Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Многообразие мистической любви (продолжение)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 343/2022-05-17

Доброго времени суток. Продолжаю публикацию статьи по религиозной философии Н. С. Жиртуевой "Многообразие мистической любви в религиозных традициях мира".

4. Любовь в имманентных мистических традициях

В имманентных мистических учениях Абсолют воспринимается как Абсолютное Сознание, а целью мистической практики полагается просветление (или пробуждение) индивидуального сознания, или, иными словами, приведение его к абсолютному состоянию. В монистических и дуалистических имманентных мистических традициях при условии отрицания ценности материального бытия любовь может быть направлена только на духовный Абсолют. Эти традиции преимущественно характерны для религий индуизма, в которых Абсолютом считается безличный объективный дух Брахман (от санскрит. «единый принцип творения и существования мира», «Мировой Дух»), которому противостоит неистинная реальность или майя (космическая иллюзия). Существует также абсолютный субъективный дух Атман (буквально обратное местоимение «себя»), тождественный Брахману.

Последователь монистической традиции джняна-йоги индийский мистик Шри Рамана Махарши подчеркивал, что человеку необходимо избавиться от представлений о существовании какой-то внешней силы, которая должна ему помочь: «Не обманывайте себя, воображая первопричиной какого-то Бога вне вас. Ваш источник — внутри. Отдайте себя ему» [9, с. 127]. Предлагается созерцать и достичь полного слияния с этим первоисточником духовной жизни человека: «Любовь подразумевает любовь человека к Себе, своему собственному Я». От адепта мистической практики требуется только одно – превратить свою жизнь в постоянное пребывание в истинном Я, как первоисточнике любви: «Переживание Атмана – это только Любовь, что означает видеть лишь Любовь, слышать, осязать, вкушать и обонять одну Любовь, которая есть Блаженство» [9, с. 129-130].

В дуалистическом учении бхакти-йоги любовь приобретает форму безусловной самоотдачи и служения Абсолюту, который путем эманации порождает феноменальный мир. В Бхагавадгите Кришна обращается с такими словами к Арджуне: «Меня можно познать только путем преданного служения». В конце девятой главы Он сказал «ман-манах – просто всегда думай обо Мне» (Бхагавадгита, XVIII:65). Бхакта («любящий», «преданный») должен осуществлять все свои дела (йогу, поиски знаний, ритуальные действия) только при условии того, что он исключительно полагается и доверяет Богу. 

Теология бхакти предполагает разнообразные типы отношений между человеком и Богом. Например, Кабир называл Бога одновременно и Любимым и Другом: «Завел Друга, Которому неведомо ни счастье, ни горе. Я с любовью дружу и играю с Ним – я никогда не отделюсь от Него» [10, с. 191].

Любовное поклонение и служение Абсолюту направлены на достижение цели мистической практики - эмоциональный экстаз «единения» с Богом (према ), который преодолевает различие между человеческой и Божественной личностью. Однако хотя учение бхакти и говорит о личности Бога и человека, но они являются условными – любая человеческая индивидуальность исчезает в круговороте сансарических перевоплощений. Различие между человеком и Богом выражается только в том, что Божество стоит первым в длинной цепи существ, которые появляются в результате эманации от Его сущности. Теизм бхакти существенно отличается от теизма «религий откровения»: он имеет политеистическую сущность.

Одной из техник достижения према считается джапа - сосредоточенное повторение имени Любимого Бога (ишта -девата ), результатом которой является постоянное памятование о Боге, что создает «любовное опьянение» и эмоциональный экстаз. Поведение «опьяненного» даже может напоминать поведение сумасшедшего. Кабир писал, что любовь к Богу вынуждает влюбленного потерять голову: «Волшебный напиток Рамы – сок Любви; пьющий [его чувствует] безграничную сладость. Кабир: [но] напиток трудно [получить, потому что] Калал просит [взамен] голову» [10, с. 55]. Любовь постепенно трансформируется в медитативное созерцание Бога.

Любовный экстаз единения с Богом может переживаться не только эмоционально, но и даже эротично. Именно поэтому мистическая поэзия бхакти наполняется мотивами любовного томления. Но было бы ошибкой отождествлять мистику бхакти с мистикой тантризма. Бхакти-йога всегда проводила четкое разграничение между према (духовной любовью) и кама (половой любовью). В ее текстах рассказывается, как божественная энергия раса воплощается в любовных играх Кришны и Радхи. Однако сам бхакта, в отличие от тантриста, только наблюдает за этими играми, не принимая в них участия. Например, секта натхов совсем отказалась от сексуальных отношений, признавая их основной причиной растрачивания энергии раса.

Учение бхакти-йоги близко мусульманскому суфизму, в котором мистическое единение человека и Бога изображается в виде любви между мужчиной и женщиной. Различие двух учений заключается в том, что в суфизме мужское начало символизирует человека, а женское - Бога. В мистике бхакти, напротив, Бог – мужчина, а бхакт - женщина. Чувственная половая любовь между мужчиной и женщиной категорически исключается из монистической и дуалистической психопрактики. Отношение к женщине в учении бхакти очень сильно отличается от тантрического: «Женщина – очистки мира, [она - нечто] среднее между хорошим и плохим. [Кто держится] от нее дальше – хорош, низок тот, кто близок с ней». «Женщины разрушают три вида счастья, когда [они] находятся рядом с мужчиной. Мужчина, [любящий женщину], никогда не обретет любовь [к Господу], не обретет спасение [и] Божественное знание» [10, с. 352-355].

В интеграционном учении индуистского тантризма абсолютная реальность воспринимается как парадоксальный союз, соединение двух равноценных половин, двух аспектов Абсолюта – духовного и материального - Шивы и Шакти . В отличие от Шивы, Шакти полна активности, однако тантризм утверждает, что обнаруживать ее она способна только в присутствии своего божественного мужа. Шива без Шакти абсолютно пассивен и бездеятелен, а во время единения с ней способен к творчеству.

Тантрой в этом учении называют тексты в форме диалога Шивы и Шакти, в которых Шива играет роль учителя, а Шакти - его старательной ученицы. Однако Шакти спрашивает не потому, что «не знает», а потому что желает поддерживать со своим Мужем божественную игру сознания (лилу) . Шива и Шакти, которые слились в любовных объятьях, наслаждаясь взаимным общением, своей любовной игрой учителя и ученицы, демонстрируют идеальный процесс учебы. Шива одновременно является и Абсолютом и высшим Знанием, источником всех откровений и писаний, а Шакти, его идеальная ученица предельно открыта и абсолютно готова к учебе. Во время божественной лилы она находит истину (таттву ) – такое знание, которое открывает путь к абсолютному освобождению [11, с. 6-7]. Поскольку мир рождается усилиями Шакти, то он не может быть не сакральным. Фактически тантризм является мистикой матери-Материи.

Адепт мистической практики стремится к воссозданию божественной игры Шивы и Шакти. Утверждается, что материальная энергия Шакти «спит» в нижней части позвоночника человека, свернутая в спираль трех с половиной колец. Она остается скрытой до тех пор, пока что-то ее не пробудит ото сна, «развернет» и заставит двигаться по каналу сушумна (центральный энергетический канал) через все чакры (информационно-энергетические центры человека) на самый верх, где в сахасрара-чакре локализуется вечный дух Шивы Атман. Считается, что у непросветленного человека Шива (духовное) и Шакти (материальное) разделены. Поэтому мужчина, как воплощение Шивы, и женщина, как воплощение Шакти, в процессе сексуального слияния призваны помочь друг другу достичь просветления. Не сложно заметить, что в тантризме женщина – помощница мужчины в мистической практике и соучастница божественной игры, а в бхакти-йоге – опасное препятствие.

Именно поэтому в тантризме особое значение приобрела сексуальная практика майтхуна , в основе которой лежит уверенность, что энергия половой любви-кама способствует качественной трансформации сознания. Майтхуна является очень сильным средством пробуждения шакти с помощью ритуальных половых отношений между мужчиной и женщиной, которые должны были путем отождествления себя с Шивой и Шакти воспроизвести их божественную игру. Таким образом, сексуальный акт приобретает для партнеров сакральное значение. Семя приносится на алтарь женского лона: «Поистине, женщина – это огонь. Лоно – ее топливо. Волоски – дым. Детородные части – пламя. Введение внутрь – искры. На этом огне боги совершают жертвоприношение семени» [12, с. 151]. 

Современным тантрологам часто приходится напоминать, что тантризм - не руководство по извлечению чувственных удовольствий, не учебник по кама-сутре, а серьезная духовная дисциплина, работающая с потоками энергии и стремящаяся преодолеть обусловленность земного существования [13, с. 52].

В холистическом учении буддизма махаяны и ваджраяны Абсолютом является Дхармовое Тело Будды (или Космическое Тело Будды) - вечное единое пробужденное сознание, составляющее основу сансары и нирваны. Утверждается, что все элементы бытия, все миллионы существований являются проявлениями дхармакая, неся в себе потенцию «просветления» и являясь, таким образом, имманентными Абсолюту. Это делает все живые существа тождественными другу и самым тесным образом взаимосвязанными между собой.

В махаяне было разработано учение о бодхисаттве (от санскрит. «пробудженное существо») или махасаттве («великодушный», «великое существо»), который ориентирован не на индивидуальное освобождение, но на помощь другим в достижении пробуждения, поскольку хорошо понимает, что через глобальную взаимосвязь всех частей «Дхармового Тела Будды» его личное спасение является становится невозможным. Бодхисаттвы посвящают всю свою жизнь бескорыстному служению другим, поскольку их природа «реализуется в том, что они страдают от страдания других и радуются радости других; их не [затрагивает то, что касается] их самих» [14, с. 187].

Сострадание (каруна ) к непросветленным существам является необходимым условием буддийской психопрактики. Сначала адепту предлагается сделать любовь-сострадание атрибутом своего сознания, а потом распространить ее на всю Вселенную. Любые представления о личности, которая называется пудгала (от санскрит. «ложная личность») считаются одной из иллюзий непросветленного сознания. Каждый человек ценен, прежде всего, как носитель сознания. Поэтому любовь не должна быть избранной. Она не предполагает экстаза телесно-душевно-духовного слияния с конкретной личностью, так как ее цель – развитие сознания в каждом. А значит «объектом» любви может стать любой человек. Результатом является процесс расширения, или просветления сознания, потому что быть ничем – это значит, что не существует никого, кем бы вы не были. Таким образом, подчеркивается, что невозможно потерять любовь к другому человеку, потому что он является никем иным как самим тобой. Мистику предлагается просто войти в пространство любви, слиться с ним, чтобы самому стать любовью [7, с. 261]. Как видим, любовь в буддизме проявляется в виде неэмоциональной доброты (метта ), и постепенно трансформируется в медитативное существование в пространстве любви.

В отличие от индуистского тантризма, в котором сексуальная практика имеет значение союза духа и материи, Шивы и Шакти, в ваджраяне она символизирует единство двух принципов – сочувствия (каруна) и мудрости (праджня). Весь мир был представлен в форме дуализма мужского и женского, и даже три сокровища буддизма трактовались в этом смысле. Будда есть мужское начало (упая), учение (дхарма) или мудрость – женское, а община последователей будды (сангха) является как бы потомством высокой супружеской четы. Все мужчины суть будды, все женщины – праджни [15, III].

Продолжение следует.

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 Мы в социальных сетях: Телеграм Вконтакте 
 Сайты: Путь в бесконечность Независимый исследователь Записки бунтаря


В избранное