Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Иудаизм и аборт (часть 1)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 275/2018-04-11

Доброго времени суток. Наконец-то мне удалось закончить статью об отношении к абортам в иудаизме. Напомню, что уже достаточно долго в нашей рассылке рассматривается тема о религиозных взглядах к контрацепции и абортам, и я предлагаю статьи по всем крупным религиозным конфессиям. На данное время я не рассматривала только индуизм и очень мало затрагивала буддизм. Это связано прежде всего с тем, что мне проще понять логику учений монотеистических религий. Хотя индуизм тоже интересен, а буддизм к тому же является традиционной религией ряда регионов нашей страны, мне просто сложнее разобраться в этих религиях. Возможно, я это сделаю позднее, но на данный момент у нас есть полная подборка статей по этой теме по христианским конфессиям, иудаизму и исламу. Сейчас предлагаю вашему вниманию:

Иудаизм и аборт

Традиционный взгляд иудаизма на аборт не вписывается ни в категоричный запрет абортов, ни в полную свободу выбора аборта без указания какой-либо причины. Аборт без причины в иудаизме не разрешается, но в определенных обстоятельствах аборты разрешаются. Плод в иудаизме рассматривается не как самостоятельное существо, а как часть женщины, и статус плода считается ниже человеческого. В случае угрозы жизни женщины ее жизнь рассматривается более ценной, чем плод. Аборт в иудаизме в этом случае считается не только допустимым, но и необходимым.

Многие раввины также разрешают аборты в случае угрозы здоровью женщины, причем такой угрозой может считаться не только причинение вреда физическому здоровью, но и психический вред. Некоторые раввины на этом основании допускают аборты при серьезной патологии плода. Кроме того, некоторые раввины также допускают аборты после запрещенных сексуальных отношений. Однако, такие основания для абортов встречают возражения. Часть ортодоксальных раввинов относятся к абортам достаточно строго, допускают их только в особых случаях и выступают против свободного доступа к абортам в государстве вместе с христианскими сторонниками пролайф-движения. Консервативные и реформистские иудеи относятся к абортам мягче и в политике в большей мере поддерживают право выбора женщины.

Библейский источник и взгляд раннего иудаизма

Танах (еврейские библейские книги) не содержит никаких прямых упоминаний о намеренных абортах. Основным библейским источником традиционного учения иудаизма об аборте является текст Торы Шмот (Исход) 21:22-23, где говорится о выкидыше в результате удара или толчка беременной женщины во время драки. В тексте сказано, что, если в результате этого произойдет выкидыш, но не случится несчастного случая (в синодальном переводе «вреда»), то с виновного надлежит взять штраф, но если произойдет несчастный случай («вред»), то возмездие должно быть «душу за душу». Оригинальный текст на иврите различает таким образом выкидыш, за который предполагается некоторая компенсация, и несчастный случай («вред»), виновный в котором в древнюю эпоху карается как убийца, почему это в традиции иудаизма понимается как смерть женщины[1][2][3][4][5][6][7].

В распространенном еврейском переводе Торы на русский язык, сделанном Фримой Гурфинкель, значение этого текста передается следующим образом: «И если подерутся люди и ударят беременную женщину, и выйдут (на свет раньше срока) дети ее, но не случится несчастье (с женщиной), то будет покаран (взысканием денежным), когда наложит на него муж той женщины (через бет-дин), и даст он по решению судебному. А если несчастье случится (с женщиной), то дай жизнь за жизнь…». Этот библейский текст приоткрывает представления о прерванной беременности и статусе плода в раннем иудаизме. Прерывание беременности рассматривается как значительно менее тяжелое нарушение, чем убийство, а статус плода не приравнивается к статусу человека, в то время как жизнь женщины определенно считается более ценной, чем жизнь плода.

Влияние античности

Септуагинта

В отличии от языка оригинала на иврите, греческий перевод Септуагинты, принятый в христианстве, содержит иной смысл этого текста, искажая первоначальное значение. В Септуагинте слово «несчастье» («вред») отнесено к сформировавшемуся плоду и проводится различие между несформировавшимся плодом (на ранних сроках беременности, когда он не имеет формы тела человека) и сформировавшимся (имеющем очертания тела человека). За выкидыш в первом случае версия Септуагинты предписывает заплатить штраф, в то время как выкидыш во втором случае Септуагинта приравнивает к смерти человека и предписывает отдать «душу за душу»[2][4]. Такая интерпретация, различающая несформировавшийся и сформировавшийся плоды, возникла под влиянием древнегреческой философии. Однако, тема «несчастья», могущего произойти с женщиной, оказалась в этой версии вытесненной. Христианская церковь, приняв ошибочный перевод библейского текста, сосредоточилась на осуждении абортов настолько, что приравняла аборт к убийству, теряя вопрос причинения «несчастья» («вреда») женщине. Принятие христианской церковью Септуагинты заложило основу разделению между традиционными иудейским и христианским подходами к аборту[3].

Филон Александрийский и древние источники

Филон Александрийский (ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э.), который был эллинизированным евреем, также следовал версии Септуагинты и считал, что аборты предписано карать смертной казнью[2][4]. Подобным образом библейский текст о выкидыше получил отражение в Самаритянском Пятикнижии и у многих караимских толкователей. Еврейский теолог и раввин, один из лидеров реформизма, Авраам Гейгер (1810-1874) из этих фактов сделал вывод, что в древности существовал какой-то закон, который карал смертью аборты сформировавшихся плодов, но это нарушает талмудическую галаху[2].

Известные законы древнего Востока, такие как Шумера, Ассирии и хеттов, за прерванную из-за удара беременность предписывали штрафы и иногда бичевание, но не смерть, как и оригинальный текст Торы (кроме одного положения ассирийского права, касающегося преднамеренного аборта, причиненного себе). Кодекс Хаммурапи также содержит предписание о том, что, если мужчина ударил женщину и произошел выкидыш, то за потерю ребенка следует заплатить штраф, а если женщина умрет, то виновный должен быть казнен[2].

Продолжение статьи следует.

На иллюстрациях:1) Свитки Танаха, 2) Заглавная страница Танаха (Ленинградикий кодекс, 1008), 3) Филон Александрийский (Андре Теве, 1584). 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное