Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Размышления - Женский атрибут описания Духа Святого и др.


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 332/2021-05-06

Доброго времени суток. Сегодня в дополнение к двум прошщлым ращмышлениям, посвященным Пасхе, предлагаю две небольших записи по женской или феминистической тематике.

Почему в тексте апостола Павла о свидетелях поскресенья нет женщин

Апостол Павел в 15 главе Послания Коринфянам перечисляет свидетелей воскресения Иисуса Христа. Все, кого он перечисляет, - мужчины. Женщин нет в этом тексте. А ведь из евангелий мы знаем, что именно женщины были первыми свидетельницами воскресения ("жены-мироносицы"). Где женщины в послании Павла? Их нет и первое объяснение, которое приходит в голову - патриархальная культура. 

По-видимому, женщины не могли быть восприняты как авторитетные лица и Павел предпочел назвать мужчин.  Не думаю, что проблема в самом Павле. Хотя есть такая точка зрения, что Павел принижал женщин, но есть немало перечислений женщин-служительниц в текстах Павла.  Уильям Баркли, шотландский богослов (пресвитерианец), обратил внимание на то, что во многих основанных Павлом церквях женщины довольствовались второстепенными ролями, но в Македонии женщины лидировали. По-видимому, проблема все же в большей мере в местных особенностях.  Хотя, конечно, проще всего сделать вывод о патриархате всей культуры того времени. Иисус явился женщинам первым, но авторитетными их свидетельства не воспринимались, и Павел не упоминает о них. 

Женский атрибут описания Святого Духа

На днях я упоминала, что Бога можно воспринимать не только как Отца, но и как Мать, потому что у Него нет биологического пола. Конечно, лучше всего обособлять Бога от любого уподобления человеку. Но безличное Божество это то, к кому или чему сложно личностное обращение. Возможно, по этой причине Бог в Библии открывается посредством различных антропоморфизмов. (В Коране их меньше, и мусульмане этим горды, но все равно некоторые антропоморфизмы там сохраняются).

В иудео-христианской культуре сложился мускулинный образ Бога, ассоциированный с Отцом. Учитывая то, что эта традиция имеет многовековую историю, оказывается непросто добавить уподобление Матери. Хотя это возможно, в религиозных кругах встречает сопротивление.

Однако, оказывается, что у описания Бога есть женские атрибуты. Самый известный из них - женский род Духа Божия. Хотя в русском языке слово "дух" имеет мужской род, в оригинале на иврите "дух" имеет женский род.

Сейчас я обнаружила еще более интересную новость для себя: оказывается, в евангелиях слово "голубь" в текстах о сошествии Духа Святого на Иисуса после крещения тоже имеет граматическую форму женского рода. Это был не голубь, а голубка!

Вот что об этом писал покойный священник Георгий Чистяков (RIP):

"В Евангелии Дух Божий является не в виде голубя, как сказано в Синодальном переводе, а в виде голубки (в греческом тексте употреблено слово περιστερά – женского рода, и в латинском переводе у блаженного Иеронима то же самое – columba, женского рода). Совершенно ясно, что Дух Божий – רוח אלוהים (Руάх Элόхим) – может быть только женского рода, ибо на иврите это слово – женского рода. Поэтому, когда в греческом тексте Евангелия Дух обозначается существительным женского рода, это как бы продолжение Ветхого Завета, это логически из него вытекает. Это Дух, который мерáх эфόд – «парил над миром», подобно тому, как парит над гнездом голубка. Именно этот глагол мы встречаем в Библии на первых страницах книги Бытие: «И Дух Божий, – сказано в Синодальном переводе, – носился над водою». Глагол эфόд – очень редкий в иврите. Он употребляется, когда нужно сказать, как птица парит над гнездом, не улетая высоко и не опускаясь, не садясь на него. Это, естественно, может делать только птица, которая высиживает яйца, самка.
«И Дух Святой, как голубка, парил над водою», – так надо бы исправить текст Синодального перевода". (Цитата с сайта наследников священника Георгия Чистякова, из книги "Над строками Нового Завета").

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 Мы в социальных сетях: Фейсбук Телеграм Вконтакте
 Сайты: Путь в бесконечность Независимый исследователь Записки бунтаря


В избранное