Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Мартин Лютер Кинг (часть 4)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 230/2017-04-23

Доброго времени суток. Я продолжаю публикацию перевода статьи о Мартине Лютере Кинге. 

Сент-Огастин штата Флорида

В марте 1964 года Кинг и Конференция христианских лидеров Юга объединили усилия со спорным в то время движением активиста за гражданские права Роберта Хайлинга (Robert Hayling) в Сент-Огастине штата Флориды. Группа Хайлинга была связана с Национальной ассоциацией содействия прогрессу цветного населения (National Association for the Advancement of Colored People), но была вынуждена выйти из организации из-за защиты вооруженной самообороны наряду с ненасильственными тактиками. Кинг и Конференция христианских лидеров Юга занимались привлечением белых северных активистов в Сент-Огастине, в том числе делегации раввинов и 72-летней матери губернатора Массачусетс, которые все были подвергнуты аресту. В течение июня движение шествовало вечерами по городу, "часто сталкиваясь с противостоящими демонстрантами Ку-клукс-клана и вызывая насилие, которое привлекало внимание федеральных средств массовой информации". Сотни демонстрантов задерживались и отправлялись в тюрьму. Во время деятельности этого движения был принят Акт о гражданских правах 1964 года, запрещающий дискриминацию по признаку расы, цвета кожи, религии, пола и национального происхождения.

Сельма штата Алабама

В декабре 1964 года Кинг и Конференция христианских лидеров Юга объединили действия со Студенческим ненасильственным координирующим комитетом (Student Nonviolent Coordinating Committee) в Сельме штата Алабамы, где этот Комитет работал над вопросом достижения избирательного права афро-американцев в течение нескольких месяцев. Местный судья издал предписание, которое запрещало проводить митинги трех и более человек, связанные со Студенческим ненасильственным координирующим комитетом, Конференцией христианских лидеров Юга и Лигой избирателей округа Даллас (Dallas County Voters League) (организацией, добивавшейся регистрации чернокожих избирателей), или митинги, связанные с любым из 41-го названных лидеров борьбы за гражданские права. Этот запрет временно приостановил правозащитную активность, до того момента, когда Кинг проигнорировал его, выступив с речью в Коричневой часовне Африканской методистской епископальной церкви Сельмы (Brown Chapel African Methodist Episcopal Church) 2 января 1965 года.

Нью-Йорк

6 февраля 1964 года Кинг выступил со вступительной речью для серии лекций, начатой в Новой школе (исследовательском университете) Нью-Йорка, под названием "Американский расовый кризис" (The American Race Crisis). Ни одной звуковой записи этой речи не было найдено, но в августе 2013 года, почти 50 лет спустя, школа обнаружила 15-минутную аудиозапись секции ответов на вопросы, которые следовали после речи Кинга. В этих репликах Кинг ссылался на разговор, который имел на днях с Джавахарлалом Неру, в котором он сравнивал печальные условия многих афро-американцев с индийской кастой неприкасаемых (кастой, занимавшей самое низкое место в иерархии каст Индии). 

 Марш на Вашингтон 1963 года

Кинг, представлявший Конференцию христианских лидеров Юга, был в числе лидеров "Большой шестерки" правозащитных организаций, которые участвовали в организации Марша на Вашингтон, прошедшего 28 августа 1963 года. Другие лидеры от организаций, входившие в "Большую шестерку", были: Рой Уилкинс (Roy Wilkins) от Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения, Уитни Янг (Whitney Young) от Национальной городской лиги (National Urban League), Аса Филип Рэндольф (Asa Philip Randolph) от Братства проводников спальных вагонов (Brotherhood of Sleeping Car Porters), Джон Льюис (John Lewis) от Студенческого ненасильственного координирующего комитета, Джеймс Фармер (James Farmer) от Конгресса расового равенства (Congress of Racial Equality).

Главным организатором был соратник Кинга Байард Растин (Bayard Rustin). Для Кинга роль, которую играл Баярд Растин, была противоречивой, поскольку он был одной из ключевых фигур, согласившихся с желанием президента Кеннеди изменить основной смысл марша. Кеннеди вначале выступал против марша полностью, поскольку беспокоился, что это может негативно повлиять на вопрос принятия закона о гражданских правах. Однако, организаторы были непоколебимы в том, чтобы марш состоялся. По мере продвижения марша Кеннеди решил, что это является важной работой по обеспечению успеха. Президент Кеннеди был озабочен тем, что соберется менее 100.000 человек. Поэтому он заручился дополнительно поддержкой церковных лидеров и профсоюза Объединенных автомобилистов (United Automobile Workers) для помощи по мобилизации демонстрантов.

Марш составил конкретные требования: прекращение расовой сегрегации в общедоступных школах, принятие значительного законодательства о гражданских правах, включая запрет расовой дискриминации на рабочем месте, защита гражданских прав трудящихся от жестокости полиции, установление равной минимальной заработной платы для всех трудящихся и самоуправление Вашингтона, в то время управляемого комитетом Конгресса. Несмотря на противоречия, марш прошел с громким успехом. Более четверти миллиона человек различной этнической принадлежности посетили мероприятие, растянувшееся от ступеней Мемориала Линкольна по Национальной аллее и вокруг отражающегося бассейна. В то время это было крупнейший митинг протеста в истории Вашингтона.

Кинг произнес 17-минутную речь, позднее названную "У меня есть мечта" (I Have a Dream). В самом известном пассаже речи, в котором он отступил от приготовленного текста, возможно, будучи побужденным Мехалией Джексон (Mahalia Jackson, известная исполнительница госпелов), которая выкрикивала сзади него: "Скажи им о мечте!", Кинг произнес:

"Я говорю вам сегодня, друзья мои, что, несмотря на трудности наших дней и будущего, у меня есть мечта. Это мечта, глубоко укоренившаяся в Аме­риканской мечте.

У меня есть мечта, что однажды эта нация восстанет и переживет истинный смысл свой веры: "Мы считаем самоочевидным, что все люди созданы равными".

У меня есть мечта, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сесть вместе за столом братства.

У меня есть мечта, что однажды даже штат Миссисипи, изнемогающий от накала несправедливости, изнемогающий от накала угнете­ния, превратится в оазис свободы и справедливости.

У меня есть мечта, что однажды четверо моих маленьких детей будут жить в стране, где о них будут судить не по цвету их кожи, а по тому, что они собой представляют. У меня есть мечта сегодня.

У меня есть мечта, что однажды в штате Алабама, с его порочными расистами, с губерна­тором, с жирных губ которого слетают слова о вмешательстве [во внутренние дела штата] и непризнании [действия принятых конгрессом законов], однажды в Алабаме маленькие черные мальчики и черные девочки смогут объединиться с маленькими белыми мальчиками и белыми девочками как братья и сестры. У меня есть мечта сегодня". 


"У меня есть мечта" стала рассматриваться как одна из самых прекрасных речей в истории американского ораторского искусства. Марш и особенно речь Кинга способствовали тому, что гражданские права заняли первое место в программе реформ в США и облегчили принятие Закона о гражданских правах 1964 года.

Первоначальный машинописный экземпляр речи вместе с рукописным примечанием Кинга был обнаружен в 1984 году, текст находился у Георга Рэвелинга (George Raveling), первого афро-американского тренера по баскетболлу Университета Айовы. В 1963 году Рэвелинг, тогда 26-летний, стоял около трибуны и сразу после выступления Кинга импульсивно попросил его, если возможно, дать ему экземпляр речи. Так он получил его.

(Полную запись речи Мартина Лютера Кинга "У меня есть мечта" с озвученным переводом на русский язык можно послушать по ссылке). 

Иллюстрации:  1) Толпа вокруг Отражающего бассейна во время марша на Вашингтон 1963 года. 2) Мартин Лютер Кинг во время произнесения речи "У меня есть мечта".

Продолжение статьи следует. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное