Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Христианство левого крыла (часть 5)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 327/2021-04-02

Доброго времени суток. Продолжаю публикацию статьи "Христианство левого крыла".

Значимые темы христианства левого крыла
Ненасилие и насильственное сопротивление

Борьба против угнетения и дискриминации неизбежно поднимает, в особенной мере перед верующими, вопрос о допустимости или недопустимости насильственных методов борьбы. Как правило, большинство христиан левого крыла разделяет ненасильственные методы, примером чего было движение за гражданские права чернокожих с участием Мартина Лютера Кинга, который находился под влиянием идей христианских пацифистов и идей Махатма Ганди[42].

Хотя некоторые теологи освобождения и их последователи в Латинской Америке допускали возможность вооруженной борьбы, это рассматривалось как крайняя мера, потребность в применении которой возникает в остро бедственном положении. Такой взгляд последователей теологии освобождения был связан с особенными историческими обстоятельствами, такими как крайняя нищета, криминал и диктатура. Так, сандинистский фронт национального освобождения был связан с теологами освобождения[43][44]. Епископат церкви в Никарагуа осудил диктатуру семьи Сомосы[45] и признал право верующих на насильственное сопротивление против угнетения[46]. Нужно отметить, что традиционное христианство исторически не было пацифистским, а пацифизм разделяли только отдельные группы христиан. В традиционном христианстве вопрос состоял в том, в каких случаях вооруженные действия могут считаться допустимыми.

Пацифизм и антимилитаризм

Хотя существуют свидетельства о пацифизме ранних христиан, достаточно долгое время традиционные христианские церкви поддерживали идею возможности ведения справедливых войн. Теорию справедливой войны в христианстве развивали такие крупные учителя как Августин и Фома Аквинский. Война в этой концепции могла считаться справедливой при условии борьбы со злом, которое совершается враждебной стороной. Военные должны были иметь правильные намерения стремления к добру и избегания зла. Насилие в теории понималось как крайняя мера, хотя на практике могло происходить по-разному. Отдельным условием справедливой войны считалось ее ведение по приказу законного суверена[47].

Христианские пацифисты, как было сказано выше, отказывались от насилия, мотивируясь стремлением быть слугами Бога, а не слугами государственной власти, которая могла осуществлять насилие в своих собственных интересах. Справедливость пацифистской точки зрения становилась все более очевидной по мере того, как христианские государства вели войны друг с другом. Особенно вопиюще во время Первой мировой войны как немецкие, так и британские богословы доказывали, что именно их сторона имеет право вести справедливую войну, а противоположная сторона ведет войну несправедливо[48]. Когда войны достигли масштабов Первой и затем Второй мировой, моральное оправдание войн теорией о справедливости в глазах многих было разрушено: любая война воспринималась как чудовищное зло само по себе. Тогда многие церкви сосредоточились на миротворчестве и антимилитаризме[19]. Христианство все чаще стало восприниматься как религия мира и ненасилия. Стали развиваться организации христианского пацифизма. Критики теории справедливой войны, принадлежащие прежде всего левому крылу христианства, начали выступать внутри традиционных церквей, которые исторически разделяли эту теорию[49].

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - pacyfa.svg_.png
Так, христианские пацифисты и критики теории справедливой войны стали заметны в католической церкви, и в этом движении влияние оказывали люди левых взглядов[50][51][52]. В то же время в официальном учении католической церкви миротворческая политика была закреплена энцикликой Иоанна XXIII Pacem in Terris ("Мир на земле") (1963 г.), хотя теория справедливой войны не отменялась. В недавней энциклике Fratelli Tutti ("Братья все"), обнародованной в октябре 2020 г., папа Франциск утверждает, что войны больше нельзя считать оправданными, поскольку их риски превышают любые возможные выгоды, и что в современный период сложно ссылаться на теорию справедливой войны, разработанную в прошлом. (На иллюстрации: Пацифик, знак пацифизма)

Христиане левого крыла в США, где конституция разрешает гражданам носить оружие, чаще выступают за какие-либо ограничения в приобретении и ношении оружия или же не разделяют такое право, в то время как правые христиане (консерваторы) в основном отстаивают свободное ношение оружия, ссылаясь на право самообороны.

Продолжение следует 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное