Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Ислам и контрацепция (часть 3)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 223/2017-02-14

Доброго времени суток. Продолжаю предлагать статью "Ислам и контрацепция".

Контроль рождаемости в современных странах ислама
Проблема темпов роста населения

Контроль рождаемости и планирование семьи являются важным вопросом для многих современных стран ислама. Исследования показывают, что мусульманские страны имеют самые высокие темпы роста населения в мире. В то время как в западных странах этот показатель составляет, например, в Великобритании — 0,2%, во Франции — 0,39%, в США — 0,89%, в мусульманских странах он значительно выше и может достигать почти 3,5%. К примеру, в Индонезии показатель темпа роста населения составляет 1,49%, в Пакистане — 1,89%, в Бангладеше — 2,08%, в Саудовской Аравии — 2,44%, в Йемене — 3,44%[2].

Высокие темпы роста населения влекут за собой серьезные социальные и экономические проблемы для страны. Многие страны ислама испытывают нехватку ресурсов и не могут справиться с этими проблемами при высоком темпе роста населения, и даже такие богатые нефтедобывающие страны, как Саудовская Аравия, имеют трудности. С ростом населения жителям мусульманских стран сложнее получить образование, медицинские услуги и работу. Правительства многих стран ислама осознают эти проблемы и поддерживают программы планирования семьи[2]. Религиозные лидеры многих мусульманских стран издали фетвы, одобряющие планирование семьи и современные методы контрацепции, начиная с 1990-х годов[3][4].

Препятствия и сопротивление контролю рождаемости

Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, контроль рождаемости сталкивается с препятствиями во многих странах ислама по ряду различных причин, в том числе из-за недостатка материальных средств, а также потому, что многие мусульманские страны имеют большой процент населения, живущего за счет сельскохозяйственного труда, и в этих условиях оказывается выгодно иметь большие семьи. Помимо этого, в исламе глубоко укоренена традиция доминирования мужчин и не хватает независимости женщин, в результате чего женщинам сложно принимать собственные решения, в том числе о контроле рождаемости. Консервативные алимы поддерживают эти традиции и поощряют родителей иметь много детей[2].

Препятствием контролю рождаемости является также политика противопоставления мусульманского и западного миров. Некоторые мусульманские и националистические лидеры побуждают семьи иметь много детей, объясняя это необходимостью противостоять господству не-мусульманских стран, изображая контроль рождаемости как часть «западного заговора» по ограничению размера мусульманского населения. Такие настроения стали, в частности, причиной роста палестинского населения на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, а также в Иране, где между 1979 и 1986 годами население выросло от 42 миллионов до 50 миллионов[2].

Когда в 1994 году в Каире состоялась Международная конференция ООН по народонаселению и развитию, многие мусульманские сообщества и их лидеры отнеслись с подозрением к инициативе ООН продвигать планирование семьи и контроль рождаемости населения. Совет алимов Саудовской Аравии, высший государственный религиозный авторитетный орган этой страны, осудил конференцию как «свирепое нападение на исламское общество» и запретил мусульманам посещать ее. Судан, Ливан и Ирак присоединились к Саудовской Аравии и заявили, что не будут посылать делегатов в Каир. Повестка дня конференции, касающаяся планирования семьи и контроля рождаемости, была воспринята этой частью мусульманского мира как навязывание мусульманам западных ценностей и попытка возродить «колониальные и имперские амбиции». Однако, такая позиция не отражает весь спектр ислама. На конференции присутствовало немало мусульман, согласных с ее целями[5]. В данное время большинство стран ислама одобрили Программу действий Международной конференции ООН по народонаселению и развитию 1994 года, а также Декларацию тысячеления ООН 2000 года, содержащую призыв обеспечить всеобщий доступ к информации и услугам планирования семьи[7].

Влияние сопротивления консервативной части ислама против контроля рождаемости проявилось также во время конференции 2005 года, когда 40 знатоков ислама из 21 страны призывали прилагать усилия к продвижению планирования народонаселения и улучшению услуг репродуктивного здоровья. Однако, хотя все участники конференции были благосклонно настроены к использованию контрацепции женатыми парами, они были против того, чтоб сделать заявление об этом в совместной декларации, боясь расправы со стороны более консервативных лидеров ислама своих стран[6].

Существуют некоторые мусульманские страны, которые имеют успехи в преодолевании местных сдерживающих факторов планирования семьи и в той или иной мере добились контроля над темпами роста населения. Стоит отметить, что программы планирования семьи распространяются под лозунгами улучшения здоровья женщин и детей, а не только замедления темпов роста населения для социально-культурного развития страны[7].

Примеры некоторых стран с контролем рождаемости

Медицинская ассоциация Пакистана в 2013 году представила отчет о ситуации с контролем рождаемости в этой стране, снабдив его (на основе анализа научных источников) примерами нескольких других стран ислама, стремящихся осуществлять контроль рождаемости[7]. В числе таких примеров стали страны Юго-Восточной Азии: Бангладеш, Афганистан, Малайзия и Индонезия, страны Ближнего Востока: Иран, Египет, Иордания, Кувейт, страна на территории Европы Турция и страны Африки: Марокко и Нигерия.

Проблемы в Пакистане

Ситуация с контролем рождаемости в Пакистане является одним из случаев, когда попытки планирования семьи пока не принесли желаемых результатов. Наиболее распространенными факторами, препятствующими контролю рождаемости в Пакистане, исследователи называют влияние взглядов свекровей на замужних женщин, отсутствие материальной независимости, отсутствие коммуникации между супругами по сексуальным вопросам, а также традиционалистские толкования религии. В наибольшей мере планирование семьи плохо осуществляется в изолированных сельских районах, где низкий уровень использования контрацепции коррелирует с уровнем изоляции, нищеты, неграмотности и отвергающими контроль рождаемости религиозными представлениями.

По данным Медицинской ассоциации Пакистана, в 2012 году около 25% пар, которые хотели бы получить услуги планирования семьи, не получили их по разным причинам, одной из которых может быть религия, особенно в отдаленной сельской местности, где средства массовой информации все еще не оказывают влияние на население. Согласно Отчету демографии и здравоохрания Пакистана 2006-2007 годов, 6% женщин были лишены возможности использовать контрацепцию по религиозным соображениям, под влиянием местного духовенства, объявившего ее применение грехом. Исследования показали, что религиозные лидеры, которые имеют больше знаний о методах контрацепции, фактически одобряют планирование семьи. Кроме того, религиозные лидеры в более образованных провинциях имеют более положительное мнение о методах контрацепции в сравнении с лидерами провинций с низким уровнем образованности[7]. 

Продолжение статьи следует. 

Иллюстрации: 1)  Женщина в хиджабе перед Мечетью султана Хасана и Мечетью ар-Рифаи в Каире, 2) Иракские девушки на поводке, запряженной ослом, 3) Пакистанские женщины и девочки.

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное