Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире Феминизм и христианство (часть 3)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 284/2018-10-23

Доброго времени суток. Очередная часть новой статьи Феминизм и христианство посвящена теоретическому вопросу равенства и различий между полами. В последующих частях статьи будет рассказано, какое это имеет отношение к христианству.

Проблема равенства и различия полов

Феминизм равенства и феминизм различий

Почти с самого начала развития феминизма в обществе и внутри самого феминизма стал подниматься вопрос, являются ли мужчины и женщины одинаковыми, можно ли говорить о гендерных различиях между ними, и как это отражается, если отражается, на неравенстве полов. Феминизм изначально был сосредоточен на утверждении равенства полов, откуда следовало то, что женщины должны обладать такими же избирательными и другими правами, что и мужчины. Феминизм отверг представление о гендерных ролях, в соответствии с которыми женщина не должна была принимать участие в политике и ряде других областей, которые общество того времени рассматривало мужскими. Вопрос о равенстве, изначально поднятый феминизмом, подразумевал необходимость обретения женщинами тех привилигированных прав и возможностей, которые имели мужчины. Этот вопрос был особенно заострен в движении либерального феминизма, который некоторые источники  также называют феминизмом равенства[1][2]. 

Феминизм равенства как широкая идея равенства полов опирается на представление сущностного сходства мужчин и женщин как представителей человеческого рода. Идея равенства, однако, сама по себе не содержит ясности по поводу различий между полами. Дискриминация женщин базировалась на гендерных стереотипах, в соответствии с которыми считалось, что женщины по природе своей не были предназначены для исконно мужских ролей. Феминизм часто воспринимал идею различия между полами как средство укрепления гендерных стереотипов, способствующих неравенству[1][2]. 

Вместе с этим, уже в конце XIX-начале XX века стала появляться концепция о том, что у женщин должны быть отдельные права, основанные на идее различий мужской и женской природ, каждой из которых присущи определенные качества. Женской природе, согласно этому взгляду, свойственны особые женские ценности, такие как любовь, забота, миролюбие, сотрудничество, которые проистекают из присущих женщине материнства и ухода за детьми. Мужской природе, согласно этому взгляду, присущи такие качества как агрессия, индивидуализм и конкуренция, которые связаны с древней ролью мужчины как охотника и война. Согласно этому взгляду, женщинам необходимо предоставлять больше возможностей участвовать в общественной и политической жизни, поскольку таким образом они привнесут в эти области свойственные им ценности, что будет способствовать прогрессу, миролюбию, ненасилию, сотрудничеству и справедливости[1][2][5]. 

До тех пор, пока женщины не имели самых основных прав, которых добивалась первая волна феминизма, сторонницы идей равенства и различий объединялись в борьбе за базовые права. Однако, во время второй волны феминизма, когда основные требования о правах женщин первой волны были удовлетворены, противоречия между идеологиями равенства и различий стали обостряться. Феминизм равенства подвергся критике в том, что, отвергая гендерные различия, уравнивание полов стирает природные особенности женщин. В 1980-1990-х годах феминизм различий выделился в отдельное направление. Часть сторонниц различий продолжили утверждать равные права женщин с мужчинами, основываясь на идее равенства вне зависимости от различий. Другие сторонницы различий стали продвигать концепцию особых прав женщин. В дальнейшем идеи феминизма особых прав воплотились в феминизм государственного обеспечения[2], предполагающий принятие отдельных законов для удовлетворения нужд и решения проблем женщин, в том числе возникла так называемая позитивная дискриминация, понимаемая как средство преодолевания негативной.  

Феминизм различий явился ответом на девальвирование представлений об уникальности женского опыта и связанных с ним присущих женщинам ценностей, что неодинаково воспринимается в феминизме. В частности, радикальный феминизм сосредотачивается на женском опыте как опыте угнетения, причину которого связывает с биологической ролью женщины. В рамках такого подхода гендерные различия рассматриваются негативно как механизм подавления. Однако, из радикального феминизма выделился культурный феминизм, который, как форма феминизма различий, рассматривает женские ценности позитивнее, чем мужские с этической точки зрения[1][5]. 

В центре внимание культурного феминизма находятся прежде всего такие ценности как сопричастность, сопереживание и забота. Культурный феминизм рассматривает эти ценности проистекающими из женской природы и/или женского исторического опыта. По мнению теоретиков культурного феминизма,  женщинам свойственны такие ценности в следствие опыта материнства, грудного вскармливания и заботы о детях. Ряд авторов считает, что такой уникальный опыт женщин привел их к чувству связанности с другими, в то время как отстраненность от других воспринимается ими как зло. В рамках данного взгляда формируется отдельное философское направление о присущей женщине этике заботы. Некоторые другие теоретики культурного феминизма, однако, рассматривают женскую этику более пессимистично: как результат опыта в угнетении и вынужденную стратегию, что больше созвучно радикальному феминизму[1][5].    

Феминизм различий имеет недостаток в том отношении, что не учитывает возможность разнообразия женщин и мужчин. Однако, это направление феминизма предлагает вариант понимания, восполняющий потерю идентичности, которая, как казалось критикам, возникает вследствие стремления к полному равенству. 

Продолжение следует 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное