Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Молчащие миссионеры (часть 3)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 348/2022-09-08

Доброго времени суток.  Сегодня предлагаю вашему вниманию окончание статьи Михаила Завалова "Молчащие миссионеры". 

3. Два иеромонаха

В жизни двух этих иеромонахов - литературного героя, о. Кириака, и западного отшельника брата Шарля - есть много общего.

Оба живут "на краю света", на краю родной цивилизации и культуры, среди самых заброшенных людей, "непросвещенных" в обоих смыслах слова. И отечественный литературный герой, и западный отшельник искренне верят во Христа и хотели бы поделиться своей верой с туземцами. Оба глубоко связаны с повседневной жизнью своих "дикарей"... Оба глубоко ранены тем, что "крещеные" народы отнюдь не являются добрым примером христианской жизни, а только способны от нее отвратить.

И есть одна, самая поразительная, черта: оба фактически отказываются крестить. Выбирая молчаливое свидетельство, просто тихое присутствие среди людей. Соответственно, оба выглядят абсолютно "бесполезными".

И действительно, когда брат Шарль приходит к такому выводу, - это звучит довольно необычно на фоне того - "колониального" - времени, когда, сто лет назад, еще отнюдь не было всеобщей терпимости, граничащей с равнодушием.

Это отказ от силы (не обязательно - от насилия и принуждения, но от влияния, поощрения, от опоры на деньги и на превосходство цивилизации или культуры) - нетипичный для многих веков истории, с тех пор как Церковь заняла почетное место в христианском государстве. Но одновременно это - возврат к более древней традиции, возврат к Евангелию. (Хотя аналогия эта не совсем точна: первым христианам - выходцам из Палестины или, как ап. Павел, из провинции - нередко приходилось проповедовать среди тех жителей Римской империи, которые не сомневались в своем культурном превосходстве.)

Стремление подражать Христу, "назаретская духовность" брата Шарля - и "Христос за пазушкой" из рассказа Лескова (чудесная и тоже несколько двусмысленная характеристика духовности о. Кириака, которую рассказчик-архиерей распространяет и на Православие вообще) на вид довольно непохожи одно на другое. Но оба пути странным образом совпадают, сливаются, порождают один и тот же плод - молчаливое присутствие среди людей.

Можно по-разному интерпретировать это сходство, которое мне кажется удивительным. Самое простое объяснение состоит в том, что это один и тот же дух (или даже Дух) - Который дышит, где хочет, - даже и в литературных произведениях или на "безбожном" Западе.

Примечания:

1. Примечание к отрывку:  "Брат Шарль постоянно размышлял о молчаливой, до выхода на проповедь, жизни Иисуса в этом самом месте, где, в небогатой семье, Тот незаметно проводил дни, тихо делал простую работу - и так на протяжении тридцати лет, которым в Евангелии посвящены буквально два стиха" - Лк 2:51-52, если не считать текстов про Рождество и детство, а также отрывка о паломничестиве 12-летнего Иисуса в Иерусалим.

Михаил Завалов, "Русский Журнал", 6 марта 2005 г. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 Мы в социальных сетях: Телеграм Вконтакте 
 Сайты: Путь в бесконечность Независимый исследователь Записки бунтаря


В избранное