Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Жертва Христа и суть Евангелия


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 330/2021-05-04

Доброго времени суток. В этом и следующем выпуске мне бы хотелось предложить вашему внимание небольшие размышления в свободном стиле, связанные с праздником Пасхи. Первое из них было написано в страстную субботу (соответственно, после страстной пятницы и в преддверии наступления пасхального торжества по православному календарю). Второе будет посвящено непосредственно воскресению Христа и предложено в следующем выпуске.

Жертва Христа и суть Евангелия 

Наступает пасха по православному календарю. Я размышляла о том, что можно было бы сказать современному человеку на эту тему. Не люблю традиционные фразы, потому что для воцерковленных людей они стали избитыми, а для невоцерковленных людей они просто пусты и в целом богословие древности оторвано от современного мира.

Бог потребовал казни Иисуса Христа для того, чтоб простить человечество? Звучит жутко. Неужели Бог не в состоянии простить просто так? Лучше в иудаизме или исламе. Умерший Иисус просто ожил - звучит как сказка. Вознесение на небеса - это куда? Мы же знаем устройство вселенной. Летаем на самолетах и на облаках никого не видим. Гагарин летал в космос и Бога не обнаружил.

Понятно, что все это примитивные стереотипы. Конечно, небо стало прочно вошедшим в культуру символом духовных высот. Но это только лишь символ. Бог обитает повсюду, а не на небе. Храмом Бога является не здание, а человек. Сердце человека (не как орган тела, а как духовная сердцевина его существа) должно быть святилищем. Это как раз утверждает христианство после того, как иудаизм утвердил, что есть только один Бог, Творец всей вселенной.

Другое важное утверждение христианства: Бог любит всех людей, все человечество, все народы, а не один избранный народ. Для того, чтобы служить Богу, достаточно в Него поверить и любить Его и ближних. Это самое главное, а не обряды и не традиции. Хотя обряды и традиции помогают приучить к вере широкие массы народа, не занятого философскими размышлениями и погружением в богословие, передавать веру из поколения в поколение, внешние религиозные формы это не главное и они различаются у разных народов.

Важно задумываться о том, как христианство доносит веру в божественную любовь. Если вспомнить средневековье, инквизицию, сжигание людей на кострах и крестовые походы, то это вновь подтолкнет к мысли, что лучше уж иудаизм или ислам. Ислам в Османской империи, например, был очень прогрессивен в культурном плане, там развивались науки и допускалась веротерпимость.

Христианский же мир вытеснил куда-то на задний план весть о любви Бога, создав такую систему, в которой сложно было поверить в любовь, милосердие и прощение. Вспоминается Мартин Лютер, который впадал в депрессию от мысли, что невозможно заслужить спасение и, наконец, решил, что для спасения требуется только вера. Хотя Библия не говорит, что нужна только вера. Вера без дел мертва и любовь превыше, чем вера ("теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше").

Как доносит христианство весть о любви в наше время? Вчера была страстная пятница и хочется сосредоточиться на вопросе, что значит распятие Иисуса. Библейский вербализм - страшная вещь: распятие Иисуса - это "жертва умилостивления", значит, Бог не может быть милостив без принесения жертв? Кому хочется верить в такого бога в наше время?

На самом деле умилостивление богов через жертвы это языческий уровень понимания. В Законе Моисея жертвы были даны для того, чтоб приучить народ поклонению единому Богу. В то время у всех народов совершалось приношение жертв богам. Просто верить было невозможно и непонятно. Нужны были ритуалы и в Ветхом Завете описаны ритуалы, подобные которым были у разных народов, но существенной разницей стало утверждение единобожия.

Однако, уже в Ветхом Завете написано, что Богу жертвы не нужны: "милости хочу, а не жертвы и боговедения более, чем всесожжений", "жертвы и приношения Ты не восхотел", "жертва Богу - дух сокрушенный" и "жертва уст" (молитва). Иудеи знают, что Бог видит сердце, слышит молитвы и прощает грехи кающихся. То же самое знают мусульмане. Зачем же христианам утверждать, что Бог не может простить человека без жертвы?

Новый Завет называет Иисуса жертвенным агнцем по аналогии с жертвенными животными. Тем самым утверждается, что больше не нужно приносить жертвы. Распятие Иисуса это точка завершения старого миропорядка. Наступает новая эра человечества.

Иисус называется жертвой в высоком духовном смысле самопожертвования и самоотдачи, но не в том смысле, что без кровопролития Бог не хочет простить человека. Такой жуткий и низкий уровень понимания, повторю, был свойственен язычеству. К сожалению, христианское средневековье отчасти это заимствует. Возможно, из-за того, что христианами становятся недавние язычники. Так что не нужно удивляться, почему в мире появился и распространился ислам.

Для христианства Иисус уникален. В посланиях Павла Иисус назван новым Адамом, что утверждает идею творения нового человечества, но не буквально, а через духовное перерождение. Главная идея христианства в том, что Бог творит нового человека, когда человек обращается к Богу. Обращение сопровождается покаянием, но это не обряд и не чтение записанных кем-то молитв, а изменение мыслей. Употребленное в Новом Завете слово"метанойя" переводится как "покаяние", но буквально это именно изменение мыслей. Призыв "покайтесь", таким образом, на самом деле означает - "одумайтесь" или "пререосмыслите" (понятно, что сожаление о грехах включается в это по смыслу, но звучит призыв к перемене, а не к самоуничижению).

Подобная перемена традиционно происходила под влиянием проповедей, но нет оснований считать, что это невозможно другим путем. Мне кажется очевидным, что в современном мире обращение к Богу часто бывает вне всяких церковных структур и обрядов и необязательно сопровождается принятием каких-либо традиционных доктрин. Разве можно ограничивать Бога формальными церковными рамками? "Дух дышит, где хочет".

Однако, христианство несет человечеству евангелие (буквально "благую весть") о любви и милосердии Бога, о том, что Бог прощает грехи. Символом прощения стало распятие. Несмотря на то, что Иисус называется Сыном Бога, а люди распяли Иисуса, через распятие Бог утверждает, что Он не гневается на людей и прощает их вместо того, чтобы осудить. Иисус Христос взывает с креста: "Прости им, Отче, ибо не знают, что делают". Эти слова можно понять не только как молитву о палачах, но и как молитву обо всем мире. Подтверждением этого является то, что Новый Завет называет Иисуса ходатаем (заступником, в противоположность сатане, который играет роль обвинителя) и духовным первосвященником (чья роль - также молитва за людей).

Я думаю, что в моменте молитвы Христа на кресте заключено главное, из чего в дальнейшем развивается богословие об Иисусе как жертве искупления. Богословие развивалось веками, используя термины, которые были понятны людям того поколения, со временем утрачивалась простота понимания и возникали новые представления. Для современного человека старые традиционные стереотипы стали чрезвычайно далеки. Все меньше людей ходят в церкви. Привычные проповеди надоели, обряды кажутся ненужными. Я думаю, что важно доносить людям весть о любви Бога, стараясь делать это таким языком, который будет понятен и вызовет у них отклик.

Христианская весть проста: Бог близок к любому человеку, Бог никого не отталкивает, Бог всех может простить, Бог хочет одарить всех людей любовью, чтоб и они любили друг друга. Иисус говорит, что Бог это наш Отец. Опять же, это духовный образ. Отец как покровитель и помощник. Но можно сказать, что и Мать тоже, потому что у Бога нет биологического пола. Иисус говорит, что все заповеди в одной: люби Бога больше всего и ближнего как самого себя.

Продолжение (о воскресении Христа) следует. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 Мы в социальных сетях: Фейсбук Телеграм Вконтакте
 Сайты: Путь в бесконечность Независимый исследователь Записки бунтаря


В избранное