Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Трактовки текста 1 Послания Коринфянам 14:34-35 (часть 2)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 300/2019-10-30

Доброго времени суток. В этом выпуске публикуется продолжение статьи о трактовках текста Первого послания коринфянам, в котором утверждается, что женщины должны молчать в церкви. В прошлом выпуске была описана старая патриархальная трактовка о том, что этот текст подразумевает запрет на проповедь, а также критическое переосмысление патриархата в современном христианском богословии.

Современные трактовки

Существует другая распространенная в современном протестантизме трактовка слов апостола Павла, помимо трактовки о том, что этот текст запрещает женщинам проповедовать. Согласно альтернативной интерпретации, апостол Павел писал не о запрете проповедовать, поскольку проповедь, вдохновленная Богом, представляет собой форму пророчества (библейское пророчество это не только предсказания будущего, но и наставления разного рода). По мнению некоторых сторонников такой интерпретации, женщины могут проповедовать в церкви, но не занимать руководящей роли пастора. Однако, во многих современных протестантских церквях традиция запрета женщинам занимать лидирующее положение в церкви также рассматривается как устаревшее проявление патриархата и отменена. (На иллюстрации: Женщина проповедует в собрании квакеров, гравюра Бернарда Пикарда, ок. 1723)

В качестве аргумента в пользу того, что женщина может выступать в роли духовного пророка и лидера, богословы приводят примеры таких библейских героинь как Мариам (сестра Моисея), особенно Девора, бывшая судьей Израиля, и некоторые другие. В книге Деяний апостолов цитируются слова пророка Иоиля: «излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши … и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2:17-18, Иоил. 2:28-29). Согласно учению церквей, допускающих проповедническое или пасторское, либо священническое служение женщин, данный текст утверждает равенство полов в духовных служениях, включая провозглашение Божьего слова[9], а текст апостола Павла о молчании женщин интерпретируется в другом значении (о чем скажем далее). 

Интерполяция

По мнению некоторых исследователей, текст о молчании женщин в церкви является поздней интерполяцией. Апостол Павел писал, что женщины могут пророчествовать в церкви (1 Кор. 11:5), поэтому некоторые исследователи полагают, что слова о молчании не принадлежат апостолу, а являются более поздней вставкой[10][11][12]. В пользу этой гипотезы исследователи приводят анализ интонаций текста, но аргументом против этого предположения служит тот факт, что не существует древних рукописей, в которых бы этот пассаж отсутствовал. Однако, существуют рукописи, где этот текст помещен в конец главы[12], словно нечто сомнительное или не очень уместное в контексте. В современном переводе Библии на английский язык New Revised Standard Version этот текст заключен в скобки.

Опровержение цитаты

По мнению ряда других исследователей, отрывок о молчании женщин является цитатой высказывания коринфских христиан, которое Павел привел не для того, чтоб подтвердить, а для того, чтоб опровергнуть это. С точки зрения авторов такой интерпретации, опровержением утверждения коринфских христиан являются слова: «Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?», подразумевая экспрессивную реплику наподобии «вздор!», «чушь!», «чепуха!» и «ничего подобного!». Такая трактовка упомянута как наиболее правдоподобная, к примеру, в комментариях Новой Женевской Библии[10].

Обсуждения во время богослужений

Ряд толкователей рассматривают требование молчания женщин в контексте всей главы, которая посвящена соблюдению порядка во время богослужений. По мнению этих исследователей, апостол Павел запретил женщинам не проповедовать, а разговаривать во время богослужений. В рамках такой трактовки некоторые библеисты полагают, что речь идет об обсуждении проповедей[13] или пророчеств[11] прямо во время богослужения. В пользу данного предположения могут рассматриваться слова: «пусть спрашивают мужей своих дома» (то есть: пусть ведут обсуждение не во время богослужения, а после, когда вернутся домой).

По мнению некоторых интерпретаторов, апостол Павел мог написать эти слова из-за того, что в коринфской церкви на богослужениях мужчины и женщины размещались отдельно друг от друга, подобно тому, как это принято в ортодоксальном иудаизме в синагогах. Мужчины и женщины могли находиться в разных секторах здания. Например, в прошлом в православных храмах существовала традиция разделения на мужскую и женскую половины. Женщины и мужчины становились по разные стороны от прохода к алтарю, что было предписано древними канонами под влиянием ближневосточной культуры, но в настоящее время эта практика соблюдается редко. По мнению некоторых исследователей, в коринфской церкви между мужчинами и женщинами могла даже находиться перегородка, которая встречается в синагогах под названием «мехица». В случае верности таких предположений апостол Павел велел женщинам не создавать шум, обращаясь к мужьям, которые находились на отдалении от них или даже за перегородкой[13]. Современное издание Нового Завета Давида Стерна (смысловой перевод, созданный для евреев мессианской общины) значение данного текста передает таким образом: «пусть жёны молчат во время собрания; им не позволяется громко говорить» (34 стих) и «для женщины непристойно громко разговаривать во время собрания» (35 стих)[13]. 

Продолжение (точнее, окончание) статьи будет предложено в следующем выпуске. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное