Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Христианство левого крыла (часть 6)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 328/2021-04-03

Доброго времени суток. Продолжаю публикацию статьи "Христианство левого крыла".

Значимые темы христианства левого крыла (продолжение) 

Смертная казнь

Смертная казнь, как и войны, исторически в традиционном христианстве считалась допустимой в определенных случаях. Христианские пацифисты в этом вопросе также считали убийство противоречащим учению Иисуса Христа. Смертная казнь была прописана в Ветхом Завете в отношении наиболее серьезных преступлений. В числе таких преступлений первое место занимало убийство: "Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека" (Быт. 9:6). Эти слова в Библии были сказаны Ною (после потопа), что в богословии традиционно относится ко всем народам мира, а не только к евреям (как было бы, если бы такие слова содержались только в законе Моисея). Данный текст правые христиане (консерваторы) используют в оправдание смертной казни.

Однако, в Новом Завете нет ни одного текста, который бы предписывал или допускал смертную казнь со стороны христиан. Ранние христиане подвергались гонениям и казням, но сами никого не казнили. Существует ряд свидетельств о том, что ранние христиане осуждали любые формы убийства. В христианстве не было практики смертной казни, пока оно не было принято императорской властью и не превратилось в государственную религию. Смертная казнь осуществлялась по решению государственных властей. Со временем, аналогично осуждению войн, христианские церкви стали все больше отвергать смертную казнь[53].

В США, где практика смертной казни продолжает сохраняться, христиане оказались разделены: смертную казнь поддерживают значительно больше консерваторы (правые), чем демократы (взгляды которых в разной мере левее). Католики чаще выступают против, чем протестанты[54]. Папа Иоанн Павел II выступил против смертной казни в энциклике Evangelium vitae ("Евангелие жизни"), а папа Франциск в 2018 году утвердил изменение католического катехизиса, откуда был исключен текст о допущении смертной казни, взамен включен текст о том, что смертная казнь недопустима[55][56].

Аборт

Другой значимой линией разделения христиан в политике, особенно, в США, стал аборт. Хотя аборт традиционно осуждается христианской ортодоксией, запрет абортов не основан на Библии, а является результатом развития церковной традиции, закрепленной канонами. Поскольку Библия является основным авторитетом в протестантизме, протестанты могут изменять традиционный взгляд на аборт. Многие современные протестантские церкви рассматривают аборт допустимым в определенных случаях[57]: одни -- в редких и исключительных случаях, другие строго не ограничивают круг таких случаев. Большинство европейских протестантских богословов не приравнивает нерожденный плод к человеку[58], а церкви не требуют того, чтобы аборты были запрещены государством. Протестанты левого крыла могут поддерживать легализацию абортов. Так, в США существует Религиозная коалиция за репродуктивный выбор[59]. Американские правые христиане (консерваторы, часто евангелисты), которые входят в движение за жизнь (эмбрионов), кратко pro-life, резко отличаются в этом вопросе от европейцев и от протестантов основной линии (mainline) США.

Православные и католическая церкви не готовы пересмотреть традиционное учение об абортах. Однако, возникает вопрос отделения церкви от государства. В официальном католическом учении принятие легализации абортов значительно затруднено, что фактически ведет к игнорированию позиции иерархии католиками левого крыла (необязательно левыми в узком смысле слова, но либеральными в широком смысле). Определенное решение этой проблемы было предложено, когда некоторые активисты ненасилия, такие как Эйлин Иган[60], предложили идеи последовательной жизненной этики. Значимую роль в разработке этой концеции играл американский католический кардинал Джозеф Бернардин.

Последовательная жизненная этика

Последовательная жизненная этика предполагает защиту человеческой жизни не только в случае абортов, как это происходит у правых (консервативных) христиан, которые добиваются запретов, но на всех этапах жизни человека. Такой принцип включает антимилитаризм, возможность поддержки пацифизма и миротворчества, сопротивление смертной казни и эвтаназии, борьбу против расизма и поддержку мигрантов[61]. Последовательная жизненная этика стала возможностью для католиков левого крыла США обосновать поддержку Демократической партии тем, что эта поддержка в их случае основана на разнообразных аспектах защиты человеческой жизни, а не на конкретной политике в отношении абортов. Вместо запрета абортов христиане левого крыла, в том числе католики, одобряют различные меры по поддержке материнства и бедных семей, доступное здравоохранение и другие подобные меры социального характера, которые могут, в частности, способствовать снижению числа абортов.

Продолжение статьи следует.

Тема "Религиозные взгляды на контроль рождаемости и абортов" была подробно рассмотрена ранее в серии статей, размещенных на сайте "Независимый исследователь" (на сайте "Путь в бесконечность" планируется сокращенная версия в будущем). По теме о точках зрения в современном христианстве об абортах см. статью "Христианство и аборт в современности".

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное