Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Трактовки текста 1 Послания Коринфянам 14:34-35 (часть 1)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 299/2019-10-29

Доброго времени суток. Предлагаю вашему вниманию новую статью из серии "Женщина в Библии" и "Женщины в посланиях апостола Павла".

1-е Послание Коринфянам 14:34-35

Второй текст послания коринфянам апостола Павла о женщинах, интерпретации которого вызывают споры, находится в 14-й главе 1-го Послания Коринфянам (о первом тексте см. статью: 1-е Послание Коринфянам 11:3-16). Синодальный перевод этого (второго) текста таков: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14:34-35).

Этот текст расположен в главе, большая часть которой посвящена вопросу организации богослужения ранней христианской общины, в которой проявлялись экстатические состояния, такие как глосоллалия и пророчества, что апостол Павел называет духовными дарами. Главной целью написания этой главы, исходя из ее общего содержания, была необходимость поддержания порядка во время богослужения, в котором царили спонтанные и неупорядоченные действия и звуки. Два вышеупомянутых стиха этой главы призывают к молчанию женщин, а остальной текст главы посвящен соблюдению порядка во время вдохновенных молитв и пророчеств. Понятые прямо и буквально слова о молчании женщин вступают в противоречие со сказанным апостолом Павлом в одиннадцатой главе того же послания о том, что женщины могут молиться и пророчествовать (находясь при этом под покрывалом). Существует несколько точек зрения, объясняющих значение слов о молчании женщин.

Библия и патриархат
Консервативная трактовка

Согласно  наиболее консервативной трактовке, распространенной в настоящее время в самой консервативной части протестантизма, призыв к молчанию женщин во время богослужений означает, что они не должны проповедовать. Патриархальные комментарии, как протестантские[1], так и православные[2], связывают такой запрет с текстом от лица Бога о Еве после грехопадения: «к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою», что, по мнению комментаторов старой патриархальной традиции, означает, что Бог повелел женам подчиняться мужьям, но это подчас воспринимается расширительно: как повеление женщинам подчиняться мужчинам.

Согласно распространенной в прошлые века патриархальной интерпретации, обучение женщинами мужчин противоречит Божественному установлению[3] или даже противоречит природе женщин. Причем в прошлые века такие представление в протестантской культуре распространялись не только на церковные богослужения, но и на светскую деятельность. К примеру, один из главных лидеров реформации Жан Кальвин (XVI век) писал: «Действительно, везде, где уважалась природная благообразность, женщин во все века отстраняли от общественного управления. Да и всеобщий здравый смысл диктует нам, что женовластие порочно и постыдно. Больше того, когда в Риме им было позволено выступать в суде, наглость Каии Афрании привела к тому, что вскоре им это запретили. Но довод апостола весьма прост. Власть учить чужда женской природе, поскольку, если женщина учит, она, вопреки положенному ей подчинению, руководит всеми, и в том числе мужчинами»[4].

Современный взгляд на патриархат 

По мнению многих современных богословов, господство мужчины над женщиной, упомянутое в библейской истории грехопадения, явилось отнюдь не установлением Бога, а одним из последствий грехопадения, связанных с разрушением гармонии сотворенного мироздания. К примеру, о последствиях грехопадения говорит Катехизис католической церкви: «Писание показывает трагические последствия этого первого непослушания. Адам и Ева сразу утратили благодать первозданной святости. … Гармония, в которой они пребывали, установленная благодаря первозданной праведности, разрушена; власть духовных свойств души над телом разбита; союз мужчины и женщины подвергнут раздорам; их отношения будут отныне отмечены похотью и властолюбием. Гармония с сотворенным миром разорвана…»[5]. 

Иисус Христос, согласно традиционному христианскому богословию, исцеляет человечество от последствий первородного греха. Распространяясь на разные сферы жизни, это исцеление затрагивает также отношения между полами. Поэтому, по мнению многих современных богословов, Иисус Христос упраздняет патриархат как искажение человеческих отношений, делая женщин и мужчин равными, что отражено в послании Галатам словами: «нет ни мужского пола, ни женского»[6].

Однако, церковь, находясь в рамках земной культуры, не сразу в полной мере осознает и воплощает идеал равенства, из-за чего в христианской традиции сохраняются патриархальные представления, как и принятие социального неравенства в целом, хотя и смешанные с эгалитарными идеями, которые часто относились богословами на уровень духовной жизни: перед Богом все равны. По мнению ряда современных исследователей, апостол Павел в определенной мере выражал как эгалитарные, так и патриархальные взгляды своего времени[6], что отразилось в его текстах, которые следует интерпретировать в контексте культуры и истории[7][8].

Продолжение статьи следует. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное