Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Христианский универсализм ('Чтобы все спаслись')


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 352/2023-03-06

Доброго времени суток. Хочу продолжить рассказывать о книгах, которые недавно нашла и которые кажутся интересными мне лично. Помимо книги Андрея Десницкого о научном изучении библейских текстов (о чём я писала в прошлый раз), я также сейчас начала слушать книгу христианского универсалиста. Это книга Дэвида Бентли Харта, православного богослова, воспитанного в англиканстве, некоторые книги которого уже переведены на русский язык.

Христианский универсализм это учение о всеобщем спасении, превозмогающем власть ада силой любви Бога. Хотя такое учение представляется неортодоксальным, его придерживались известные богословы, такие как Григорий Нисский, Исаак Сирин, Диодор Тарсийский, Феодор Мопсуэстийский и некоторые другие, не говоря уж об Оригене (которого часто считают осуждённым на Вселенском соборе, в то время как исследователи это оспаривают). 

В рамках церковной ортодоксии богословы, которые верят в возможность всеобщего спасения, как правило, утверждают богословие надежды, не исключающее возможность вечного ада как вероятность. То есть они  не утверждают ни того, что всеобщее спасение для всех неизбежно, ни того, что кто-либо обязательно должен оказаться в вечном аду. Богословие надежды на всеобщее спасение близко к универсализму по духу, но всё же в полной мере им не является из-за указанной осторожной позиции. 

Подобную точку зрения представил митрополит Каллист (Уэр) в статье «Смеем ли мы надеяться на спасение всех?», где он описал две противоположные точки зрения и сделал вывод, что христианин вправе дерзновенно надеяться, но не вправе считать, что Бог обязан всех спасти. В католической церкви такая позиция допускается, несмотря на доктрину о вечном аде, которая может быть понята как лишь предупреждение. Самым известным богословом, утверждавшим надежду на всеобщее спасение, стал Ханс Ур фон Бальтазар. Тема возможности всеобщего спасения была также описана в статье католического автора Бернара Себоюэ «Вечен ли ад» (которая вошла в сборник «Учение о спасении в разных христианских конфессиях»). 

Дэвид Бантли Харт считает богословие надежды на всеобщее спасение недостаточным. С его точки зрения, сама мысль о возможности бесконечных мучений несовместима с христианской верой в любовь Бога. Признаться, я тоже считаю учение о бесконечных мучениях лишённой смысла архаикой, которую можно рассматривать как проекцию человеческой психики, жаждущей возмездия злодеям. В библейских текстах мы читаем предупреждения в форме притч и аллегорий, и, кроме того,  неточный перевод греческого слова «эон». Однако, если вы не хотите выйти за рамки ортодоксии, то есть возможность обретения надежды вместо уверенности в спасении всех.

Книга Дэвида Бантли Харта называется «Чтобы все спаслись. Рай, ад и всеобщее спасение». Вот её описание: 

«Принято думать, что в христианстве недвусмысленно провозглашено, что спасшие свою душу отправятся в рай, а грешники обречены на вечные сознательные мучения. Доктрина ада кажется нам справедливой. Даже несмотря на то, что перспектива вечных адских мук может морально отталкивать и казаться противоречащей идее благого любящего Бога, многим она кажется достойной мерой воздаяния за зло, совершаемое в этой жизни убийцами, ворами, насильниками, коррупционерами, предателями, мошенниками. 

Всемирно известный православный философ и богослов Дэвид Бентли Харт предлагает слушателю последовательный логичный аргумент в пользу идеи возможного спасения всех людей, воспроизводя впечатляющую библейскую картину создания Богом человечества для Себя и собирания всего творения в Теле Христа, когда в конце всего любовь изольется даже на проклятых навеки: на моральных уродов и тиранов, на жестоких убийц и беспринципных отщепенцев. Это аудиоверсия книги, которая никого не оставляет равнодушным и вот уже несколько лет остается в центре самых жарких споров как среди христиан, так и между верующими и атеистами».

Книга написана непростым языком. Возможно, проще для восприятия не прослушивание аудиоверсии, а чтение текста. Мне удобнее прослушивать книги и лекции, а не читать, когда имеется аудио. По данной ссылке можно прослушать ролик ЛитРес с началом книги. Её можно приобрести там же в форме как аудио, так и текстом электронной книги. В форме бумажной книги её также можно найти.

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 Мы в социальных сетях: Телеграм Вконтакте ЖЖ
 Сайты: Путь в бесконечность Независимый исследователь Записки бунтаря


В избранное