. А в конечном итоге, по милости Кришны и Его преданных через любовное преданное служение им, возможно обрести свободу и от законов кармы.

    Так существует ли желанная СВОБОДА? И кто те подлинные счастливцы, обладающие всем этим?

    Первое определение из словаря для слова "свобода" не содержит ограничений. И именно такая свобода кажется многим привлекательной. АБСОЛЮТНАЯ и безграничная СВОБОДА!
Она существует! И она принадлежит тому, кого мы называем Всевышним Господом, Абсолютом, Абсолютной Истиной. ОНА ПРИНАДЛЕЖИТ ЕМУ И ТОЛЬКО ЕМУ.

    Давайте попробуем разобраться, ПОЧЕМУ это так? И что принадлежит каждому из нас, но не как телу (ибо с этим, думаю, всё понятно, в силу вышесказанного), а как вечной и нетленной Душе?

Шридхар Махарадж в книге "Поиск Шри Кришны, Реальности Прекрасного" пишет:

"Сознание предполагает наличие свободной воли, без воли сознание не может быть осмысленно. Атомарные частички сознания обладают очень незначительной свободной волей, и, используя свободную волю, некоторые дживы выбирают материальный мир. Они отвергают подчинение высшей власти; они хотят господствовать. Поэтому, с этой зарождающейся идеей владычества, джива входит в мир эксплуатации.
    В "Бхагавад-Гите" (7.27) утверждается:

иччхА-двеша самуттхена, двандва-мохена бхАрата
сарва-бхУтАни саммохам, сарге йАнти парантапа
"Два принципа в изначальной форме пробуждаются в дживе: ненависть и желание. Затем, постепенно, душа полностью погружается в пучину материального мира".     Вначале развивается пристрастие и безразличие в начальной форме, в точности, как у ростка вначале пробиваются два листочка. И, постепенно, эти два чувства глубоко погружают нас в этот материальный мир.
    Почему джива попадает в мир эксплуатации, а не мир преданности? Это исходит из её внутренней природы, которая наделена свободной волей. Таков свободный выбор.
Это обосновывается в "Бхагавад-Гите" (5.14):
на картритвам на кармАни, локасйа сриджати прабхух
на карма-пхала-самйогам, свабхАвас ту правартате
"Душа ответственна за то, что она попала в мир эксплуатации".
Ответственность за душой, а, в противном случае, Господь был бы повинен в её бедственном положении. Но Кришна говорит, что внутренняя свободная воля души ответственна за её затруднительное положение в этом материальном мире. Душа сознательна, а сознание предполагает наличие свободы. Но так как душа крошечная, её свободная воля несовершенна и уязвима. В результате этого выбора некоторые души приходят в материальный мир, а некоторые в духовный мир. Поэтому ответственность за это целиком на индивидуальной душе".

 

Думаю, что теперь понятно, почему Абсолютная и безграничная свобода ТОЛЬКО у Сладчайшего Абсолюта. Ведь именно Он есть ПОЛНОЕ и БЕЗГРАНИЧНОЕ СОЗНАНИЕ, а мы лишь маленькие искорки этого сознания.

Свобода выбора естественно подразумевает и наше право на ошибку. Если мы хотим гарантированно избежать ошибки, то мы должны целиком и полностью положиться на Того, кто при любых обстоятельствах БЕЗОШИБОЧЕН. Да, только делегировав свою свободу Абсолюту, мы сможем стать абсолютно безошибочными.

 

"Однажды политический лидер Индии Шьямасундара Чакраварти спросил нашего духовного учителя, Прабхупаду Бхактисиддханту Сарасвати: "Почему Господь предоставляет такую свободу дживе?" Прабхупада ответил ему: "Вы боретесь за свободу. Разве вы не знаете ценность свободы? Лишенная свободы душа неотлична от материи." Свобода предлагает нам выбор между правильным и ложным. Однажды Ганди сказал наделенным властью британским чиновникам: "Мы хотим свободу". Они ответили: "Вы не готовы иметь собственное правительство. Когда вы будете готовы, мы дадим вам свободу". В заключении он сказал им: "Мы хотим получить свободу ошибаться". Таким образом, свобода не предполагает лишь правильную деятельность; свобода ценна своей независимостью от правильного и неправильного.
Свободная воля абсолютна лишь в связи с Абсолютной Истиной. Так как мы ограничены, наша свободная воля ничтожна. Существует возможность совершить ошибку. Наш первый выбор был господствовать, и поэтому, постепенно, мы вошли в мир мнимого господства. Всё остальное проявилось как результат этого". (Шридхар Махарадж, "Поиск Шри Кришны, Реальности Прекрасного".)

 

"Но, в конечном счете, ни на какой стадии мы не лишаемся свободы действий. Даже при столь низком положении, когда мы принимаем рождение в качестве дерева, - даже тогда в глубине нашего существа есть свобода.
Трудно представить, чтобы дерево обладало независимостью, свободой воли, но она имеется - в приглушенном состоянии. Свобода есть и у нас, и нам нужно попытаться, насколько возможно, понять суть этого. Но с другой стороны, на нашу независимость давят столько ограничений, что нам может показаться, будто мы не свободны, но движимы обстоятельствами. И все же, у нас имеется свобода выбора нашего пути, хорошего или дурного. Мы - крайне ничтожные существа, и поэтому наша свобода также ничтожна и ограничена, но она есть. Хотя и чрезвычайно незначительная, она существует". ("Сердце и сияние", Шридхар Махарадж).

 

Какой смысл в чём-либо, в том числе и в свободе, если это не приносит подлинного счастья? Ценна не столько свобода сама по себе, сколько тот нектар, который приходит к Душе, сумевшей наилучшим образом распорядиться своей небольшой по величине свободой воли.

О том, как следует распорядиться ей, говорит Господь Брахма:
Тат те 'нукампАм сусамИкшамАно
БхунджАна эвАтма-критам випАкам
Хрид-ваг-вапурбхир видадхан намас те
Дживета йо мукти-паде са дАйа-бхАк
"Тот, кто в надежде снискать Твою милость (милость Всевышнего) безропотно и спокойно переносит лишения - дурные плоды своей собственной кармы - и служит Тебе каждой мыслью, словом и делом, достойный наследовать землю свободы, обретает мир высшего бессмертия"
(Шридхар Махарадж, "Шри Шри Прапанна-дживанамритам или Нектар Бессмертия Предавшейся Души").

"Предубеждения прошлого опыта, в тонкой форме опутавшие наше внутреннее существо, застилают, словно пыль, зрение души. Наше внутреннее зрение закрыто толстым слоем пыли множества различных заблуждений, относящихся к частным интересам, которые заставляют нас пренебрегать интересом универсальным…

Как человек сможет узреть универсальную волну, если его ум полностью поглощён различного рода местническими интересами? Каким образом он сможет найти универсальный интерес, всеобъемлющую волну? Только всецело избавившийся от всех видов местнических запросов и жаждущий осознать универсальную волну способен увидеть её со всей ясностью…

Если мы не в силах увидеть, что все волны, устремлены на удовлетворение Одного, сваям Бхагавана, до истины нам ещё далеко. Мы трудимся, обманывая: мы лгуны, вводящие в заблуждение не только себя, но и окружающий мир. Мы виновны в неправильном понимании всего и в передаче этого ложного знания другим. Каждый, все баддха-дживы, более или менее являются обманщиками. Таково наше состояние, и если мы стремимся занять подобающее нам положение, нам надлежит избавиться от такого заблуждения, такого обмана самих себя, равно как и окружающих….

Мы должны принять богооткровенную истину и распрощаться с так называемым научным знанием и другими видами понимания. Которые все являются ошибочными, основанными на ложном опыте и ложной информации. "Это принадлежит мне, это - ему, а это - им", - родобные заключения абсолютно ложны. Поэтому нам необходимо освободиться, получить полное избавление от этой мании, этого заблуждения. И нам надлежит не просто избавиться от заблуждения, ложного понимания внешних волн, но и достичь сферы положительного, научиться осознавать волну, вибрацию Голоки". ("Сердце и сияние", Шридхар Махарадж).


Вопрос - ответ

  Вопрос: "У души есть свобода, но обладает ли она знанием относительно различных аспектов реальности?"

 Ответ Шридхара Махарадж: Душа очень мала и её свобода не совершенна. В пограничном положении душа уязвима. Свобода не подразумевает абсолютную свободу. Поскольку сфера восприятия души является незначительной, её свобода носит ущербный характер, и благодаря этому существует возможность совершения ошибки. Свобода незначительной по своим размерам души не означает совершенную сободу. Абсолютная свобода свойственна совершенной реальности, тогда как незначительная по своим размерам душа наделена минимальной, атомарной свободой. Таковым является положение атомов сознания, и именно поэтому они и являются уязвимыми. Они могут принимать правильные и неправильные решения. Таковым является положение тех, кто занимает пограничное положение. Если бы душа не обладала свободой выбирать своё положение, то тогда мы могли бы винить Бога за наши страдания. Но мы не можем делать этого. Отправная точка испытываемых душой страданий находится внутри неё самой.

   Страдания души в обусловленном состоянии подобны страданиям наркомана. До начала принятия одурманивающих средств первый шаг к наркотической зависимости вызван любопытством. По прошествии же некоторого времени, проведённого в приёме наркотических средств, человек уже не может обойтись без наркотиков. Наша привязанность к майе, или заблуждению, сходна к пристрастиям к наркотикам. Сначала мы ощущаем любопытство, но когда мы привыкаем к наркотикам заблуждения, мы уже вынуждены продолжать принимать это одурманивающее средство. До привыкания такой зависимости не могло бы быть. Но если вы начали, то тогда, по мере развития данной привязанности, наркотики полностью поглотят вас.

   Первопричиной того, что мы запутались в материальной природе, является наше соприкосновение с майей в состоянии любопытства. Но по мере того, как мы всё ближе и ближе сходимся с ней, ровно настолько она начинает поглощать нас. И таким образом мы очутились в когтях майи. Но в самом начале наша привязанность была очень слабой, подобно привязанности того, кто только начинает в качестве пробы пригнимать наркотики. Начало нашей игры с майей включает в себя добровольное неправильное использование нашей свободной воли, и это приводит нас к этому настоящему положению, в котором майа полностью поглощает нас. Слово "майа" означает нашу привязанность к состоянию наркотического опьянения: там, где существует любовь к эксплуатации, там и майа. И истина находитсяьна противоположной стороне от эксплуатации. Истина обнаруживается в посвящении всего центру, или Кришне".


   Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение внутренней и внешней гармонии.

Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru , где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.

Если будут встречаться непонятные слова, смотрите Словарь
Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите мне
С уважением, Туласи Прия даси


Следующий выпуск "Абсолютной Гармонии" выйдет 21 апреля 2002 г.
Тема: "Венец справедливости и закона"


"Свобода незначительной по своим размерам души не означает совершенную свободу. Абсолютная свобода свойственная совершенной реальности, тогда как незначительная по своим размерам душа наделена минимальной, атомарной свободой".

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное